• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 11 классе базовый уровень

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 11 классе базовый уровень

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта         общего образования и авторской программой Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеева. Программы общеобразовательных учреждений.  Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень. М.,  Просвещение, 2011.  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных ...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Утверждено Рассмотрено

приказом директора школы на заседании ШМС

№________от «___» ________ протокол №____________

____________Игнатенко С.В.




Рабочая программа

по обществознанию (включая экономику и право) в 11 классе

базовый уровень


2012- 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

68 часов (2 часа в неделю)

учитель: Игнатенко С.В.


с. Нижнечуманка

2012год

Пояснительная записка.

Статус рабочей программы. Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования и авторской программой Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеева. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень. М., Просвещение, 2011. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. Данная программа предназначена для 11 класса, срок реализации программы 1 год.

Функции. Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи. Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Требования. Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  1. способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  2. передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

  3. формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

  4. развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;

  5. способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

  6. помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

Принципы. В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Контрольно-измерительные материалы. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.

В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Данный курс обеспечен учебником «Обществознание» (базовый уровень): для 11 класса - под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, - выпущенным издательством «Просвещение».
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

тема

№ урока

тема урока

д/з

1

Экономика

(28ч)

1-2

Экономика и экономическая наука

§1, зад.1 (заполнить сравнительную таблицу)

эссе

3-4

Экономический рост и развитие

§2 , зад.3

Индивидуальное задание

5-6

Рынок и рыночные структуры

§ 3, зад.1,2

7

Рыночные отношения в экономике

8-10

Фирма в экономике

§4 , составить перечень затрат

Зад.1-2

11-12

Слагаемые успеха в бизнесе

§5, составить таблицу организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

13-14

Экономика и государство

§6, эссе

15-17

Финансы в экономике

§7, работа с документом

18-19

Занятость и безработица

§8, ответить на вопросы для самопроверки.

20

Причины и экономические последствия безработицы

21

Государственная политика в области занятости

§9, зад.1,2,5 составить памятку

22-23

Мировая экономика

§10. Эссе

Зад. 1,3

24

Государственная политика в области международной торговли

25-26

Человек в системе экономических отношений


§11

27

Мировая экономика и торговля

28

Обобщающий урок по теме «Экономика»

2

Проблемы социально-политического развития общества

(14ч)

29-30

Свобода в деятельности человека


§12. Зад 3,4

31-32

Общественное сознание

§13 работа с источниками

33-34

Политическое сознание

§14,

35-36

Политическое поведение

§15 зад.1,2

37-38

Политическая элита и политическое лидерство

§16 зад. 1,2

Работа с источниками

39-40

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

§ 17, заполнить таблицу

41

Религиозные объединения и организации в РФ

§18 работа с источником

Зад. 1,2

42

Обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политического развития общества»

3

Правовое регулирование общественных отношений

(20ч)

43-44

Современные подходы к пониманию права

§19,зад.1,2

45-46

Гражданин Российской Федерации

§ 20,работа с источником

47-48

Экологическое право

§21, зад.2-3

Индивидуальное задание

49-50

Гражданское право

§22 зад.1-3

51-52

Семейное право

§23,Семейный Кодекс РФ

53-54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

§24 зад1-2

Работа с документом

55-56

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

§25 зад 1-3

57-58

Процессуальное право: уголовный процесс

§26 зад 1-3

Работа с документом

59-60

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

§27 зад 1-3

Индивидуальное задание

61-62

Международная защита прав человека

§ 28 зад 1-3

63-64

Обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

65-66

Взгляд в будущее

§29, эссе

67-68

Заключительные уроки







УМК


  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  • Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание. 6-11классы. М.: Просвещение, 2011

  • Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.

  • Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». М.: Просвещение, 2002

  • Обществознание. 11 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2010

Дополнительная литература


  • Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание)

  • ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика - М.: «Экзамен», 2007. -351с.

  • Конституция РФ

  • Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

  • Программно - методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. - М.: Дрофа,2001.

  • Сборник законов РФ.

  • Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. - М.: ИКЦ «МарТ», 2008.

  • Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение,2004.

  • Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 2000.

  • Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 классы. М.: Дрофа, 1999.

  • Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 11 класс. - М.: Экзамен, 2010


Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

XI класс

Учащиеся должны знать:

Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во времени, значимость права в обществе;

Сущность правовой системы, её отличие от системы права, осуществление законотворчества в РФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ;

Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность, характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности

Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и трудового права, сущность правоспособности и дееспособности;

Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды социальной мобильности;

Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов, родителей и детей, варианты добрачного поведения;

Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы;

Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения;

Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм, особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения;

Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и современности;

Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса социализации, основные проблемы подросткового периода.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировано доказывать значимость права в обществе;

Отличать правовые нормы от других социальных норм;

Характеризовать Конституцию РФ;

Писать исковое заявление в суд;

Различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;

Анализировать положение человека в обществе, принадлежащего к определенному социальному классу;

Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;

Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов;

Анализировать определенные поступки, используя научные знания о социальном взаимодействии людей;

Характеризовать особенности социальных норм и их санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля;

Выделять особенности деликвентного поведения, объяснять причины отклоняющегося поведения;

Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;

Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;

Объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Выпускник школы должен достичь определенного уровня базовых социальных компетентностей:

  • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

  • в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

  • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Рекомендации по оцениванию ответов

Оценка «5» - Логичное изложение ответа, правильное использование научной терминологии, верная характеристика основных социальных объектов и процессов, умение раскрывать теоретические положения и понятия социальных наук, умение формулировать собственные суждения и аргументы, сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, понимать особенности различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Оценка «4» - в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а в процессе уточнения ответа сомостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» - в ответе допущены значительные ошибки, или не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

При оценивании обязательно используется система критериев, зафиксированных в письменной форме и известных учащимся до написания работы. При составлении дескрипторов может использоваться шкала с любым количеством баллов.

Материалы, отражающие формат, уровень сложности и программу констатирующей работы (возможно - демонстрационный ее вариант), должны быть предоставлены учащимся не позднее, чем за неделю до проведения работы.

Отметки за каждую работу выставляются в классный журнал по 4-балльной шкале («2», «3», «4», «5»). Перевод отметок в пятибалльную шкалу осуществляется по однозначно определенному алгоритму с использованием интегральной формулы, учитывающей процент успешности по всем критериям по следующей шкале:

"2"- менее 50%

"3" - с 50 до 70%% включительно

"4" - выше 70 до 88%% включительно

"5"- выше 88 %

Требования к устным ответам:

  1. Содержательность, т.е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

  2. Логичность, т.е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов..

  3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

  4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.

  5. Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Повторное выполнение (переписывание) констатирующих работ не допускается. Учащиеся, отсутствовавшие при выполнении констатирующей работы по уважительной причине, выполняют ее в специально назначенные сроки; отсутствовавшие по неуважительной причине - к выполнению работы не допускаются. В случае болезни учащегося пропущенные им констатирующие контрольные работы должны быть выполнены в течение двух недель после выхода учащегося в школу

Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме в виде устного экзамена, так и в виде ЕГЭ.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Критерии оценивания учащихся 11 класса

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1 (ед)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

Ответ отсутствует.

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

Ответ отсутствует.

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

Ответ отсутствует.

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

Ответ отсутствует.

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Ответ отсутствует.

Пособие для подготовки к написанию эссе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Общая характеристика задания С9. Содержание контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по обществознанию многопланово и многообразно. Каждое задание проверяет знание определенной темы курса и одновременно навыки и умения учащихся. Сейчас появилось много различных пособий, посвященных анализу содержания контрольно-измерительных материалов по обществознанию и методике подготовке к Единому государственному экзамену по этому предмету. Данное пособие посвящено одному, но наиболее сложному заданию - С9, которое педагоги называют мини-сочинением или эссе.

Задание С9 - своеобразная вершина, последнее испытание контрольно-измерительных материалов, где аккумулируются все знания, навыки и умение, которыми должен обладать выпускник. Составители контрольно-измерительных материалов считают, что в данном задании учащийся должен продемонстрировать, что он:

1) знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;

2) умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличия от всех других и сходства с родственными;

3) способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;

4) объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние (так и внешние); -

5) приводит собственные примеры, поясняет, аргументировано раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

6) дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначение.

Задание С9 - альтернативное. Каждый вариант этого задания содержит шесть тем краткого письменного сочинения, которые сформулированы в виде проблемных (а часто и парадоксальных) суждений известных мыслителей. Каждая тема должна опираться на теоретические знания по одной из шести базовых наук, составляющих основу курса обществознания.








Лист изменений


Тема

комментарии





































































Приложения

© 2010-2022