• Преподавателю
  • Другое
  • План – конспект урока по культуре общения 5 класс «Роль сына, дочери. Загляните в мамины глаза»

План – конспект урока по культуре общения 5 класс «Роль сына, дочери. Загляните в мамины глаза»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Трехстенская общеобразовательная школа

Каменского муниципального района Воронежской области



План - конспект урока

по культуре общения

5 класс


«Роль сына, дочери.

Загляните в мамины глаза»



Разработала учитель культуры общения

Бабакова Лилия Петровна



с. Трёхстенки


2015 год

Цели:

Эмоционально - чувственная цель:

Развивать активность ребят, стимулировать их творческие проявления, способствовать развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного мышления, речи, используя различные виды деятельности детей.

Поведенческо - деятельностная цель:

Формирование дружеского отношения друг к другу, воспитать у детей дисциплинированность, аккуратность и организованность.

Воспитательная цель:

Помочь учащимся осмыслить истинное значение словосочетания «любовь к матери». Воспитать любовь, чуткое трогательное отношение к своим мамам, женщинам вообще: умение ценить материнскую заботу и любовь.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру взаимоотношений, понимание значимости любви к матери;

  2. Развивать творческие способности детей.

Ход урока

1. Вступление.

Беседа - обсуждение:

Послушайте одну легенду о мамах.

Молодая Мать только вступила на путь материнства. Держа малыша на руках и улыбаясь, она задумалась:

"Как долго будет длиться это счастье?"

И Ангел сказал ей: "Путь материнства долог и труден. И ты состаришься, прежде чем достигнешь конца его. Но знай: конец будет лучше, чем начало".

Но молодая Мать была счастлива, и она не могла предположить, что может быть что-нибудь лучше, чем эти годы. Она играла со своими детьми и по пути собирала для них цветы, и купала их в потоках чистых вод; и солнце им радостно светило, и молодая Мать восклицала: «Ничто не может быть более прекрасным, чем это счастливое время!"

И когда наступила ночь, и началась буря, и темная дорога стала не видна, а дети дрожали от страха и холода, Мать обняла их, прижала близко к сердцу и укрыла своим покрывалом… И дети сказали: "Мама, мы не боимся, потому что Ты рядом и ничего страшного случиться не может".

И когда наступило утро, они увидели гору впереди себя, и дети стали подниматься вверх, и утомились… И Мать тоже была утомлена, но все время говорила детям: "Потерпите еще немного, и мы - там". И когда дети поднялись и достигли вершины, они сказали: "Мама, мы никогда бы не сделали этого без тебя!"

И тогда Мать, ложась ночью, посмотрела на звезды и сказала: "Это - лучший день, чем прошлый, поскольку дети мои узнали силу духа перед лицом трудностей. Вчера я дала им храбрость. Сегодня я дала им силу".

И на следующий день появились странные облака, которые затемняли землю. Это были облака войны, ненависти и зла. И дети искали в темноте свою Мать… и когда наткнулись на нее, Мама сказала им: "Поднимите свои глаза к Свету". И дети посмотрели и увидели выше этих облаков Вечную Славу Вселенной, и это вывело их из темноты.

И той ночью Мать сказала: "Это - лучший день из всех, поскольку я показала моим детям Бога".

И дни проходили, и недели, и месяцы, и годы, и Мать постарела, и немного сгорбилась… Но дети ее были высокими и сильными, и смело шли по жизни. И когда путь был слишком трудный, они поднимали ее и несли, поскольку она была легка, как перышко… И наконец они поднялись в гору, и уже без нее смогли увидеть, что дороги светлы, а золотые врата широко открыты.

И Мать сказала: "Я достигла конца моего пути. И теперь я знаю, что конец лучше, чем начало, поскольку мои дети могут идти сами, и дети их - за ними."

И дети сказали: "Мама, ты будешь всегда с нами, даже когда пройдешь сквозь эти врата". И они стояли, и наблюдали, как она продолжала идти одна и как врата закрылись за нею. И тогда они сказали: "Мы не можем видеть ее, но она все еще с нами. Мама, подобно нашей, - больше чем память. Она - Живое Присутствие …"

Учитель:

- Ребята, выскажите ваши предположения о теме сегодняшнего урока. (отв. детей)

- Какие задачи вы поставите для решения этой проблемы?

Ваша Мама - всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она - прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она - кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она - то место, куда вы прибываете с Небес - ваш первый дом; и она - карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.
- Ребята, а как вы относитесь к своим мамам? Я надеюсь, что вы не огорчаете их. Ведь мам нужно беречь, любить и ценить. Мама всё отдаст за счастье своего ребёнка.

- Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц?

  1. Дитя хоть и криво, да отцу, матери мило.

  2. Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

  3. Птица рада весне, а дитя - матери.

  4. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

  5. Материнское терпение всё перетерпит.

  6. При солнышке тепло, при матери добро.

2. Основная часть.

1. Работа в группах

Обсуждение жизненных ситуаций: отношение к матери.

(Учитель предлагает учащимся прослушать ситуацию и высказать свое мнение об услышанном.)

1.

«Это было так. Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему это сделать быстро, и Миша выхватил газету у брата.

  • Годится! - он жизнерадостно хлопнул Гену по затылку.

  • В девятнадцать тридцать - «В мире животных».Лесси, джамп! Джамп, Лесси!

  • Ну, я пошел. В баскет играть! - и Миша исчез.

Гена наскоро поглотал холодный борщ, разделил с Лесси котлету и помчался на поиски старшего брата. Лесси, чьи мечты о прогулке рухнули, жалобно заскулила.

Ровно в двадцать минут восьмого, грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор. Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.

  • Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас «В мире животных » будет!

  • Ужинать? Хлеб-то купили?! Миша, сбегай-ка в булочную!

  • Миша, Миша... Всегда Миша... Что я, рыжий... Пусть Гена идет!

  • Хитренький! Сегодня твоя очередь!

  • А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?

  • Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!

  • Ничего не за меня! Это я за тебя с Лесськой в понедельник гулял!

  • В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу у тебя был кружок, и я...

Хлопнула дверь... Когда мама вернулась с хлебом, братья в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьянки, грозно рычал тигр.

Мама подала картошку.

  • В мундирах, - капризно протянул младший. - Лучше бы пюре.

  • Или жареную. С колбасой!..

Быстро управившись с ужином, Миша коротко бросил: «Морской закон!» и захватил кресло - предмет непрекращающегося спора. Но стоило ему на минутку подойти к телефону, как Генка, вопя про барыню, которая «встала, место пропало», прочно угнездился там, схватившись для верности за подлокотники. Это ему не очень помогло, Миша умело разжал его пальцы и энергично стал извлекать брата из кресла. Тщательно рассчитав силу голоса, чтобы было слышно на кухне, братишка заныл:

«Ты чего бьешься? Я к тебе лезу? Ой-ой-ой!».

Как он и предполагал, мама вошла в комнату. Но разбирать, кто прав, кто виноват, не стала. Она, не говоря ни слова, повернула рычажок телевизора. Лесси как раз в это время спасала от волка строптивую лошадь.

  • Ма, ты чего, ма? Включи! - дружно закричали братья, вмиг забыв раздоры.

Но мама усталым движением поднесла к вискам белые от муки руки и заплакала.

Плохой был вечер и плохо закончился...»

А ведь могло быть и так.

2.

«...Возвращаясь с уроков. Гена достал из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему сделать это быстро, и Миша нетерпеливо спросил:

  • Ну, что там, товарищ профессор?

  • «В мире животных». Девятнадцать час. тридцать мин., - доложил Генка старшему брату. Потом вспомнил «профессор» и запоздало парировал:

  • От академика слышу.

  • Но-но... Разговорчики в строю... Значит, так. Слушай мою команду. Бери ложку, бери хлеб и, сам понимаешь, грей воду, посуду вымоешь... И не кисни: надо! Я сейчас в булочную, а потом подмету.

  • А я? - с надеждой спросил Генка. - Гулять?

  • Ох ты и шустрый растешь, Геннадий Васильевич! Ладно, знай мою доброту. Гулять! Но только с Лесси!

Лесси, услышав любимое слово «гулять», радостно запрыгала вокруг мальчиков.

  • Джамп, Лесси, джамп! - с английским акцентом кричал Гена. - Хелло! Гудбай! Э тейбел.

На этом его запас иностранных слов кончился, и он взялся за дело. Вскоре выяснилось, что почти целый час остается на баскетбол.

Ровно в половине восьмого, грязные и раскрасневшие, мальчики прибежали домой. Водные процедуры, такие как мытье рук, шеи и ушей, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись. Мама явно задерживалась.

  • Картошки, что ли, сварить? - подумал вслух Миша.

  • Ага! Пюре с молоком, - загорелся Генка.

  • Чего уж там - пюре? Заказывай соломку фри с гарниром, крем-брюле под соусом. Эх, ты, чревоугодник! Витамины все где? В кожуре. А потому варим картофель фирменный, он же - в мундирах.

  • Или в шинелях, - сострил привычно Гена и обижен-уо добавил, - я вот скажу маме, что ты обзываешься.

Но как именно его обозвали, он уже забыл, да и вообще, честно говоря, жаловаться не собирался. У них с Мишей элю было не принято.

Мама пришла в семь. Услышав щелчок замка, ребята выскочили в коридор, и Миша скомандовал:

  • Взвод! Равняйсь! Смирно! Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.

  • Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметен, картошка сварена, собака «погуляна», двоек нет. Личный состав готовится к просмотру передачи «В мире животных».

Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И когда на экране закружились в воздушном танце аисты, маму усадили в кресло, укрыли пледом. Мальчики и Лесси устроились прямо на полу. А потом и отец присоединил к ним.

Славный был вечер. И кончился он спокойно и хорошо...»

(Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос):

- Когда герои этой ситуации вели себя неправильно, а когда правильно по отношению к матери? (Ответы учащихся)

  • Я тоже мама и у меня двое детей. Они похожи на Гену и Мишу - номер один и на Гену и Мишу - номер два.

Впрочем, я думаю, то же самое можно сказать о большинстве из вас. Прямо как в английской песенке:

Жила на свете девочка, Она была хорошая, Она была хорошая, Хотя была плохая.

Бывают у нас в семье чудесные дни, разумные, наполненные серьезным делом и веселым отдыхом, интересными разговорами и добрыми отношениями. А иногда все идет вкривь и вкось, взрослые недовольны детьми, дети ссорятся друг с другом. Шум, обиды, разговоры.

- Почему? Кто виноват? (Ответы учащихся)


Учитель: Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми вы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела вас от родительского крова, мама всегда останется для вас мамой, а вы - ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе и пожурить нас, лучше, чем мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, а исправить.

3. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

МАМА.

Закрой глаза, прислушайся. Ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь. Даже, когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки. Ты еще не умел говорить, а мама уже понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить. Мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. Всё, что ты видел, всё, что тебя окружало, всё начиналось с мамы, с её слова.

Индивидуальная работа.

- Сейчас прошу ребят составить рассказ о своих мамах.


Несколько слов о маме: Существительные:

  1. Ф. И. О. 1. Солнце

  2. Профессия. 2. Любовь.

  3. Любимые занятия.

Прилагательные: Глаголы:

  1. красивая. 1. любить,

  2. добрая. 2. согревать,

3. помогать


- Давайте зачитаем, что у вас получилось.

4. Подведение итогов.

- Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча, через все годы ее жизни? (отв. детей) Эта любовь оберегала и сохраняла нас, когда мы были беззащитны и беспомощны; эта любовь подымала нас, когда мы падали, эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда нам было очень тяжело. К сожалению, мы так увлечены всевозможными играми да к тому же и компьютерными, что у нас все меньше и меньше времени "остается на маму". Многие ли из нас могут сказать, какие у мамы глаза! Нет, я не имею в виду цвет - карие или голубые - это, слава Богу, мы помним. Какие у мамы бывают глаза? А ведь в них - вся наша жизнь, в них - мы сами, в настоящем, прошедшем и будущем. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые бы оказались сильнее самой смерти. Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте маме боли своими словами и поступками. Дети - самое дорогое для матери. Счастье матери - в счастье их детей. Нет ничего святее и бескорыстнее её любви. Мама - первый учитель и друг, причем самый близкий. Она всегда поймет нас, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе мамы.

5.Рефлексия.

- Что вы чувствовали сегодня на уроке? Что теперь постараетесь делать по- другому?

6. Домашнее задание.

- Предлагаю вам написать письма своим мамам, бабушкам о своих чувствах, о том, что иногда трудно сказать самое главное, самое нужное, а не получается. Напишите письмо и начните его словами: Здравствуй, мама!



© 2010-2022