Фольклорный свадебный обряд Убор невесты (сценарий)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение Ерлинская основная общеобразовательная школа

муниципального образования - Кораблинский муниципальный район

Рязанской области




Русские народные традиции.

Убор и выкуп невесты









Составила: Мачигина И.Л.




Данная методическая рекомендация проведения внеклассного мероприятия поможет учителям МХК, истории (краеведения), обществознания, технологии организовать продуктивную работу по формированию уважительного отношения учащихся к русской народной культуре и традициям.

Мероприятие имеет специфические особенности. Оно отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для

учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в действии. Уроки, проведенные на базе школьного музея, способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей, бережного отношения к памятникам истории и культуры

Цель: формирование уважительного отношения к национальным традициям.

Задачи:

Образовательная

- познакомить учащихся с основными обрядовыми этапами русской свадьбы 19 - 20 в.в.

Развивающие

- проанализировать театрализованную постановку по предложенным вопросам;

- сравнить основные обрядовые этапы русской свадьбы с этапами современной свадьбы.

Воспитательная

- воспитание интереса к истории Родины.

Оборудование урока:

  1. экспозиция «Уголок крестьянской избы» в школьном музее;

  2. фондовые предметы (мужская рубашка, лапти);

  3. магнитофон с записями;

  4. презентация по теме урока.

Методы и приемы:

Инсценировка «Русская свадьба», эвристическая беседа (вопросно -ответный метод), анализ и сравнение.

Вступление.

7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены

1 По головному убору. Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

2. По венцу. Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово "венец" происходит от русского "венить", то есть "заниматься жатвой". Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" ("на жатву").

3. По серьгам. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче - по статусу.

4. По косе. Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу. Первая коса - новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская. Коса - девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал - «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной.

5. По орнаменту и цвету одежды. Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек, что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога - это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка - это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. 6. По юбке. Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично - поверх нее надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону - холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали. Замужние женщины носили поверх рубахи паневу или сарафан.

7. По обручальному кольцу. Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце - то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое, по-классике.

Плач невесты символизирует прощание с родителями, с девичеством, с вольной жизнью.

Выкуп невесты - старинная традиция. С этого обряда начинается любая свадьба. А откуда взялся этот обряд? Оказывается, начало этого обычая лежит в глубокой древности. Когда-то люди жили своими общинами, родами. И для того, чтобы не допускать кровосмешения, брали женщин из других племен. А коль скоро древние племена, как правило, находились в состоянии вражды и войн, то жену можно было заполучить тремя способами: - в процессе боя. Это было привычнее и проще; - в ходе длительных переговоров, когда результат достигалось с трудом или не достигался вовсе; - либо предпринималось воровство невесты. Постепенно с ходом времени надобность «отвоевывания» жены у другого племени отпала, но обычай выкупа невесты остался нам в наследство, но теперь приобрел игровую развлекательную форму.

Приглашаем вас по тропинке сказочной в путь- дорогу дальнюю, в старину глубокую.

Сценарий.

(«Свадебный плач») В избе сидят девушки, сваха заводит невесту одетую в сорочку. Подружки расплетают косы.

(«Плач» фоном) Подружка расчесывает косу невесте, приговаривая:

Коса моя, косонька,
Коса дорогая, русая, золотая!

Сваха отвечает:

Рано тебя расплетати,
В дальний путь,
В дальний снаряжати!

(«Свадебный плач») Приступают к заплетанию кос.

(«Плач» фоном)

Невеста: Не жаль мне золота,
Не жаль чистого серебра,
Жаль одного: девичьей красы, Русой косы.

Подружка: не плачь, не плачь Душа Настенька,
Красных девушек не кручинь!
Не слези лицо белое,
Рученек не ломай!


(«Голубка») Далее подружки приступают к одеванию невесты: надевают сарафан, пояс, украшения и головной убор.

(«Свадебный плач») Невеста садится на стул:

(«Плач» фоном)
Надоела я да родному батюшке,
Надоела да наскучила!
Просватал-то, родимый батюшка,

Не пожалела меня, родимая матушка,
Горе-горькую да горемычную!

(«Свадебный плач») Подходит мать с иконой. (Плач фоном)

Невеста: Ты моя, родима матушка!

Успокой меня, голубушка!

Не спалось мне ночкой темною,

Ночкой темною, холодною.

Лишь под утро задремалося,

И такой мне сон привиделся:

По горам крутым ходила я,

Собирала красны ягоды.

Круты горы - мое горюшко,

Красны ягоды - мои слезоньки.

Мать: отдаю я тебя дочь, чтоб назад не брать. Я учила тебя слушаться мужа, жить в согласии. Смотри дочь не упади, когда тебя толкать будут, удержись на ногах, а то позора не оберешься. Невеста целует икону.

Возглас: Девчата! Сваты приехали!

(«Народная свадебная») Дружка с женихом входят, крестятся.

Кланяются сначала отцу и матери невесты, а затем гостям.

Им все откланиваются.

(«Голубка»)

Дружка и жених раскланиваются с подругами (Голубка фоном). Подруги: Чего вы сюда приехали?

Дружка: Хотим девушку забрать.

(«Голубка» фоном). Дружка:

Сватушки любезные

И все гости смиренные,

Скажите вы мне слово легкосердное:

Кто здесь в доме хозяин?

Сваха: Иван Тимофеевич.

Дружка ( целуются три раза): сватушка любезный, Иван Тимофеевич, у вас вчера гости были?

Отец: были!

Дружка: вино, пиво пили?

Отец: пили!

Дружка: не обещались ли вы отдать свое дитя за нашего жениха?

Отец: обещалися.

Дружка: У Ивана у Тимофеевича,

Есть зелен сад,

В этом садике

Стоит яблонька,

На этой яблоньке

Висит яблочко -

Спело и зрело,

Ко времечку поспело!

Вы сами, сватушко, сорвете

Или мне прикажите?

Отец: как знаешь, дружка!

Дружка кланяется: за косой пришел. Девушки останавливают его, раздает подарки. Невеста плачет и рыдает. Она обращается к своему брату:

Братец, постарайся,
Братец поломайся!
Не продай сестру,
Ни за рубль, ни за золото...

Брат грозит скалкой, дружка показывает деньги.

Брат: брату мила сестра, а золото милей.

Дружка:

Как наша новобрачная

Спала, почивала,

Утром весело вставала?

Невеста (утирая слезы):

Водой ключевой умывалась,

Тонким полотенцем утиралась,

К злату венцу одевалась,

Белилами белилась,

Богу молилась.

Дружка: Скажите мне слово легкосердное:

Кто здесь в доме хозяюшка?

Гости: Просковья Петровна.

Мать выносит каравай с солью, ставит на стол..

Дружка: ваш хлеб и наш хлеб!

(отламывает горбушку, приговаривая.)

отломлю я с этого хлеба горбушку;

Нет ли у вас какой-нибудь тряпушки

Завязать горбушки?

(«Голубка») Дружке дают платок. Он вынимает привезенные от женихова хлеба горбушку и, круто посолив обе, крепко связывает их в платке, сложив широкими сторонами. Тут же сватья повязывает дружке расшитое полотенце через плечо. Дружка благодарит.

(«Голубка» фоном)

Жених: за своим пришел, отдайте мое.

Выводят брата невесты покрытого платком.

Жених: это не мое, за своим пришел, отдайте мое!

(«Народная свадебная») Мать берет икону. Отец опоясывает свою дочь рушником, трижды обводит ее вокруг стола по часовой стрелке и передает в руки жениха. («Народная» фоном). Родители просят присутствующих в комнате: «Люди добрые, благословите молодых», и гости трижды произносят: «Бог благословит!». («Народная») Молодые подходят к иконе, целуют, кланяются родителям и гостям.

Сватья дает молодым каравай с «Мировым деревом».

(«Славяне») Начинается танец-хоровод. После танца молодые несут каравай и угощают всех гостей. Ставят каравай на стол.

(«Венчальный звон») Сваха подметает дорогу перед молодыми. Все кланяются и уходят.


Анализ

внеклассного мероприятия

«Убор и выкуп невесты»

Представленное внеклассное мероприятие было заявлено в план работы школы в начале года. Целью моей педагогической деятельности являлась активатизация учебной и творческой деятельности уч-ся средствами русского фольклора, музыки; обеспечение общего культурного , литературного и музыкального развития путем постижения русских народных традиций, умение интересно проводить досуг. Воспитательное мероприятие подготовлено для уч-ся 5 - 9 классов.

Постигая мир русского фольклора и музыкальных звуков, дети учатся глубже воспринимать окружающее и тоньше выражать свое отношение к нему.

Мероприятие имеет специфические особенности. Оно отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в действии. Уроки, проведенные на базе школьного музея, способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей, бережного отношения к памятникам истории и культуры

Цель: формирование уважительного отношения к национальным традициям.

Задачи:

Образовательная

- познакомить учащихся с основными обрядовыми этапами русской свадьбы 19 - 20 в.в.

Развивающие

- проанализировать театрализованную постановку по предложенным вопросам;

- сравнить основные обрядовые этапы русской свадьбы с этапами современной свадьбы.

Воспитательная

- воспитание интереса к истории Родины.

Учитывался возраст и индивидуальные особенности учащихся. Ребята смогли продемонстрировать сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках литературы и музыки, в театральном кружке: это и выразительность стихов, и музыкальность , и пластичность и умение воссоздать русский свадебный обряд, показали красочность языка, познакомились с устным народным творчеством

На мой взгляд, вечер был логически построен, достаточно организован, выдержан по времени, показана связь с другими предметами (с музыкой, историей, МХК).

Мне кажется, что такая работа позволяет воспитывать в ребятах любовь к литературе, музыке, истории, русскому фольклору; дисциплинированность и ответственность за проведение концертов и других школьных дел.


© 2010-2022