Программа ЮИД для 7-10 лет

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

I

Пояснительная записка

1

1.1.

Характеристика программы

2

1.2.

Актуальность и новизна

2-3

1.3.

Цели и задачи

3

1.4.

Знания, умения и навыки учебного курса

4

1.5.

Условия набора и формирования групп обучающихся

4

1.6.

Разделы программы

4

1.7.

Характеристика разделов программы

4

1.8.

Используемые методики

5

1.9.

Психологическое обеспечение программы

5

II

Программа 1 год обучения (2 часа в неделю)

5-8

III

Принципы реализации программы

8

IV

Формы и методы обучения

9

V

Прогнозируемые результаты при изучении программы

9

VI

Условия для реализации программы

9

VII

Литература

9

VIII

Рекомендуемая литература для воспитанников

10

  1. Пояснительная записка


  1. Характеристика программы

По характеру деятельности: образовательная.

По педагогическим целям: образовательная, познавательная, развивающая теоретические и практические навыки безопасности дорожного движения.

По форме занятий: групповые, в сочетании с индивидуальными, всем составом.

По возрастным особенностям: 7-10 лет.

По временным показателям: для детей 7-10 лет - 1 год обучения.

По наполняемости: 15 человек - 1 год обучения.


  1. Актуальность и новизна программы

С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1млн. 200тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине пешехода. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира и является, на мой взгляд, самой актуальной на сегодняшний день. Плата за свою безграмотность и несознательность очень дорога и ничем не оправданна. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

По сравнению с прошлым годом количество дорожно-транспортных происшествий не выросло, но, к сожалению, и не уменьшилось. Однако, стоит отметить, что количество ДТП с участием детей стало меньше. В прошлом году за полгода их было 8. В целом по России за период 6 месяцев уже 341 ребенок погиб и 9 тысяч детей ранено.

В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения. Обучение на занятиях по данной программе позволит ребятам усвоить правила применения знаний по соблюдению правил дорожного движения в игровой форме, что соответствует их возрастным особенностям. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, действующим правилам дорожного движения, реальным условиям дорожного движения регионального характера, учитывая психофизические особенности обучающихся, опираясь на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Программа рассчитана на 1 год обучения, адресована детям 7-10 лет, потому что именно в этом возрасте ребенок самостоятельно начинает совершать маршруты «дом-школа-учреждение дополнительного образования», тем самым становится полноправным участником движения. Объем программы 68 часов. Программа состоит из 4-х разделов: «Изучение ПДД», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим», «Агитационно-массовая работа», «Участие в массовых мероприятиях». В программу введен раздел «Участие в массовых мероприятиях», в котором широко используется принцип «Сами придумываем-сами делаем - сами оцениваем», игровые моменты, конкурсы.

Выполнение индивидуальных и групповых работ помогает детям наглядно увидеть как правильно необходимо поступать в конкретной ситуации, создавшейся на дороге. Через коллективно-творческую деятельность у ребят формируется правильное восприятие ситуации, и осознание необходимости правильного применения правил дорожного движения. Работа кружка направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах.

Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Новизна программы состоит в том, что:

- наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;

- программа дополнительного образования создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД, вопросов страхования и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и практического материала;

- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;

- изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Считаю, что данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения, по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи) и основы административного права и страхование (учащимся этого возраста такие знания не преподаются в основной школе); ориентируем детей на будущую профессию.


  1. Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Основные задачи:

  • Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.

  • Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми.

  • Умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

  • Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.

  • Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы.

  • Развитие творческих и мыслительных навыков детей.

  • Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.

    1. Знание, умения и навыки учебного курса

Воспитанники должны знать:

- основные понятия и термины, используемые в Правилах;

- обязанности пешеходов и пассажиров;

- значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;

- подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;

- как распознать и предвидеть опасность;

- основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.

Воспитанники должны уметь:

- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;

- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;

- определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;

- соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;

- правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;

- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.

    1. Условия набора и формирования групп обучающихся

Набор детей проводится как вначале, так и во время обучения, благодаря гибкой системе занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Количество детей в группе 15 человек.


    1. Разделы программы.

  1. Изучение правил дорожного движения

  2. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах.

  3. Агитационно - массовая работа в детских садах, начальных классах.

  4. Участие в массовых мероприятиях.


    1. Характеристика разделов программы

Раздел «Изучение ПДД», включает в себя основные понятия и термины, которые используют в правилах дорожного движения. Обязанности пешеходов. Дорожные знаки.

Раздел «Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах» знакомит с понятиями: рана, кровотечение и т.д. обучает теоретическим и практическим знаниям и умениям при оказании первой помощи.

Раздел «Агитационно - массовая работа в детских садах, начальных классах» включает в себя агитационную работу по пропаганде соблюдения правил дорожного движения, и правильности оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Раздел «Участие в массовых мероприятиях» предполагает участие в школьных и городских мероприятиях проходящих в рамках акциий посвященных пропаганде соблюдения правил дорожного движения.

    1. Используемые методики

  1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника»: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.Н.Кирьянова-М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.-80с.

  2. Мы - пешеходы, мы - пассажиры: Учебно - методическое пособие для учителей начальной школы/автор-составитель М.Н.Плесовских. - Самара: Издательство «Учебная литература»; Ханты-Мансийск: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006. - 176с.

  3. Методические рекомендации: Организация работы по безопасности движения с учащимися младшего школьного возраста- Екатеринбург, 1997.-124с.

    1. Психологическое обеспечение программы

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.


  1. Программа

1 год обучения (для детей 7-10 лет) 2 часа в неделю

Задачи обучения

  • изучение правил дорожного движения;

  • формирование у детей умения ясно мыслить, анализировать реальность, находить выход из сложных жизненных ситуаций;

  • овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;

  • применять на практике полученные знания и умения;

  • формировать здоровый образ жизни;

2.2. Тематический план

1 год обучения (2 часа в неделю) для детей 7-10 лет

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Изучение правил дорожного движения

36

18

18

2.1.

Основные понятия и термины, используемые в правилах

14

7

7

2.2.

Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.

10

5

5

2.3.

Дорожные знаки, разметка.

6

3

3

2.4.

Расположение транспортных средств на проезжей части.

2

1

1

2.5.

Скорость движения.

2

1

1

2.6.

Правила движения для велосипедистов.

2

1

1

3.

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах.

14

7

7

4.

Агитационно - массовая работа в детских садах, начальных классах.

16

8

8

Всего:

68

34

34

2.3. Содержание программы

1 год обучения (для детей 7-10 лет) (2 часа в неделю)

1. Введение (2 часа)

Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.

2. Изучение правил дорожного движения (36 часов)

(36 часов, 18- теория, 18 - практика)

2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах. (14часов) (7 - теория, 7 - практика)

Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д.

Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.

2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками. (10 часов) (5 - теория, 5 - практики)

Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве. Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.

Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения.

2.3. Дорожные знаки, разметка. (6 часов) (3 - теория, 3 - практика)

Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации (таблички).

Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.

Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.

2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части. (2 часа)

(1 - теория, 1 - практика)

Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах. Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении. Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.

Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных ситуаций.

2.5. Скорость движения. (2 часа) (1 - теория, 1 - практика)

Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства.

Практика: изготовление учебного лото.

2.6. Правила движения для велосипедистов. (2 часа) (1 - теория, 1 - практика)

Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом пересечении дорог.

Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда и т. д.).

  1. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. (14 часов) (7 - теория, 7- практика)

Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.

Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.

Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.

  1. Агитационно - массовая работа в детских садах, начальных классах.

(16 часов) (8 - теория, 8 - практика)

- игровая программа «Зеленый огонек»;

- игра-эстафета «Школа светофорных наук»;

- беседа «На красный свет - дороги нет!»

- игровая программа «Пешеходы и водители»;

-игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;

- конкурс знатоков «Знайте правила движения как таблицу умножения».


  1. Принципы реализации программы:

  • Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательных учреждений всех типов, родителей, координация различных профилактических мероприятий.

  • Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного травматизма.

  • Аксиологичность, способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

  • Многоаспектность, направленная на сочетание различных направлений профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический и образовательный.

  • Последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.

  • Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД ради общей безопасности.

  1. Формы и методы обучения:

  • лекция,

  • беседа,

  • викторины,

  • экскурсии, практические занятия,

  • игры с использованием информационных технологий,

  • встречи с инспекторами ГИБДД,

  • встречи с социальным педагогом и психологом школы,

  • групповые и индивидуальные.

  1. Прогнозируемые результаты

Отряд ЮИД будет пополняться новыми членами и возможно будет разделение на небольшие возрастные группы для более эффективной организации занятий; творческое объединение ЮИД повысит свой социальный статус, занимая более значимое положение в структуре школьного самоуправления и поднимая свой рейтинг участием в городских мероприятиях; значительно повысится интерес школьников не только к массовым мероприятиям, но и к процессу получения новых теоретических и практических знаний по ПДД.

Косвенными критериями служат: развитие чувства ответственности и товарищества и взаимовыручки, воспитание грамотных участников дорожного движения, как в качестве пешехода, так и водителя, выработка обостренного чувства самосохранения и навыков здорового образа жизни.

  1. Условия реализации программы

Необходим оборудованный кабинет по Правилам дорожного движения, автогородок, постоянный доступ к Интернет - ресурсам, наличие подборки методической и художественной литературы для детей, серия цветных иллюстраций, плакатов, набор дорожных знаков, видеотека, настольные и методические игры по Правилам дорожного движения, методические разработки, доступ к компьютерам, медиаигры.

Немаловажную роль играет тесная связь с инспекторами ГИБДД, медицинскими работниками, родителями и другими специалистами из числа работников школы.

  1. Литература

  1. Виноградова Н. Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

  2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. - М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.

  3. Козловская Е. А., Козловский С. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В. А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н. В. Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  4. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с. (Серия» Вместе с детьми».)

  5. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.

  6. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.

  7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. - М.: Транспорт, 1988г.

  8. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд., испр.- М.: Глобус, 2006.

  9. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. - М., 2001.

  10. Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия / авт.-сост. С.В. Виноградова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  11. Я пешеход (альбом - раскраска). Компьютерная верстка, обработка - Р.Фаткуллин, Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.

  1. Рекомендуемая литература для воспитанников

  1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» - изд-во ЗАО «Новый диск». Анастасова Л. П., Ижевский П. В., Иванова Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): - М.: Просвещение, 2006.

  2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Бабина Р. П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2007. Бабина Р. П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2005. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М. Н. Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  4. Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

  5. Ковалева Н. В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  6. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.

  7. Маркин Н. И., Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк.(для 2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. Миткалева Е. М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2006. Воронова Е. А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.



11

© 2010-2022