Основные виды орнаментальных хороводов некоторых областей России

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные виды орнаментальных хороводов некоторых областей России

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой развития русский народный танец всегда был тесно календарным годом (посев, сбор урожая и т.д.). Он тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьбы, игры и т.д.). В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроения.

Танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной 'выразительностью и певучей пластикой.

Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, множество богатых по содержанию лирических, героических, плясовых, хороводных, игровых песен, создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, кадрили, пляски солистов, лихие переплясы, парные пляски говорят о богатстве и большом разнообразии русского народного танца.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция подобие солнца - и движение по ходу солнца берут своё начало из старинных языческих обрядов к игрищ славян, поклонявшихся богу Солнца - Яриле. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники хоровода не только поют, но и движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое число участников. В языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем вообще утрачивает значение языческо-культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы правила исполнения, определённые отношения между участниками. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников русского народа.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы. Участники правило, держатся за руки, часто за платок, пояс, шаль, венок. В некоторых хороводах за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Но все эти соединения и своеобразные построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание, под какую песню он исполняется. Хоровод распространён но всей России, и каждая область вносит что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере исполнения.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но начальной формой большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг - круг в круге. Иногда образуются два круга рядом. Круги - это сомкнутая форма построения русского хоровода. Но круг может разрываться, размыкаться, образуя новые разомкнутые построения, новые рисунки - зигзаги, линии и т.д. Каждый рисунок, построение имеет своё название - круг, воротца, восьмёрка, колонна, корзиночка, карусель, звезда и т.д. Эти построения называются фигурами и являются составной частью хоровода. Часто одни и те же фигуры в разных областях России носят различные местные названия. И хороводы разообразны по названиям - карагод, курагод, каравод, танок, круги, улица, городок, город и другие.

Хоровод всегда выделял из своей среды организаторов - талантливых певцов и певиц, талантливых плясунов и плясуний. В каждой деревне был свой заводила - хороводник, хороводница - мастер ведения хоровода. У многих хороводников, хороводниц это занятие становилось профессией, передавалось из поколения в поколение.

В каждом хороводе один руководитель, реже два. Руководителем может быть мужчина или женщина, молодые или пожилые. Но, как правило, заводилой является молодая женщина. В различных местностях она называется по-разному, завейница, запевала, вожачка, затейница, танководница, хороводница.

Хоровод всегда имел большое значение в жизни русского человека. Ни одно игрище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода. Многочисленные хороводы водились большей частью весной и летом, как правило, на природе. Зимой или в осеннюю распутицу молодёжь на несколько дней снимала просторную избу.

Песни, под которые водят хороводы, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, и хороводы разнообразны по построению, манере исполнения и темпам. По песне определяется и содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевание природы, любви парня и девушки, семейные отношения, часто высмеиваются нетрудовые элементы общества.

Движение хоровода, его рисунок, игровые элементы всегда исходят из конкретного содержания песни. Исходя из содержания песни, хороводы делят на два вида - орнаментальные и игровые.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни. Содержание песен связано с образами природы, с поэтическими обобщениями, с трудом народа, бытом. Это орнаментальные хороводы носят названия, фигурные, узорные, кружевные, плясовые. Исполнение такого хоровода отличается строгостью формы, большим количеством фигур, которые органично переходят одна в другую.

Если в песне есть действующие лица, игровой сюжет, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Такие хороводы называются игровыми. В песнях отражаются трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная, сказочная тема, высмеивание духовенства и другие темы. И игровых хороводах рисунок проще. Композиционно хороводы строятся по кругу или линиями. В центре круга происходит действие. Круг движется, останавливается, приплясывает, подыгрывает.

ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ ХОРОВОДОВ

Круг - эту фигуру в (Смоленской области называют «коло», «колесо»; в Архангельской «шина»; в Ярославской, Ивановской «основа», «основка»; в Иркутской, Сибири «кара вай». В Томской области водят хороводы «косым» кругом - это сплющенный, удлинённый круг. Число участников хоровода не ограничено. Движение идёт по часовой стрелке или против неё, руки свободно опущены под небольшим углом.

ДВА КРУГА РЯДОМ - круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться и по часовой стрелке и против её движения.

КРУГ В КРУГЕ - один круг большой, внутри него круг меньше. Внешний круг движется по солнцу, внутренний может двигаться и по солнцу и в противоположную сторону.

КОРЗИНОЧКА - в Ярославской области называют «переплетённый круг». Фигура образуется из двух кругов - круг в круге. Внешний состоит из парней, внутренний - из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают соединённые руки и через головы девушек опускают их на руки девушек. Движение может быть в любую сторону и любыми шагами.

ВОСЬМЕРКА - фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны, в определённый момент участники разрывают круги, через одного переходят из одного круга в другой, образуя рисунок «восьмёрка». В Архангельской области «восьмёрку» исполняют парами. Количество пар и участников в каждом круге должно быть равным.

УЛИТКА - в Рязанской области называют «капуста»; в Архангельской «завивать кочешок»; в Пермской «навивать нитку»,. Эта фигура образуется, завивается из круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший но диаметру, чем первый. Все идущие точно повторяют рисунок за ведущим, число кругов зависит от количества участников хоровода. «Капусту» завили. Существует три варианта «развивания».

  1. Хороводник делает разворот на 180° и начинает выводить хороводную цепь против часовой стрелки по образовавшемуся между кругами коридору.

  2. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает движение по направлению движения первоначального круга. Этот вид «развивания» характерен для северных областей России.

  3. Развивает второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Весь хоровод начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании».

ЗМЕЙКА - в Архангельской области называют «кривули»; в Московской «уж». Змейка может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий, разорвав круг и продолжая двигаться внутри его, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители не разрывая рук, точно следуют за ведущим. Змейка может извиваться вне всякого плана, системы. Двигаться может медленно и довольно быстро, простым, переменным шагом, шагом с притопом, дробной дорожкой.

КОЛОННА - это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек ( не менее двух). В каждом ряду должно быть равное количество участников. Ряды могут состоять из парней и девушек, только из девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один к другому. Колонна представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длины. Чаще за руки не держатся.

ЗАСТЕНОК - каждый ряд состоит из двух человек, а общее количество рядов - три или четыре.

УЛИЦА - в Московской области называют «стенка»; в Пермской «проулочек»; в Архангельской «улица»; в Иркутской «порядок». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют эту фигуру. Линии сходятся либо одновременно, либо одна линия стоит, другая идёт на неё, либо одна линия может отступать, а другая идёт на неё. Линии могут быть однородными (девушки) или смешанными. Можно держаться и не держаться за руки.

ВОРОТА - и две линии исполнителей парами стоят одна против другой - улицей. Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют ворота, другие руки свободно опушены. Пары, стоящие напротив проходят под воротами. Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв вверх образуют непрерывные ворошки. Другая линия с разъединёнными руками проходят по одному под каждые воротики.

ГРЕБЕНЬ - в Ярославской области называют «прочёс»; в Саратовской «расчёска». Две линии участников стоят друг против друга стенкой; движутся навстречу, руки опущены вниз. Обе линии встречаются, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии затем меняются местами.

Шаги в хороводах: простой, переменный, шаркающий, шаг с притопом, дробная дорожка. Шаги приходятся на каждую четверть или восьмую, это зависит от содержания, темпа, характера исполнения хороводной

СРЕДНЯЯ ПОЛОСА РОССИИ

Все области Средней полосы России богаты интересными народными песнями - от широко распевных до быстрых. Здесь более разнообразны за счёт дробления ритмической структуры, учащения произнесения текста хороводные песни. Так, некоторые песни делятся на две части - медленную и быструю. Соответственно и хоровод состоит из двух частей - медленного движения, чаще по кругу и быстрого, живого перепляса во второй его части. Такие хороводы сочетают степенность северных и плясовую стихию южных хороводов. Возраст участников не ограничен, в хороводы принимают всех - и мужчин, и женщин - без ограничения. Хороводы здесь уже смешанные, но могут быть и однородными. Но в ряде областей севернее Москвы водили хороводы все, а солистами в круг выбирались только незамужние и неженатые. В появляется припляс, некоторые хороводы переходят в пляску.

Но, несмотря на это хороводам присуща плавность, строгость, сдержанность, Часто хоровод называют караводом, основой (Ивановская область), круги (Ярославская область), топтач (Тульская область). Во всех областях бытуют различные по форме построения; кругом, улиткой, змейкой, воротца, звёздочкой. Орнаментальные хороводы встречаются по всей России, исполняются под различные хороводные песни.

ХОРОВОД ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ

Взявшись за руки, парни и девушки чередуются, и образовав два круга - один внутри другого - исполнители медленно начинают хоровод. Спокойно и плавно, в такт песне движутся навстречу друг другу круги хоровода. Может быть и один круг. Исполнители идут свободно и легко простым шагом. Мужчина время от времени поворачивается к своей партнёрше, стоящей справа от него, в момент поворота руки не разрываются, мужчина продолжает идти спиной по ходу движения хоровода. Идёт своеобразное общение между партнёрами. Такая ходьба с поворотами корпуса характерна для хороводов Рязанской, Московской, Тульской, Владимирской областей.

Во второй части - быстрой - участники хоровода, не разрывая рук, а приподняв их до уровня плеч, начинают приплясывать. Мужчины поворачиваются то к одной, то к другой женщине, притоптывая ногами. Женщины также поворачиваются то вправо, то влево, но не так часто как мужчины. Припляс импровизационный, состоит из притопов на слабую и сильную долу такта, двумя ногами или одной. Подскоков нет, хотя корпус и плечи довольно подвижны.

РЯЗАНСКАЯ «ЗМЕЙКА»

Это весенний хоровод, который водили девушки и женщины, они быстро двигались мелкими шажками, держа друг друга за подолы широких юбок левыми руками. В правой руке каждой участницы был яркий платок. Руки с платками в определённый момент то поднимались, то опускались, то упирались в бок, то закидывались на левое плечо.

ХОРОВОД «ХМЕЛЬ»

Хоровод водили в Ярославской области. Изначальная фигура - круг образуется из пар. Парень и девушка держатся одной рукой за концы вниз платочка, другой рукой, также опущенной вниз, они соединены с соседними нарами. Все идут по кругу. Затем круг останавливается, исполнители сходятся к центру, поднимая руки над головой и расходятся назад, опуская руки, изображая рост хмеля. Затем опять образуют большой круг. Затем образуют два круга: внутренний - небольшой, внешний - большой, круги движутся навстречу друг другу. Затем пары внешнего круга поднимают руки с платочками вверх, и весь круг меняет направление движения. Внутренний круг разрывается, а ведущая, также изменив направление движения, заводит образовавшуюся цепочку под любые воротики внешнего круга. Пройдя несколько шагов за кругом, ведущая входит в круг через другие воротики. образуется зигзагообразная линия, которая как бы переплетает внешний круг (завивание хмеля). Затем ведущая выводит свою цепочку в центр круга, вновь получается фигура круг в круге. Затем внешний и внутренний круги сближаются и образуют один большой круг. Характер исполнения хоровода - свободный, раскрепощённый, темп средний.

Орнаментальные хороводы ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ очень интересны. По построению они больше круговые, но часто встречаются фигуры: змейка, воротики, хождение парами. Во многих хороводах участники держатся за руки, за концы платочков или не держатся вовсе. Каждый хоровод или танок носил название своей деревни. Жители деревни, взявшись за концы платочков, выстраивались вереницей и «заводящая» заводила хоровод «змейку». Обойдя вначале вокруг своей деревни хороводные цепи из многих деревень двигались к месту общего гулянья - поляне, исполняя всё новые песни. Каждая группа, подойдя к месту гулянья запевала свою весёлую быструю песню. И хоровод из змейки перестраивался в большой круг, руки разъединялись. Участники хоровода сильно притоптывали и громко били в ладоши, акцентируя хлопками начало и конец такта плясовой песни. Заметив приближающийся другой танок, весёлый хоровод заканчивался, а участники снова запевали более медленную песню и начинали заводить «змейку». Пришедший танок занимал их место. Это повторялось столько раз, сколько подходило новых танков.

Орловской области бытуют орнаментальные хороводы «Маяк», «Плетень», «Солнышко». Некоторые из них интересны тем, что смена фигур происходит по хлопку хороводницы. Так, в хороводе «Солнышко» по хлопку из фигуры «змейка» образуется круг, потом хлопок - снова «змейка», а затем все участники по хлопку перестраиваются в колонну парами.

В ТВЕРСКОЙ и ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТЯХ водили квадратные хороводы. Участники разделялись на четыре ряда, образуя квадрат. Мужчины становились напротив женщин «на четыре стороны». Каждая линия переходит на место соседней, сохраняя форму квадрата. Затем мужчины одной стороны и женщины противоположной стороны сходятся к центру и делают «прочёс», меняются местами, опять выстраиваясь в квадрат. И аналогично меняются местами две другие стороны, После этого хоровод выстраивается в две линии - мужчины с одной стороны, женщины - с другой, затем опять идёт фигура «прочёс» - участники меняются местами. Во время хоровода возможно прищёлкивание пальцами (у женщин ), прихлопывание в ладоши (руки находятся на уровне груди), притоптывание, припляс.

По КУРСКОЙ ОБЛАСТИ хороводы называют танками, а пляски по кругу - карагодами. Очень распространён «кривой» танок или танок с петельками. Танок, имеющий первоначально форму замкнутого круга, в движении постепенно «сплющивается» и принимает форму «гребешка». Движениями танка управляет хороводник, хороводница. Таким одна сторона принимает выгнутую линию, а другая извивается зубьев «гребешка». При большом количестве участников можно сделать много петелек по кругу, так что получится звезда. Так таночная цепь начинает петлять от центра к центру круга. Все фигуры исполняются не разрывая рук. Руки очень подвижны, чаще всего подняты над головой или вытянуты во все стороны, положение рук у всех разное, свободное. Припляс носит импровизационный характер. Хоровод может двигаться простым шагом или притоптывая традиционную ритмическую формулу: восьмая и две шестнадцатые.

КРУГ В КРУГЕ - внешний круг образуют женщины, а мужчины не берясь за руки и стоя на месте в круге, лицом к женщинам, поют и приплясывают. Женщины, взявшись за руки, с пением двигаются по кругу.

Танки , исполняющиеся на одном месте, часто имеют построение «стенкой» - в два ряда. Линии стоят лицом друг к другу. Участники каждой линии взявшись за руки, стоя на месте, поют, приплясывают, поднимают соединённые руки. Затем участники одной линии продолжа приплясывать и размахивать руками подходят к другой линии. Поплясав перед другой линией, не поворачиваясь и не разрывая рук, отходят на своё место. Затем другая линия проделывает те же движения. После этого обе линии одновременно сходятся и расходятся. Танок исполняется в быстром темпе, пристукивая ногами, движения рук резкие.

ТАНОК С ПОЯСАМИ начинается с общего круга. Всех соединяют длинные широкие пояса ( мужские), которые держат за концы два человека в центре круга. Участники держатся за другой конец пояса. Фигура похожа на карусель - исполнители идут по кругу друг за другом не держась за руки. Одна рука свободна и поднята вверх. Все приплясывают, совершая повороты под поясом, не выпуская его из рук.

Водили танок и в два ряда. В первом ряду, взявшись за руки или платки, шли парни и девушки. Во втором ряду - поющие.

Хороводы в БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ чаще смешанные, исполняются в быстром и среднем темпах. Движения участников быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи и корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Припляс и пляска становятся уже основным действием всех участников хоровода. Хороводы очень разнообразны, присутствуют все фигуры, есть новые построения.

На некотором расстоянии друг от друга на одной линии стоят три женщины. Остальные участники хоровода взявшись за руки, обходят их то справа, то слева змейкой. Проходят так несколько раз туда и обратно. Затем хороводная цепь замыкается и образует вытянутый овал с изгибом в центре. При этом женщины продолжают стоять на одной линии - две в круге, а одна (центральная) вне круга. Образовавшийся круг неправильной формы продолжает движение. Три женщины на месте приплясывают и общаются с участниками хоровода.

Хоровод «Стрела» - медленный, весенний хоровод, взявшись за руки, выстраиваются в прямую линию (могут и не браться за руки) и идут медленным шагом друг за другом.

Встречаются медленные хороводы, построенные длинной колонной, от трёх до двенадцати человек в каждом ряду. Так участники движутся с песней вдоль улицы.

Хоровод «Заплетися плетень» носит глубокий смысл - сложности и переплетения судеб человеческих и семейных отношений. Сначала все участники движутся по кругу, приплясывая и притоптывая ногами. Затем хороводница разрывает круг, проходит под руками первой и второй исполнительниц, которые после разрыва круга, остановившись и развернувшись к хороводнице поднимают руки и делают «воротца». Вместе с ними останавливаются, приплясывая, следующие за ними исполнительницы - третья, четвёртая, пятая. Они также проходят под «ворошками» первой пары. И так до конца. Плетень заплели. Исполнители, образовав линию, останавливаются, приплясывают переплетённые руки поднимаются и опускаются на сильную долю такта.

Вторая часть - расплетение - происходит быстрее. Хороводница, слегка нагнувшись, начинает двигаться под соединёнными руками исполнительниц. За ней, не разрывая рук, одно за другой пары разворачиваются в линию, и слегка согнувшись, проходят под руками.

Так хороводница постепенно выводит цепь на круг. Во время исполнен хоровода корпус и плечи очень подвижны (скоморохи).

В Калужской области водят хороводы в очень свободной манере всегда с приплясом, много дробей, притопов ( простые шаги с притопом каждой ногой, шаги с ударом каблуком и с последующим притом этой же ногой). Соединенные руки очень подвижны. Часто исполнители не держатся за руки. Тогда руки у женщин, слегка присогнутые в локтях, подняты впереди перед корпусом, локти ниже уровня плеч, кисти со слегка присогнутыми пальцами - на уровне подбородка, ладони направлены от корпуса, у мужчин кисти рук поднимаются чуть выше головы. У женщин руки перед корпусом, чуть ниже груди. Кисти слегка движутся с акцентом поочерёдно от себя и к себе. Притопы могут быть на месте и с продвижением вперёд (как бы прихрамывая на левую или правую ногу). Часто происходит движение бёдрами то вправо, то влево, возможно только в одну сторону. При этом левая рука, сжатая в кулачок, находится на талии, а правая кончиками пальцев лежит на тыльной стороне кисти левой руки. Ногами исполняется «тройной» притоп - движение бёдрами вправо на третий притоп, а на следующий третий притоп - влево. Описанные движения девушки и парни исполняют в середине хороводного круга несколькими парами или группой девушек. Остальные участники идут по кругу простым шагом. Не держась за руки. Круг может быть удлинённый, приплюснутый.

В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ в быстрых хороводах движутся мелким шагом, иногда акцентируя некоторые доли (чаще первую). Участники могут браться за руки. Если не берутся, то руки опущены вниз и свободно движутся вперёд-назад или вправо-влево. Мужчины и женщины могут двигать руками поочерёдно от локтя вперёд-вверх-в сторону, но не выше уровня груди. Активное движения рук подчёркивают притопы ног. В Смоленской области бытуют фигуры - круги, воротца, змейка, звёздочка, стрела, хождение парами и другие.

Хороводы в СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ делятся на три вида - игровые, ходовые, плясовые. Игровые разыгрывались либо в кругу, либо двумя параллельными линиями. В кругах пели стоя. В ходовых поющие двигались кругами, змейками, прямолинейно, держась или не держась за руки. В круговом хороводе могли объединятся игровые движения и ходьба по кругу. Плясовые хороводы имели форму круга, в них либо все пляшущие образовывали круг, либо плясали только солисты в центре круга, а остальные пели и приплясывали. Были распространены хороводы в виде шествий.

Список литературы


  1. Алексеева, О. И. Народная хореография в вокально-хоровом коллективе : учеб.-метод. пособие / О. И. Алексеева ; Упр. культуры Белгор. обл., БГИКИ ; рец.: И. И. Веретенников, И. Н. Карачаров. - Белгород : БГИКИ, 2010.

  2. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора : учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. Ч. 1 : История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. М. Щуров ; Московская гос. консерватория . - М. : Музыка, 2007.


  1. 4. Ткаченко, Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967.

  2. 2. Уральская, В., Соколовский Ю. Народная хореография. - М., 1972.

  3. 3. Климов, А. Основы русского танца. - М.: Искусство, 1994.

© 2010-2022