• Преподавателю
  • Другое
  • «Коммуникативно-развивающая направленность уроков музыки в коррекционной школе с учащимися с нарушением интеллекта»

«Коммуникативно-развивающая направленность уроков музыки в коррекционной школе с учащимися с нарушением интеллекта»

       Доклад  к педагогическому совету с презентацией, состоящей из 2-х частей.Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность»  (способность к общению, общительность), «коммуникабельн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственная общеобразовательная специальная (коррекционная ) школа -интернат VIII вида № 7






Доклад к педагогическому совету по теме:

«Коммуникативно-развивающая направленность уроков музыки в коррекционной школе с учащимися с нарушением интеллекта»




Учитель I квалификационной категории

по предмету Музыка и пение

Сторожук Л.А.




Москва, 2014

Речь -средство общения, высказывания и понимания, где важнейшей функцией является её коммуникативность.

Л.С.Выготский


Слово «коммуникация» - одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» - пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. коммуникаций. В нашем случае термин «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, так как объектом изучения является именно общение между людьми. Тема моего доклада «Коммуникативно-развивающая направленность уроков музыки в коррекционной школе с учащимися с нарушением интеллекта».

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности.

Вопросам коммуникативной деятельности детей разного возраста сегодня посвящено огромное количество исследований (напр. работы З.М. Богуславской, Л.Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, Е.О. Смирновой и др.).

В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение.

Общение - важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций.

Известно, что дети с нарушением интеллекта отстают по уровню сформированности социально-коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития.

Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся, где важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит и развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их речевая инактивность, осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации. Учитывая значимость развития навыков общения для детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения в школе , на своих уроках музыки и пения, развитие коммуникативной функции речи учащихся считаю одним из важных направлений .

Музыка - один из ярких эмоциональных видов искусства, с незапамятных времен, является уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания и формирования личности. Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка и пение » формируют умение слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

На своих уроках по формированию коммуникативной компетенции, я выделила для себя такие критерии, как:

- потребность в общении между учителем и учениками, передача информации.

- владение вербальными и невербальными средствами общения :

- эмоционально - позитивное отношение к процессу сотрудничества:

(понимание различных точек зрения, мнения на какой-либо вопрос, организация и осуществление совместной деятельности, умение договариваться, находить общее решение- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта)

- умение слушать собеседника:

взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности).

Программа по предмету «Музыка и пение» состоит из трех разделов:

«Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».

Пение - это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение ещё иначе называют омузыкаленной речью. Работа над речью на уроках пения должна занимать значительное место. От качества речи в пении зависит общая выразительность речи учащихся. Сама по себе работа со словом в песне положительно влияет на вокальные навыки учащихся.

Дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Здесь также играет свою роль и стеснение, так как не все могут сразу свободно петь. В этой ситуации можно использовать для начала скороговорки, которые оказывают огромную помощь в речевом развитии младших школьников. Произношение этих весёлых, шуточных предложений налаживает контакт между учителем и учениками, но и артикуляцию. Я использую этот приём перед исполнением песен. Работу со скороговорками я провожу следующим образом. Вначале произношу текст медленно сама. Затем, разбиваю её на несколько частей (для разучивания) и произношу её с группами школьников (по рядам). Затем произносим её всем классом, по жесту моей руки постепенно ускоряя темп. Скороговорки можно использовать не только для речевого развития, но и для формирования навыков правильного дыхания. От правильного вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения вокального произведения

Упражнения-распевания . В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивлённый вопрос-недоумение и ответный возглас - облегчение. Такой вид упражнения можно использовать ,разделив класс на группы, по партам, по рядам, на мальчиков и девочек. Диалог-распевание может происходить между учителем и учениками (слайд).

Использую методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную полочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, выполняем творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке»). У учащихся происходит общение в пении, при выполнении поставленного задания учителем.

Находкой для урока музыки считаю использование пальчиковых игр и пение детских песенок с жестами, (слайд) особенно в первых классах., для тех учащихся, у которых практически отсутствует речь. Основной принцип - тесная связь речевого материала с музыкой и движением.. Зная о том, что чем лучше у ребенка развивается мелкая моторика, тем лучше у ребенка развивается речь, я на каждом уроке стала использовать пальчиковые игры. Отсутствие речи у детей не позволяло нам общаться и полноценно проводить урок, а исполнение простых детских песенок с элементами пальчиковой гимнастики позволяло решить коррекционные и образовательные задачи, в т. ч. и развитие коммуникативных функций. Вначале года дети не могли сложить из пальчиков простейшие фигуры: петушка, козу, волка, лисы и т.д. , не говоря уже о пропевании отдельных слогов. Приходилось индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять слоги , работать пальчиками обеих рук Теперь учащиеся ,узнавая знакомую мелодию , с удовольствием показывают мне фигурки животных, пропевая отдельные слоги: «Ку-ка-ре-ку» , «МУ-У», «БЕ-». Ученикам пальчиковые игры очень нравятся: они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне эти игры помогают решать проблему отдыха и оздоровления на уроке музыки. С их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, а также помогать осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся. К пальчиковым играм я обратилась чисто интуитивно, но прочитав много литературы по музыкальному воспитанию и раннему развитию речи детей , я поняла, что двигаюсь в правильном направлении.

Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков, играет, по моему мнению, коллективное , танцевально-двигательное исполнение песен. Оно развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Я в своей практике применяю на уроках музыки исполнение песен с движениями в характере музыки, провожу на уроках небольшие музыкальные физкульт - минутки, придумываю небольшие музыкально-ритмические номера на песни с ярким, образным содержанием. Учащимся очень нравятся такие песен-хороводов как, «Бояре, а мы к вам пришли!», «Ай, во поле калина» ,исполнение всех ранее выученных новогодних хороводов .

При работе с музыкальными и шумовыми звуками, провожу на уроках такие игры, как: «Что шумит, кто звучит?», «Шумит, поёт, играет». Эти игровые задания развивают представление школьников о мире звуков вокруг них, учат различать музыкальные и шумовые звуки, развивают тембровый и музыкальный слух, прививают навыки коллективного игрового творчества. В этих играх, я пользуюсь карточками с изображением различных предметов,. Учащиеся называют предмет, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой. Когда предметы определены, в качестве упражнения на закрепление исполняем весёлую песенку в соответствии с тем или иным изображением хором, ансамблем , сольно.

В раздел «Слушание» входит слушания произведений;

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания, с целью определения свойств звука , названий музыкальных инструментов в дидактических играх., вокально-хоровых упражнениях. («Угадай-ка», «Оркестр», «Вспомни песню». и т.д. )

При слушании музыки обращаю внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища.

Развитие коммуникативных функций учащихся выражается в беседах и обсуждениях по прослушиванию отрывков музыкальных произведений, рассказам о биографии композиторов, истории возникновения музыкального инструмента. Как известно, речь детей формируется под влиянием речи взрослых и окружающей среды. Показ учителем культурной речи считается основным моментом в воспитании учащихся с интеллектуальной недостаточностью её навыков: она должна быть яркой, выразительной, передающей текстовое содержание, смысловое настроение. При рассказе обращаю внимание на правильное произношение того или иного звука, слова и фразы, на работу артикуляционного аппарата.

Такая беседа может включать в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения : - Расскажи , что ты увидел или представил себе из прослушанного?. Такие задания позволяют расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, музыкальными терминами.

При беседе на каждое новое понятие музыкального термина использую раздаточный материал, наглядные пособия:

Карточики (Например: интонация, тембр, темп, аккомпанемент, динамика и т.д.

Карточки на определение характера музыки (Например: лёгкая, тяжёлая, медленная, быстрая, волнующая, сказочная, загадочная и т.д.). Постепенно у детей пополняется словарный запас музыкальными терминами и определениями (балет, опера, дирижёр и др.).

При разучивании текстов песен использую рисунки, схемы на которых изображены эмоции людей: грусть, жалость, веселье, печаль и другие.

Во время знакомства и работы с нотной грамотой , эффективно использование ребусов и загадок. (Например: «Какое сочетание нот выращивает огород?», «Две ноты объединены и стали мерою длины?», «А эта нота и одна в кулинарии нам нужна», «Две ноты завершило «но», игра зовётся …»До-ми-но» .

В своей работе на уроках использую коммуникативные и народные игры-приветствия, телесные и контактные игры, игры на музыкальных инструментах., которые способствуют развитию творческих способностей личности, а также повышает интерес к познанию, повышает мотивацию, речевую активность на уроках, в игре проявляется детская активность и эмоциональность, .В игре в оркестре на музыкальных инструментах помогают детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания., учат слушать своего товарища.

В формировании коммуникативной культуры учащихся помогают такие формы работы, как работа в парах, групповая работа.

Универсальным учебным действием при работе в парах служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Работа в парах. (Слайд) Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.

Одна-две пары работают у доски, чтобы дети хорошо восприняли алгоритм работы. Даю задание, ставлю цель. Например, прошу простучать ритм или пропеть (ритмическую формулу) изображенного слова (картинки или по нотам). Второй человек из пары должен проконтролировать правильность выполнения задания. Затем спрашиваю: кто ещё хочет показать нам, как это делать? И объясняю, что вот сейчас будем работать так за партами.

По моей команде учителя простукивает или пропевает ритм первый ребенок, а второй контролирует правильность выполнения. Потом по команде меняются ролями.

Через несколько уроков дети уже прекрасно усваивают алгоритм работы и довольно хорошо нарабатывают умение общаться и работать в парах.

Еще можно раздвинуть столы к стенам, поставить стулья в круг и сесть в круг теми же парами. Теперь они по очереди, - по кругу, - выстукивают ритмические формулы картинок (это уже не парная работа, а фронтальная "один говорит и работает - все слушают"). Если партнёр что-то не точно делает, то другой ученик тут же поправляет.

Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии.

Они усиливают положительную мотивацию к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке, формируют информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся, дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и.д.).

Наличие компьютера, DVD, проектора позволяет мне широко использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей , просматривать в записи выступления самих учащихся школы.

Коммуникативные умения закрепляются во внеурочной работе: Учащиеся школы активно участвуют во всех школьных мероприятиях, праздниках, конкурсах, фестивалях. Речь раскрепощается, «растормаживается», когда её используют вне урока. Разучивание текстов песен, движений, распределение ролей, подготовка костюмов, совместные репетиции формируют социальное доверие, общение между мной и детьми Дети учаться смотреть друг другу в глаза при разговоре, начинать и поддерживать диалог, общаться со сверстниками, обращаться к взрослым, педагогам. Учащиеся активны в речевой деятельности.

В развитии речи . коммуникативных функций, методы и упражнения важны для школьников. Полученные навыки необходимо закреплять, совершенствовать , поэтому необходима систематическая работа. При специальном систематическом обучении ученики с интеллектуальной недостаточностью специальной (коррекционной) школы в определенной мере могут овладеть полученными навыками.

Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, позволяют мне формировать учащимся коммуникативные умения и навыки буквально с первых уроков. В конечном итоге, эта работа способствует повышению статуса предмета «Музыка» среди других школьных дисциплин, хорошими результатами обучения моих учеников. Создаётся благоприятная атмосфера на уроке, помогая детям научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении общих задач.


Список литературы:

1. Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.

2.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии, М. «Владос», 2001

3. Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие / составитель Трифонова И. - Спб., 2000;

4. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.- М., Просвещение

5. Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Л., 1987.

6.Интернет-ресурсы.


© 2010-2022