• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на ШМО по теме «Использование интерактивной доски в начальной школе. Из опыта работы. »

Выступление на ШМО по теме «Использование интерактивной доски в начальной школе. Из опыта работы. »

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивной доски в начальной школе

Зыбина Татьяна Петровна

Использование интерактивной доски в начальной школе (из опыта работы)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский


Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной мыслительной деятельности. В ходе моих наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Кроме того, из своей практики я установила, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.

Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности я применяю разнообразные методы и приёмы: поощрение, создание ситуаций успеха, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, прогнозирование будущей деятельности, формирование ответственного отношения, рефлексивности, развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, заинтересованности результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Все это позволяет мне превратить приобретение знаний во внутренне мотивированный и радостный процесс, что и приводит в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе.

Следовательно, залог успешности обучения младших школьников - это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

Одной из главных задач моей деятельности является создании условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности». В этом помогают интерактивные технологии обучения.

Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей:

- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- повышать уровень активности и самостоятельности учеников;

- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;

-саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Все современные технологии обучения в качестве важного компонента содержат применение элементов информационных технологий. Я в своей работе использую ИД.

Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

ИД как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе - наглядность. На ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска - это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной. Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Достигается это возможностью включения учащихся в непосредственную работу с предлагаемым материалом: просмотр и прослушивание материала, запись комментариев, выделение, создание и перемещение информационных объектов, и другие действия.

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов), можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

На ИД провожу контроль знаний, умений с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Интерактивная доска может стать незаменимым помощником для учителя при организации «мгновенного» контроля. Для этого в своей практике использую различные приемы. Например, «скрытый ответ» или «чудо-полоска». При использовании приема «скрытый ответ» правильный вариант ответа сдвигается за край страницы, а при необходимости «вытягивается» на нужное место. Для реализации приема «чудо-полоска» используются разные цвета и порядок объектов. После выполнения задания учениками, правильность ответов проверяется перемещением цветной полоски по полю, на котором скрыты верные ответы. Вместо полоски использую различные «волшебные» предметы. Например, «волшебное зеркальце».

Использование интерактивной доски при решении задач позволяет применять очень широко наглядность. Упрощает процесс формирования умения строить к задачам схемы, таблицы, чертежи. Позволяет упростить процесс представления задач с лишними данными или с недостающими данными. Учит самостоятельно составлять задачи с помощью рисунков. Упростить процесс восприятия и понимания таких понятий как скорость, расстояние, время, цена, стоимость и т.д. Наглядность позволяет лучше объяснять логические задачи.

Одной из форм организации деятельности, значительно повышающей активность учащихся на уроке и результативность их работы, является игра. С интерактивной доской ученик становится непосредственным участником игрового действия, его главным действующим лицом. И здесь возможности использования ИД неограниченны. Интерактивную доску можно использовать для создания нестандартных уроков. Например, урок-сказка. На таком уроке ребята становятся участниками сюжета, выполняя задания героев сказки.

Таким образом, очень большие возможности использования интерактивной доски в начальной школе. А именно:

  • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён стилусом и электронными чернилами);

  • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

  • как интерактивный инструмент - работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Используя доску, я не трачу время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока.

Итак, применение ИД на уроках:

  • усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

  • расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

  • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала.

Что дают такие уроки учащимся?

  1. С удовольствием посещать предмет.

  2. За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.

  3. При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.

  4. Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

  5. Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.

Что дают такие уроки учителю?

  1. Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.

  2. Использовать разнообразную наглядность: рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку, которую трудоёмко использовать обычным путём.

  3. Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

  4. Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения, а в итоге формировать одну из ключевых компетентностей - умение учиться.

6

© 2010-2022