РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по естествознанию в 5 классе

Данный курс осуществляется по авторской программе А.Е.Гуревич, Д.А.Исаева, Л.А.Понтак «Физика Химия 5-6 кл.»  Используется учебник для 5-6 классов Гуревич А.Е. «Физика Химия.» Дрофа, 2005. Методическое пособие. «Физика Химия». Курс рассчитан на 34 часов (1раз в неделю) в 5 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучение разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей, логике учеб...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района


Рассмотрено и одобрено

на заседании методического совета

зам. директора по У.Р.

________/Дворникова Н.В../

Протокол № от 2014

«Утверждаю»

Директор МОУ «Атемарская СОШ»

_______________Баулина Г.П.

Приказ № от 2014




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по естествознанию в 5 классе

с пропедевтическим уровнем обучения

«Физика Химия»








Составитель: учитель химии

МОУ «Атемарская СОШ»

Лизина Антонина Александровна





2014 г.

I. Пояснительная записка.

Статус документа

Данный курс осуществляется по авторской программе А.Е.Гуревич, Д.А.Исаева, Л.А.Понтак «Физика Химия 5-6 кл.» Используется учебник для 5-6 классов Гуревич А.Е. «Физика Химия.» Дрофа, 2005. Методическое пособие. «Физика Химия».

Курс рассчитан на 34 часов (1раз в неделю) в 5 классе.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучение разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей, логике учебного процесса.

Структура документа

Курс по естествознанию представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса естествознания «Физика Химия»; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Изложение материала имеет не традиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, в котором использование рисунка способствует концентрации внимания гораздо больше, чем текст, а из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. В курсе изучения физики и химии рисунок является основным средством подачи учебного материала. Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся выполняют более 30 лабораторных работ, опытов.

Направленность программы: естественно - научная.

Актуальность: способствует воспитанию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Практическая значимость: способствует развитию внимания, мышления, памяти учащихся, подводит к познанию законов природы, готовит ребят к систематическому изучению курсов физики и химии на последующих этапах обучения.

Цель пропедевтического курса - воспитание ответственного отношения к учебе, гордости за отечественную науку; подвести учащихся 5 классов к изучению нового предмета, показать учащимся роль химии и физики в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии и физики в их повседневной жизни.

Главная задача курса - возбудить интерес учащихся к физике и химии, вызвать у них желание изучать эти предметы в дальнейшем, показать перспективы науки для дальнейшего образования и приобретения профессии.

Для чего используются методы и приемы:

- эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией и физикой;

- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами физика и химика;

- приобщение к исторической ретроспективе развития естественных наук;

- раскрытие места химии и физики как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;

-занимательность;

-раскрытие значения химии и физики в обеспечении экологической безопасности;

Основная форма организации учебного процесса - урок.

Технология обучения - технология проблемного обучения.

Виды и формы контроля:

Вид контроля

Форма контроля

устный

индивидуальный опрос,

фронтальный опрос

письменный

физический и химический диктант,

тест, решение простейших задач, контрольная работа

практический

лабораторная работа,

лабораторный опыт

графический

таблица

наблюдение

самоконтроль


II. Содержание тем учебного курса.


ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.

Лабораторные работы: «Определение размера физического тела», «Измерение объема жидкости», «Измерение объема твердого тела».

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА (11 часов).

Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.

Лабораторные работы: «Сравнение характеристик физических тел», «Наблюдение различных состояний вещества», «Измерение массы на рычажных весах», «Измерение температуры воды и воздуха», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ», «Измерение массы твердого тела».

Контрольная работа №1. «Тела и вещества. Химические элементы».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (10 часов)

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Лабораторные работы: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения», «Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел», «Вычисление давления тела на опору», «Измерение выталкивающих сил», «Выяснение условий плавания тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «От чего зависит выталкивающая сила?».

Контрольная работа №2. «Взаимодействие тел».

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)

Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширения жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Лабораторные работы: «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «Наблюдение изменения объема тел при нагревании и охлаждении», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки», «Наблюдение за плавлением снега», «От чего зависит скорость испарения жидкости?».

Контрольная работа № 3 «Физические явления».

III. Учебно-тематический план.

Название разделов и тем

Макси-мальная нагруз-ка учащегося, часы

Теория

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Введение

3

3

3

-

2

Тела и вещества

11

11

8

1

3

Взаимодействие тел

10

10

9

1

4

Физические и химические явления

10

10

10

1

Итого

34

34

30

3

IV. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать

- смысл понятий: физическое и химическое явление, физические тела и вещества, опыт, наблюдение, гипотеза, закон, теория, взаимодействие, гравитационные взаимодействия, электрические взаимодействия, магнитные взаимодействия, атом, ион, атомное ядро;

- смысл физических величин: масса, температура, плотность, сила, давление, путь, время, скорость, сила тока, напряжение, механическая работа, энергия;

- смысл физических и химических законов: Всемирного тяготения, Паскаля, Архимеда, сохранения массы.

Умеют:

- описывать и объяснять: различные состояния вещества, делимость вещества, диффузию, взаимодействие частиц различных веществ, строение атома и иона, теплопроводность, плавление, отвердевание, испарение, конденсацию, взаимодействие тел, передачу давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действия электрического тока, образование тени и полутени, реакции соединения и разложения веществ;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, высоты светила над горизонтом;

- приводить примеры практического использования физических и химических знаний: о механических, тепловых, электрических, магнитных, химических явлениях природы;

- решать простейшие задачи на применение изученных законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

- использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса естествознания «Физика химия»


Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.

Курс позволяет показать в какие глубины науки им предстоит погрузиться в дальнейшем при изучении химии и физики в основной школе и в старших классах, т.е. готовность учащихся к изучению новых предметов.

Взаимосвязь результатов освоения курса естествознания «Физика Химия» можно системно представить в виде схемы.

Предметные результаты (цели предмета)

- Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления

- Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов

- Диалектический метод познания природы

- Развитие интеллектуальных и творческих способностей

- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни

Предметная методика

Метапредметные результаты

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Функциональная грамотность

- Проблемное обучение

-Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

-Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

-Задания по групповой работе

Личностные результаты

Комплексные, компетентностные задания:

- Задания по проектам (на предметном материале)

- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

Личностными результатами изучения курса «Физика химия» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Физика химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Физика и химия» являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;

- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.

Диалектический метод познания природы:

- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления измерительного прибора;

- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учащихся:

Галилео. Наука опытным путем. Научно-популярное периодическое издание. - ООО «Де Агостини. Россия»;

Гуревич А.Е. и др. Физика. Химия: Учебник для 5-6 классов средней общеобразовательной школы- М. : Дрофа, 2005

Лукашик В.и. Сборник задач по физике-7-9. - М: Просвещение, 2002. Остер Г. Физика. - М.: Росмэн, 1997.

Пёрышкин А.В. «Физика-8», «Физика-9». - М.: Дрофа, 2000.

Перельман ли. Занимательная физика. Ч. 1,2. - М.: Наука,1972.

Тульчинский М. Е Качественные задачи по физике.6-7 классы. - М.: Просвещение, 1976.

Энциклопедия «Астрономия». - М.: Аванта+.

Литература для учителя:

Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! - М.: Детская литература, 1973.

Гальперштейн Л. Занимате/)ьная физика». - М.: Росмэн, 1998. Гуревич А.Е. и др. Физика, Химия. 5-6 классы: Методическое пособие для учителей. - М.: Дрофа, 2005.

Леонович А.А. Физический калейдоскоп. - М.: Бюро Квантум, 1994.

Лукашик В.и. Физическая олимпиада. - М.: Просвещение, 1976. СмирновА.п., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок:

Физические задачи с лирическими условиями. - М.: Кругозор, 1994.

Уокер Дж. Физический фейерверк. - М.: Мир, 1979.

Усольцев А.п. Задачи по физике на основании литературных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

Учебные и справочные пособия

  1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 2001

  2. Лукашик В. И. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 2006

  3. Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике. - М.: Просвещение, 2001

  4. Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика, 1995

Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/составитель И.Г.Кириллова. - М.: Просвещение, 1996

Электронные пособия

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики, химии Кирилла и Мефодия.

  2. Физика. Библиотека наглядных пособий под редакцией Н.К. Ханнанова

  3. Мультимедийные приложения к учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской.

  4. Живая физика

  5. Уроки физики с применением информационных технологий

  6. Открытая физика 1.1

7. СД диск «Хочу все знать»

Интернет - ресурсы - alhimik.ru/index.html


Средства обучения

1. Компьютер

2. Проектор

3. Классная доска

4. Проекционный экран

5. Принтер

6. Звуковоспроизводящие колонки

7. Демонстрационное оборудование

8. Лабораторное оборудование

9. Наглядные таблицы по разделам физики и химии

10. Сборники задач

11. Дополнительная литература по предмету


VII. Календарно-тематическое планирование

п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли-чество часов

Виды самостоя-тельной работы

Дата проведения занятий

Плани-руемая

Факти-ческая

1

Введение. Природа. Человек часть природы. Тела и вещества.

Что изучает физика, химия.


3




1.1

Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Измерения. Измерительные приборы

УИНЗ

1


06.09


1.2

Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела». Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости».

УИНЗ

1

Л/р

13.09


1.3

Лабораторная работа №3 «Измерение объема твердого тела».

УИНЗ

1

Л/р

20.09


2

2. Тело и вещество (11 часов)


11




2.1

Характеристики тел и веществ. Лабораторная работа №4«Сравнение характеристик физических тел»

УИНЗ

1

Л/р

27.09


2.2

Состояния вещества

Л/р №5 «Наблюдение различных состояний вещества»

УИНЗ

1

Л/р

04.10


2.3

Масса. Л/р №6 «Измерение массы тела на рычажных весах».

УИНЗ

1

Л/р

11.10


2.4

Температура.
Л/р №7 «Измерение температуры воды и воздуха»

УИНЗ

1

Л/р

18.10


2.5

Строение вещества

Л/р №8 «Наблюдение делимости вещества»

УИНЗ

1

Л/р

25.10


2.6

Движение частиц. Л/р №9 «Наблюдение явления диффузии»

УИНЗ

1

Л/р

01.11


2.7

Взаимодействие частиц. Состояния вещества. Л/р №10 «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»

УИНЗ

1

Л/р

15.11


2.8

Строение атома.

УИНЗ

1


22.11


2.9

Плотность. Объем. Лабораторная работа № 11 «Определение плотности вещества».1

УИНЗ

1

Л/р

29.11


2.10

Химические элементы.

УИНЗ

1


06.12


2.11

Итоговый урок по теме

«Тело и вещество»

УКЗ

1

К/р

13.12


3

3. Взаимодействие тел (10 часов)


10




3.1

К чему приводит действие одного тела на другое?

Силы

Всемирное тяготение.

УИНЗ

1


20.12


3.2

Деформация. Сила упругости
Л/р №12. «Наблюдение возникновения силы

упругости при деформации»

УИНЗ

1

Л/р

27.12


3.3

Условие равновесия тел.

УИНЗ

1


17.01


3.4

Измерение силы. Трение. Л/р №13 «Измерение силы», Л/р №14 «Измерение силы трения»

УИНЗ

1

Л/р

24.01


3.5

Электрические силы.
Л/р №15 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел»

УИНЗ

1

Л/р

31.01


3.6

Магнитное взаимодействии

Л/р №16 «Наблюдение магнитного взаимодействия»

УИНЗ

1

Л/р

07.02.


3.7

Давление Л/р №17 «Определение давления тела на опору»

УИНЗ

1

Л/р

14.02.


3.8

Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

УИНЗ

1

Л/р

21.02.


3.9

Л/р №18 «Изучение выталкивающей силы». Л/р №19 «От чего зависит выталкивающая сила?» Л/р №20 «Выяснение условия плавания тел»

УИНЗ

1

Л/р

28.02.


3.10

Итоговый урок по теме «Взаимодействие тел»

УКЗ

1

К/р

07.03.



4. Физические и химические явления (10 часов)







Механические явления (4часа)


4




4.1

Механическое движение. Скорость. Время. Л/р №21 «»Вычисление скорости движения бруска»

УИНЗ

1

Л/р

14.03.


4.2

Решение задач

КУ

1


21.03.


4.3

Относительность механического движения.

Л/р №22 «Наблюдение относительности движения»

УИНЗ

1

Л/р

04.04


4.4

Звук. Распространение звука. Л/р №23 «Наблюдение источников звука»

УИНЗ

1

Л/р

11.04



Тепловые явления (6часов)


6




4.5

Тепловое расширение.

Л/р №24 «Наблюдение длины тела при нагревании и охлаждении»

УИНЗ

1

Л/р

18.04.


4.6

Плавление и отвердевание.

Л/р №25 «Отливка игрушечного солдатика»,

Л/р №26 «Нагревание стеклянной трубки».

Л/р №2 «Наблюдение за плавлением снега»

УИНЗ

1

Л/р

25.04.


4.7

Испарение и конденсация.

Л/р №28 «От чего зависит скорость испарения жидкости?». Л/р №29 «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»

УИНЗ

1

Л/р

02.05.


4.8

Теплопередача. Л/р №30 «Наблюдение теплопроводности»

УИНЗ

1

Л/р

16.05.


4.9

Обобщающий урок по теме «Механические и тепловые явления»

УЗЗ

1


23.05


4.10

Подведение итогов

УКЗ

1

К/р

30.05.


Примечание к календарно - тематическому планированию:

Сокращенные обозначения типов уроков:

  1. УИНЗ - урок изучения новых знаний;

  2. УЗЗ - урок закрепления знаний;

  3. КУ - комбинированный урок;

  4. УКЗ - урок контроля знаний.

Приложение

Терминологический словарь


АТОМ - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его химические свойства. Атом построен из субатомных частиц - протонов, нейтронов, электронов;

АТОМНАЯ ЕДИНИЦА МАССЫ (а.е.м.) - см. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА.

АТОМНЫЙ ВЕС - традиционное название относительной атомной массы в химической литературе. То же, что "относительная атомная масса" (см. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА).

АТОМНЫЙ НОМЕР - то же, что порядковый номер элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева. Атомный номер численно равен положительному заряду ядра этого элемента, т.е. числу протонов в ядре данного элемента.

ВЕЩЕСТВО. В естествознании существует ряд понятий, которым трудно дать строгое определение. Вещество - одно из таких понятий. В общем смысле оно используется для обозначения того, что заполняет пространство и имеет массу. В более узком смысле - вещество это то, из чего состоят окружающие нас предметы

ГОРЕНИЕ - быстрый процесс окисления вещества, сопровождающийся выделением большого количества теплоты и, как правило, света.

КРИСТАЛЛ - твердое вещество, в котором атомы, ионы или молекулы расположены в пространстве регулярно, практически бесконечно повторяющимися группами.

КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА. Кристаллическая структура характеризуется правильным (регулярным) расположением частиц в строго определенных точках пространства кристалла. При мысленном соединении этих точек линиями получаются пространственный каркас, который называют кристаллической решеткой. Точки, в которых размещены частицы, называются узлами кристаллической решетки. В узлах могут находиться ионы, атомы или молекулы. Кристаллическая решетка состоит из совершенно одинаковых элементарных ячеек (см. "элементарная ячейка"). МАТЕРИЯ - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)

МОЛЕКУЛА - наименьшая частица какого-либо вещества, определяющая его химические свойства и способная к самостоятельному существованию. Молекулы состоят из атомов.

НЕЙТРОН - электрически нейтральная элементарная (т.е. неразделимая) частица с массой 1,67.10 27 кг. Нейтроны вместе с протонами входят в состав атомных ядер.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. Свойства элементов периодически изменяются в соответствии с зарядом ядер их атомов.

ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО - вещество, которое состоит из атомов только одного элемента или из молекул, построенных из атомов одного элемента. Примеры: железо, кислород, алмаз, аргон, медь и т.д.

ПРОТОН - устойчивая элементарная (т.е. неразделимая) частица с элементарным (т.е. наименьшим из возможных) положительным электрическим зарядом и массой 1,67.10 27 кг. Протоны вместе с нейтронами входят в состав атомных ядер. Порядковый номер химического элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева равняется числу протонов в ядре атома этого элемента.

РАСТВОРИМОСТЬ - способность вещества растворяться в том или ином растворителе. Мерой растворимости вещества при данных условиях является его содержание в насыщенном растворе.

РАСТВОРИТЕЛЬ. Из двух или нескольких компонентов раствора растворителем называется тот, который взят в большем количестве и имеет то же агрегатное состояние, что и у раствора в целом.

РАСТВОР НАСЫЩЕННЫЙ - раствор, в котором данное вещество при данной температуре уже больше не растворяется. Насыщенный раствор находится в динамическом равновесии с нерастворившимся веществом.

РАСТВОРЫ. Простое определение: однородные молекулярные смеси из двух или более веществ. Более полное определение: растворами называют физико-химические однородные смеси переменного состава, состоящие из двух или нескольких веществ и продуктов их взаимодействия.

СЛОЖНОЕ ВЕЩЕСТВО - вещество, которое состоит из молекул, построенных из атомов разных элементов. Примеры: соль, сахар, диоксид углерода, бензин, вода и т.д.

СМЕСЬ - вещество, состоящее из молекул или атомов двух или нескольких веществ (неважно - простых или сложных). Вещества, из которых состоит смесь, могут быть разделены. Примеры: воздух, морская вода, сплав двух металлов, раствор сахара и т.д.

ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ - это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО - это каждый окружающий нас предмет

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ - это изменения, происходящие с физическими телами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ - это измеряемые свойства тел или явлений ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ - это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ - явления, при которых одни вещества, обладающие определенным составом и свойствами, превращаются в другие вещества - с другим составом и другими свойствами. При этом в составе атомных ядер изменений не происходит. Химические явления называют иначе химическими реакциями.

ХИМИЯ - наука о веществах и законах, по которым происходят их превращения в другие вещества.

ЭКОЛОГИЯ (от греческого oikos - пребывание и logos - слово, понятие, учение) - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.

ЭЛЕКТРОН - устойчивая элементарная (т.е. неразделимая) частица с элементарным (т.е. наименьшим из возможных) отрицательным электрическим зарядом и массой 9,11.10 31 кг. Электроны являются составной частью атомов всех элементов. Обладают свойствами как частиц, так и волн.

ЭЛЕМЕНТ - вещество, состоящее из атомов одного вида (из атомов с одинаковым зарядом ядра). Часто элемент содержит в своем составе несколько ИЗОТОПОВ.


© 2010-2022