• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности

Мастер-класс Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Алтаева Вера Ользоновна, учитель истории и обществознания

МБОУ Хоготовская СОШ имени А.О. Бороноева

Мастер-класс

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности

Форма проведения: мастер-класс

Цель: распространение опыта работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы проектной и исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

  2. Приобщение школьников к проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.

  3. Показать на конкретных примерах, как учителя могут проводить исследования на практике.

План:

  1. Актуализация выбора темы.

  2. Теоретическая часть.

  3. Практическая часть.

  4. Практикум

  5. Подведение итогов мастер-класса.

Ход мастер-класса

Шаг 1. Обоснование актуальности темы

Результатом модернизации российской школы стало внедрение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), реализация которого закреплена новым федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим, происходит поэтапный процесс замены знаниевой системы школьного образования на преимущественно компетентностную модель, которая заключается в наличие необходимых знаний и умений их использовать. Ключевой задачей педагога является формирование у учащихся умений и навыков ориентироваться в постоянно расширяющемся информационном пространстве, самостоятельно добывать и применять полученные знания, использовать приобретенные знания для решения различных практических задач. Также педагогу необходимо научить школьника планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Предполагается, что выполняя проектную либо исследовательскую работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Поэтому обретение опыта проектной и исследовательской деятельности является одним из требований ФГОС.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Основные этапы исследования:

  • Выделение и постановка проблемы

  • Выдвижение гипотезы.

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.

  • Сбор материала.

  • Анализ и обобщение полученных данных.

  • Обсуждение итогов завершённой работы.

Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.

Шаг 2. Теоретическая часть

Что же такое проект и исследовательская деятельность?

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении. Педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом, а также опыт работы в этом направлении.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

  • постановку проблемы,

  • изучение теории, посвященной данной проблематике,

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

  • научный комментарий,

  • собственные выводы.

Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Шаг 3. Практическая часть (из опыта работы)

Проекты, создаваемые учащимися, позволяют расширить общие компетентности учащихся. Так в работе «Статистическое исследование населения села Хогот» 2012 г. выполненной учащейся 9 класса, были использованы межпредметные связи (культура родного края, география, литература и бурятская словесность, социология, математика и информатика). С данной работой школьница выступила на школьной, региональной, всероссийской конференциях.

Созданию проекта предшествовала подготовительная работа, которая заняла примерно месяц. В само название проекта была внесена проблема необходимости изучения населения села Хогот и проведения анализа по основным его показателям с целью выявления основных проблем, характерных для данной территории.

Данный проект являлся исследовательским, социальным, выполнялся учащейся 9 класса совместно с учителем.

Подготовительный месяц включал два этапа:

- подготовительный (или период запуска)

- основной (сбор и обработка информации, выполнение проекта)

На первом этапе проекта была определена проблема исследования, поставлена цель исследования, определены объект и предмет исследования, а также задачи. На мой взгляд, первый этап проекта является основным, потому что нужно четко определить, чем будут заниматься учащиеся. Ученикам не всегда удается определить «предмет» и «объект», грамотно и лаконично выдвинуть цель, сформулировать задачи. Здесь уместна помощь учителя, который, корректно поправляя предложения учащихся, приводить к правильным определениям.

В период II этапа выполнялась работа учащейся: изучались необходимая литература, в основном архивные записи. При написании работы использованы материалы из школьного краеведческого музея, стенды, вырезки из газет, воспоминания жителей села, учебные пособия, книги.

Полный список проектных и исследовательских работ учащихся под руководством учителя представлен в Приложении 1.

Шаг 4. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Групповая работа

Практическое занятие:

а) Составить алгоритм выполнения проекта (Приложение 2)

б) Составить памятку начинающему исследователю (Приложение 3)

в) Составить пожелания рецензенту (Приложение 4)

г) Рассмотреть деятельность учителя и ученика при выполнении исследования (Приложение 5)

Шаг 5. Подведение итогов мастер-класса.

- Цели прихода на мастер-класс.

- Что взял полезного.

- Хочется ли что-то отметить.

Анализируя проектную и исследовательскую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности можно сделать вывод, что она способствует развитию познавательной активности учащихся, учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками, видеть проблемы и предлагать пути их решения, способствует воспитанию социальной активности, развитию творчества, создает ситуацию успеха.

Библиографический список

1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. - С. 5.

2. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Журнал «Исследовательская работа школьников», №1, 2002. - С.24-34.

3. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -С. 14.
4. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002. -С.130-134.
5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001. - С.46-48.


Приложение 1

26 мая 2010

п. Усть-Ордынский

Областной конкурс молодежного фестиваля национальных культур «Мой народ - моя гордость»

в номинации научно-исследовательской деятельности


Нагатаева Люба, Захаров Денис


-

18-19 февраля 2011 года

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Региональная конференция 18 Всероссийского конкурса юношеских

исследовательских работ имени В.И. Вернадского


Нагатаева Люба,

Захаров Денис

Свидетельство об участии и льготное поступление в БГУ

4 марта 2011 года

п. Баяндай

Районная конференция «Восхождение к истокам»


Нагатаева Люба

Денежный приз за участие

22 марта 2011 года

г. Иркутск

Региональная научно-практическая конференция (дистанционная)

«Мы познаем мир»


Нагатаева Люба

Свидетельство участника

17-18 февраля 2012 года

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Региональная конференция 19 Всероссийского конкурса юношеских

исследовательских работ имени В.И.Вернадского


Левина Диана

Свидетельство об участии.


Благодарственное письмо Председателя комитета по экономической политике и охране окружающей среды В.Г. Ирильдеева


Апрель

2012 год


Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина» номинация «История моего сельского поселения (научно-исследовательская деятельность)


Левина Диана


диплом участника

15 марта по 5 апреля 2013 года

Всероссийский конкурс презентаций «Гордость Отчизны»


Левина Диана

III место - Левина Диана.

Диплом, приз - призеру.

Благодарственное письмо - учителю

Апрель 2014 год

Всероссийский конкурс

«Мой край родной»

(Педагогический клуб «Наука и творчество»).

Исследовательская работа «Исторические аспекты развития села Хогот»

Манжуева Таня


11 апреля 2014 год

с. Хогот

Научно-практическая конференция

«Галерея выдающихся личностей»


Левина Диана,

Манжуева Таня,

Манданова Женя,

Имегенова Соня,

Бузинаева Оля,

Харахинова Надя

Благодарственное письмо - Левина Диана

30 апреля 2014 год

Областной заочный конкурс исследовательских работ «Диалог культур»,

Исследовательская работа «Топонимика села Хогот»

Манжуева Таня












Приложение 2

Творческий проект

Алгоритм выполнения проекта

1. Сбор информации

2. Эксперимент

3. Систематизация и структуризация информации

4. Исследование

5. Оформление работы

6.Фото и видео зарисовки

7. Интервьюирование

8. Наблюдения

9. Презентация

10.Практическое применение новых знаний

11. Публичное выступление

Приложение 3

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования

  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Удачи ! Мастер-класс Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности



Приложение 4

Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подготовительный

Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели

2. Планирование, организация деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах

Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе

3. Исследование (осуществление деятельности)

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации

Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации

4. Представление, отчёт, презентация проекта

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта

Обсуждают найденный способ решения

проблемы, участвуют в оценке путём

коллективного

обсуждения и самооценок


© 2010-2022