Занятие Орнамент Белгородской области

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческое оъединение «Мастерица»

Тема занятия: « Виды орнаментов. Символика и цветовые сочетания в орнаменте Белгородской области.»

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с понятиями «орнамент», «раппорт»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании и научить учащихся применять цветовое сочетание в орнаменте; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, рушников; углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов Белгородчины.

  • Развивающая: развивать образное мышление, внимание фантазию; развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям; сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа; развивать творческое воображение.

  • Воспитательная: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества Белогорья; воспитание усидчивости, аккуратности, терпения; воспитание экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, самостоятельная работа.

Объект труда: эскиз орнамента для стилизованной одежды, носового платка, круглого декоративного панно

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

  • Для учителя: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, цветовой круг.

  • Для учащихся: Цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы,

Оформление доски:

Виды орнаментов:

Ход урока

  1. Организационная часть

1.1. Приветствие

1.2. Контроль посещаемости

1.3. Сообщение темы и плана работы на уроке

2 Повторение пройденого

-Какие комплексы женского народного костюма вы знаете?

- Виды головных уборов в народном костюме?

- Какие головные уборы носили молодые девушки?

- Чем отличались головные уборы замужних женщин?

  1. Изложение нового материала

Профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий, т.к. она становится сегодня всё более востребованной. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Дизайнер одежды - это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни. В противном случае, как бы красиво и роскошно не выглядели идеи, они не будут востребованы.

Безусловно, красивую и оригинальную вещь можно купить в магазине, но тогда она стоит немалых денег, а также можно сделать не менее оригинальное изделие своими руками, либо переделать из старой вещи и сэкономить деньги. Помимо этого изготовленное изделие или отделка на нем своими руками имеет и другую функцию - защитную.

Огромное значение для наших предков имели вышитые орнаменты.

(слайд 2)

Понятие орнамента

Слово "орнамент" произошло от латинского слова "орнамендум" - украшение.
Средства достижения художественной выразительности в орнаменте:

 Ритм.

 Симметрия: вертикальная, горизонтальная, диагональная и радиальная.
Благодаря ритму и симметрии из одного элемента можно получить бесчисленное множество орнаментальных мотивов.

(слайд 3)

Типы орнаментов

 Геометрический орнамент - повторение геометрических фигур.

(слайд 4)

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.

Растительный орнамент.

(слайд 5)

Животный орнамент.

(слайд 6)

Смешанный орнамент.

(слайд 7)

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д.


Характерная особенность любого орнамента - ритмическое чередование аналогичных элементов.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. В

(слайд8)


Один элемент или группа может быть повторена любое количество раз.
Повторяющаяся часть орнамента называется рапорт.

( слайд 9)

Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения. Занятие Орнамент Белгородской области
(слайд 10)

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА
(слайд 11)
Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Пропорции - это соразмерность элементов в отношении к целому и один к другому, придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоническую завершенность.

Орнамент в вышивке белгородской области

Вышивка южных русских районов, куда входит Белгородчина - это царство геометрического орнамента, состоящего главным образом из мотивов ромбических очертаний. Основных вариантов таких мотивов не так уж много, но мастерицы разнообразили их линейный и цветовой ритм, аранжировали в различных контекстах остального оформления общего орнаментального комплекса, и каждый раз эти мотивы звучали по-иному. Приходится удивляться, как русские крестьянки, жизнь которых была очень тяжелой в условиях царской России, смогли вложить в эти узоры - подлинные гимны красоте - столько неисчерпаемого оптимизма и жизнерадостности.

Символ в вышивке - это своего рода условный знак, несущий информацию, а символика - совокупность этих символов.

Давайте рассмотрим символику орнамента на примере белгородских рушников.

Язык русской народной вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». А «строчить письмо» значило вышивать «строкой». Примером могут служить рушники вышитые тамбурным швом, наиболее распространенные в Ракитянском районе нашей области.

(слайд)

Повсеместно распространены рушники вышитые простым крестиком.

В Новооскольском и Яковлевском районах встречаются рушники вышитые росписью.

(слайд)

Рушники вышитые счетной гладью, двойным (болгарским) крестом, встречаются в Чернянском, Ивнянском, Шебекинском и Валуйском районах.

(слайд)

Распространены на Белгородчине рушники вышитые в смешанной технике.

(слайд)

Цветовая гамма орнамента в Белгородской области чаще всего черно-красная, либо только красная, реже только черная.

(слайд)

В рушниках изображали представление о трехъярусности мира, в которое верили наши предки - это верхний ярус (мир богов), средний ярус (мир живых), нижнй ярус (мир мертвых).

В верхнем ярусе изображали «древо жизни».

(слайд)

Символ древа жизни напоминает дерево или растение с поднятыми или опущенными ветвями, стеблями.

Продолжением древа жизни является еще и небесная твердь, которая вышивается прямой линией, а то и несколькими параллельными линиями от широкой до узкой.

(слайд)

В среднем ярусе вышивали символы плодородия,рожаниц, холмы, реки, поля, засеянные поля, земную твердь, знаки благополучия.

(слайды)

Каждый ярус на рушнике был обязательно отделен друг от друга вышитыми или не вышитыми полосками ткани.

(слайд)

«…Если раньше для народного мастера главным была символика,в способность которой влиять на жизнь верили, то сейчас силволика, которая не исчезла, а продолжает быть одним из главных моментов в народном искусстве, становится поэтическим мотивом, сказочной темой. Это позволяет мастеру более свободно распоряжаться традиционным орнаментом и изображениями.»

В.М.Василенко

  1. Закрепление нового материала

- Что такое орнамент? (С латинского «украшение», состоящее из ряда ритмических упорядоченных элементов).

- Что такое ритм в орнаменте? (Под ритмом понимается выделение одних, более крупных и значимых, и подчиненных им других, более мелких, элементов на основе определенного повтора).

- Ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент это _________________. (Раппорт)

- Какие виды орнаментов вам известны? (Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные т.д.)

- Дайте определение понятию «стилизация». (Это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей.)

Установите соответствие:

1.

Раппорт. Это ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент.

А.

Занятие Орнамент Белгородской области

2.

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии.

Б.

Занятие Орнамент Белгородской области

3.

Бордюр. Это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.

В.

Занятие Орнамент Белгородской области

(1 - Б. 2 - В. 3 - А)

  1. Практическая работа

5.1. Вводный инструктаж

Сейчас на практическом занятии мы попробуем с вами составить эскизы орнаментов для стилизованной одежды (основа у вас имеется) и рушника. Эти эскизы вы сможете применить для выполнения различных декоративных изделий. Посмотрите, пожалуйста, на следующие слайды.

Выполнять эскиз мы будем на альбомных листах цветными карандашами или фломастерами. Сначала определяем вид орнамента, который мы хотим применить: геометрический, растительный, зооморфный, фантазийный и т.д. Затем вид построения композиции орнамента: розетта, бордюр, раппорт. Давайте определимся, у нас должно быть два эскиза и есть три вида построения композиции орнамента, так что чему соответствует? (Стилизованная одежда - раппорт или бордюр, платок - бордюр, декоративное панно - розетта)

5.2. Самостоятельная работа учащихся

5.2.1. Текущий инструктаж

Во время работы провожу индивидуальный инструктаж.

5.2.2. Целевые обходы

Во время целевого обхода проверяю правильность выполнения эскизов и соответствие их намеченным целям практической работы.

5.3. Заключительный инструктаж

Анализ характерных ошибок и их причин.

Повторение основных видов орнамента и объяснение основного принципа составления орнамента.

  1. Подведение итогов занятия

Просмотр всеми обучающимися выполненных заданий, обоснование выбора ими данного орнамента, колорита, цветовой гармонии и что он мог бы означать.

Литература:

Бондарь О.Н. Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках: Методическое пособие., Белгород.: изд-во «Константа», 2006

Ботова С.И., Приставкина Т.А.,Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: Учебно-методическое пособие в 2-х частях.-Белгород-2000

Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Автореф. …канд.пед.наук. - М., 1995.

Ромашка: Сборник/ Сост. З Костюшина. - М. Мол. гвардия, 1985


© 2010-2022