Конспект урока ОРКСЭ Род и семья

Модуль: «Основы светской этики» № урока:  18 Тема: Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Цель: Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий – семья, родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким. Задачи: 1.  Формировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи  в жиз...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модуль: «Основы светской этики»

урока: 18

Тема: Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

Цель: Создать условия для освоения учащимися социокультурных категорий - семья, родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для воспитания ценностного отношения к своей семье, своим родным и близким.

Задачи:

1. Формировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека, роде, семейных традициях, реликвиях 2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. 3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах составление кластера, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.

Оборудование: мультимедийная презентация; образец родословного древа; шаблоны для составления семейного букета, цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки и притчи.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

I. Вызов




1. Оргмомент

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2. Пробуждение интереса к получению информации.

Чтение сказки (Приложение 1) и постановка задачи перед учащимися:

- Прослушайте внимательно текст сказки и постарайтесь закончить ее одним подходящим по смыслу словом.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Задание: решить кроссворд (Приложение 2) и определить ключевые понятия темы урока.

4. Озвучивание темы урока, цели и задач.

Называет тему урока, озвучивает цель и задачи урока.

Обсуждение с учащимися темы и эпиграфа к уроку:

Мой род - это дерево весной в цветах,

Семья - это ветка осенью в плодах,

Мой сад - это жизнь моих родных детей,

Они продолжают жизнь моих корней

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово?



Приветствуют учителя.


Дети слушают сказку, выполняют задание.


Решают кроссворд, выявляют ключевые понятия темы урока

Записывают в тетрадь тему урока


Ученики отвечают на вопросы учителя

Ответ: "7 - Я". В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я.















Метод «Покопаемся в памяти»









II.Осмысление содержания

1. Вступительное слово учителя:

Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.

2. Работа с понятием «семья».

- «Семья» - это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

Игра «Ассоциации»

Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:

«Семья - это…»



3.Составление кластера «Счастливая семья»

С чего начинается семья?

Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями. Они стали больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие.

Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина не могут жить друг без друга, они полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская.

(Приложение 3)составление кластера.

С понимания, доброты, прощения, но главное, с заботы друг о друге начинается семья. В хорошей семье - теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называется домашний очаг. Он дает человеку не только кров, но хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.



4. Физминутка.

Стих (Приложение 5)

5. Историческая справка. Введение в понятие «род».

- А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было семьи ?

Вот послушайте:

« Давным - давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков - родом»

Работа с понятием «РОД»

Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»

Работа с понятиями «РОД», «РОДОСЛОВНАЯ»

6. Работа в группах

1 группа

Беседа с детьми о возникновении рода, о нравственных отношениях в роде. Чтение и анализ текста.

- Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

- Как складывались отношения в семье? Выделите главное (Приложение 6)

2 группа

Работа с притчей «Ладная семья»

(приложение 4 )

Задание: прослушайте и постарайтесь закончить текст словами, связанными с сюжетом притчи.

7. Работа с цитатами. (Приложение7)

Задание: запишите в тетрадь цитату и свой комментарий к ней, как вы понимаете ее смысл

Внимательно слушают учителя, создается эмоциональный настрой.







Придумывают ассоциации, составляют предложение, например,

Семья - это дом, в котором меня всегда ждут и любят.

В семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым...

Записывают в тетрадь «СЕМЬЯ», определяют значение слова





Записывают в тетрадь понятия.

Составление кластера

по ходу беседы учителя и учащихся

Критерии, которые предложили учащиеся: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.




Ученики составляют ряд: род-родить - родословная-родственники - родина

Записывают в тетрадь понятия «род», «родословная»

Читают текст.

Выполняют задания к тексту в группах


Чтение текста, ответы на вопросы.

Составляют правила поведения в семье

(Приложение 6.1)


Работают с источником информации

Закончить предложение, используя знания, полученные на уроке.











Метод «Ассоциаций»,

«Метод незакончен-ного предложения»






Составление кластера

Метод «мозгового штурма»















Метод активного чтения


Метод творческой интерпрета-ции текста


Прием «Двухчаст-ный дневник»

III. Рефлексия

1. Слово учителя. Подведение итогов по изученной теме.

Почитание родителей - основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним - начало распада человеческого общества. Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. На Руси тех, кто не знал свои корни, называли "Иванами, не помнящими родства".

- Как нужно относиться к родным и близким людям?

- А процветание нашей Родины зависит от того, как мы относимся к родителям, к предкам, как чтим традиции семьи?

2.Составление семейного букета

История рода - тема очень обширная. Это и изучение значения и происхождения фамилии рода, и изучение архивных документов, и составление возможного герба семьи. Вы только в самом начале этих исследований.

Задание: составить с помощью цветных шаблонов семейные букеты, в котором каждый цветок станет олицетворением члена семьи

3. Вывод по уроку.

Любовь к родине - естественное человеческое чувство. Оно зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля, луга, мягок ли хлеб… Людям свойственно относиться к своей Родине как к родной матери. Родина - родить - родиться - родители.

Не зря в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок о значимости семьи. Давайте вспомним их.

Задание: закончить или исправить заданные пословицы.

(Приложение 8)

Вы проделали огромную работу: составили семейные букеты, выявили критерии счастливой семьи. Значит, к вам это выражение про"Иванов, не помнящих родства", не относится.

От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будете ли вы продолжателями этих традиций, как вы чтите традиции свой родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить. (Приложение 9)





Учащиеся делают вывод по уроку, связывая понятия «семья» и «род» с понятием «Родина».


Составляют из цветных шаблонов свою семью




Исправляют, заканчивают пословицы, зачитывают, объясняют смысл.




Выделение ключевых слов в цитате из Конституции РФ, комментарии к ним











Метод «толстых» и «тонких» вопросов




Творческая интерпретация полученной информации




Метод «Покопаемся в памяти»




Прием «Ключевые слова»


Домашнее задание

(Приложение10)

Выбирают одно из предложенных

уровней д/з.









































Приложение 1

Давным-давно так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым , каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? - недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - я его спросила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? - с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья»!





Приложение 2

1


2


3


4


5

1. Ребус "сон" о - ы

Конспект урока ОРКСЭ Род и семья

2. Для мамы он отец, а для вас кто?

3. Первое слово, которое говорит малыш?

4. Ребус "ночь" н - д.

Конспект урока ОРКСЭ Род и семья

5. Последняя буква в алфавите.

Конспект урока ОРКСЭ Род и семья





Приложение 4

«Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.

- Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете.

Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…

- Как вы думаете, какие слова написал старик?

- Из всех названных вами слов, выберите только три.

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. Прочел Император, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да ответил старик: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение, - это и есть основа всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.




Приложение 5


Физминутка

А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты»
Встаньте те
- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!












Приложение 6

Нравственные отношения в роде

Чтение и анализ текста

Задание: прочитайте текст и ответьте на вопрос:

«Как складывались отношения в семье?»

Выделите главное. Составьте правила поведения в семье

Каждая семья - отец, мать, дети - жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки - жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи - его все почитали, советовались с ним.

Детей воспитывали в строгости. Дети почитали родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу.

Обычно делами сыновей занимался отец, делами дочерей - мать. Власть родителей на дочерей распространялась до их выхода замуж. Ни дочь, ни сын не могли покинуть родительский дом по своему желанию. Особое значение всегда придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится. Родительское благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и перед каким-либо ответственным делом (закладка дома, первый выезд в поле и др.). Народная мудрость поучала: «Живы родители - почитай, умерли - поминай».



Приложение 6.1.

«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»

  1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

  2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

  3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

  4. Не вступайте в пререкания со старшими.

  5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

  6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

  7. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.

  8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

  9. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.


Правила семейной педагогики для детей.


  1. Будь предан своей семье.

  2. Будь верен и надежен.

  3. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

  4. Воспринимай людей как равных себе.

  5. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

  6. Умей прощать.

  7. Умей контролировать свои желания и поступки.

  8. Проявляй чуткость.

  9. Стремись все делать как можно лучше.

  10. Будь верен себе и своему дому.




Правила семейной педагогики для родителей.


  1. Замечайте недостатки своего ребёнка не чаще одного в минуту.

  2. Смотрите в глаза ребенку чаще, чем в дневник.

  3. Если вы что- то требуете от ребёнка, приглядитесь сначала к себе: всегда ли вы это делаете сами.

  4. Прежде чем наказывать за что-то своего ребёнка, попробуете вспомнить себя маленьким в похожей ситуации.

  5. Если ребёнок не хочет что-то делать, не думайте что сделать назло вам - это его единственная цель.

  6. Помните слова Христа «Дети ближе к царству Божию», чем вы взрослые.

  7. Как нет одинаковых снежинок, так нет одинаковых детей.

  8. Помните, что ребёнок имеет право на настроение, отличное от вашего.

  9. Задумайтесь иногда о том, какие чувства вы вызываете у своего ребёнка.

  10. Вы - единственная защита вашего ребёнка.

  11. Из ситуаций, которые кажутся безвыходными, улыбка часто является единственным выходом.











Приложение 7

Цитаты

"Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности", - считал А.С.Пушкин.

" Человек - это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи…" - писал академик Д.С.Лихачев.

Митрополита Мерликийского: "Россия превратится в пустыню , если семья не станет святыней"

«Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений каждого» М. Аврелий











Приложение 8

Пословицы

Вся семья вместе, так и душа:. (на месте)

Яблоко от яблони:. (не далеко падает)

Чем богаты:.(тем и рады)

Где мир да лад, там и божья:. (благодать)

В гостях хорошо:.(а дома лучше)

Когда семья вместе, так и душа в пятках (так и душа на месте)

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)

Любовь - кольцо, а у кольца нет проблем (конца)

Не красна изба углами - красна коврами (пирогами)

В гостях хорошо, тогда сиди долго (а дома лучше)

На стариках семья …(держится)

В семье и каша…( гуще)

Семейный горшок веселей…( кипит)

На что клад, коли в семье …(лад)

Приложение 9

В конституции РФ сказано:

"Мы, многочисленный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою родину перед нынешним и будущими поколениями, сознаем себя частью мирового сообщества."








Приложение 10.

Домашнее задание

1 уровень (низкий уровень)

Пользуясь памятками, создай 10 заповедей семьи.

2 уровень (средний уровень)

Создать устный рассказ о происхождении своей фамилии

3 уровень (высокий уровень)

Составить родословную своей семьи.








Конспект урока ОРКСЭ Род и семья


© 2010-2022