• Преподавателю
  • Другое
  • Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

    Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в разли...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.




Индивидуальный план

самообразования

учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело)

высшей категории

Зиновьевой Елены Анатольевны

на 2011-2015 годы






Тема самообразования: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности»









г. Новочеркасск.

Общие сведения об учителе:


ФИО: Зиновьева Елена Анатольевна

Год, число и месяц рождения: 7 августа 1960 года.

Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

Образование: высшее, 1984 год - Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, специальность «физика», квалификация «учитель физики».

Сведения о дополнительном профессиональном образовании:2012 год - НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», 508 аудиторных часов.

2015 год (с 12.01.15 по 24.01.15) - Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», по проблеме: «Формирование социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в контексте основных направлений ФГОС», в объёме 72 часа.

Должность: учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело) ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №1 г.Новочеркасска.

Квалификационная категория на момент аттестации: высшая;

общий стаж: 31 год;

педагогический стаж: 25 лет;

в аттестуемой должности: 12 лет;

Комплексная научно-методическая тема педагогического коллектива школы:


«Развитие коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды как условие формирования личности ребёнка с ОВЗ».




Тема методического объединения учителей профессионально-трудового обучения:

«Обеспечение дифференцированного, развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения с учётом психофизических и индивидуальных особенностей обучающегося».




Тема самообразования:



«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности».




Актуальность выбранной темы самообразования:


Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Назрела необходимость готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.

Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках столярного дела является очень актуальной и перспективной темой. Работу по развитию творческой активности и навыков самостоятельной деятельности на уроках столярного дела следует рассматривать в качестве необходимого компонента трудового обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы:

обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к столярному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.

Задачи:


  • Обеспечение высокого методического уровня проведения уроков профессионально-трудового обучения (столярное дело).

  • Повышение качества проведения учебных занятий по внедрению новых технологий.

  • Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.

  • Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.

  • Развитие творческой активности учащихся на уроках столярного дела, формирование способности учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

  • Повышение мотивации и качества знаний учащихся.

  • Активизация самостоятельности и познавательной деятельности учащихся.

  • Формирование позитивного отношения к труду.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),

  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),

  • охрана здоровья,

  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),

  • социальное (участие в жизни социума школы).

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная - через индивидуальный план;

групповая - через участие в деятельности школьного методического

объединения учителей ПТО, а также через участие в жизни школы.

Пояснительная записка

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -

слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:

Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

1.Изучить литературу по данной проблеме:

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования

мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов /под ред. Ю.И. Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm

7. iteach.ru/index/news.html

8. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя профессионально-трудового обучения».

9. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.











Перечень вопросов по самообразованию:

1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.

2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

3. Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.

4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.

6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса - во всех классах.

7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

8. В каждом классе, где преподаю столярное дело, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.

Ожидаемые результаты:

1 Повышение мотивации и качества знаний на уроках столярного дела;

2. апробация новых видов и форм диагностики;

3. повышение результативности участия в конкурсах «Лучший по профессии»;

4. разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по исследуемой теме;

5. повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.

Планирование работы над темой самообразования


Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Информационно-аналитический:

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2011-2012

Школьные и районные МО.

Изучение литературы.


1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2011-2013

1.Выступление на заседании школьного МО учителей».

Практический:

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2013-2014

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«».

2.Открытые уроки на уровне школы.

3.Участие в конкурсах, выставках, конференциях.

Обобщающий

Внедренческий:

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2014

1.Выступление на заседании школьного МО учителей.

2.Участие и результаты в областных и всероссийских конкурсах.

3. Урок-соревнование «».

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Распространение опыта работы.

2015

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.

3. Участие в конкурсах.

Накопление знаний по единой методической теме



Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Информационно-аналитический

2011-2015

Научно-исследовательская работа по единой методической теме:

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профессионально-трудового обучения.

регулярно

Совершенствование психолого-педагогической подготовленности:

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Изучение методической и учебной литературы:

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профессионально-трудовому обучению.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения столярному делу.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей профессионально-трудового обучения.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных школ.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

регулярно

регулярно

регулярно

ежегодно

регулярно

регулярно

Повышение мировоззренченского уровня:

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по профессионально-трудовому обучению (столярному делу), педагогике, психологии.

5. Общение с педагогами на различных сайтах.

регулярно

регулярно

2013-2015

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

регулярно

Реализация приобретенных знаний

1. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

2. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

3. Разработать программы элективного курса по предмету «Я выбираю профессию».

4, Выступать с докладами по теме самообразования.

Работа с родителями

  1. Знакомить родителей с новыми формами, методами и приёмами обучения столярному делу.

  2. Показать родителям широкие возможности Интернета для формирования связей внутри образовательного учреждения. Цели в этом направлении могут быть различными: переписка со своими родителями с целью обмена опытом; участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования; привлечение родителей к исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена - электронная почта.

Анализ работы по теме самообразования

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача автора состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому, по его мнению, в полной мере способствует использование технологий по развитию познавательных интересов, что и легло в основу опыта.

Руководствуясь принципами организации процесса обучения, предложенными Н.М.Зверевой, я считаю, что учитель:

-переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности учащихся;

-мотивирует познавательную деятельность учащихся на уроке, формирует интерес к предмету.

Основная цель работы по теме самообразования является создание необходимых условий для развития познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта к столярному делу на основе использования различных приемов и форм обучения.

Основной характеристикой опыта развития познавательных интересов учащихся является разработка и внедрение в практику методического комплекса, в составе которого:


  1. проблемные вопросы и задачи;

  2. исследовательские вопросы и задания;

  3. творческие задания;

  4. применение информационных технологий и новых электронно-образовательных средств.

Использование проблемного метода обучения позволяет мне решить следующие задачи:

-формировать теоретические знания учащихся;

-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.

Считая, что проблемное преподавание в наибольшей степени соответствует проблемному обучению, работа ведется по следующим направлениям:

-проблемные вопросы;

-проблемные задачи.

-проблемный эксперимент.

Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.

При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача - это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе качественного и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик изготавливаемого изделия. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач знакомятся учащиеся с достижениями науки и техники, воспитывается трудолюбие, настойчивость, воля, характер, целеустремленность.

При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между величинами, характеризующими свойства предмета. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.

В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса столярное дело. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается строго выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации.

В настоящее время важное место в развитии познавательного интереса учащихся занимает исследовательский метод обучения. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познание еще непознанного. Учебные исследования, проводимые учащимися, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать; повышают ответственность ребят за регулярность и качество их выполнения; дают возможность на практике применить свои знания, полученные на уроках профессионально-трудового обучения. Формирование навыков исследовательской работы автор ведет по двум направлениям:

-проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения;

-развитие исследовательских навыков при изучении материала на уроках и во внеурочное время с использованием исследовательских вопросов и заданий.

Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить масштабно, делать самостоятельные выводы и обобщения. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

В процессе изучения столярного дела контроль знаний позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.

Для развития познавательного интереса я использую творческие задания, которые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий - практические работы.

Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.

Третий вид - разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические особенности учащихся.

Четвертый вид творческих заданий - тематические тесты, которые удобно использовать на уроках в старших классах.

Пятый вид - дидактические карточки, содержащие задачи пониженной и повышенной сложности.

Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.

Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ.

Основу урока - соревнования составляют состязания команд при выполнении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная..

В организации и проведении уроков - соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.

Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. В кабинете столярного дела установлено современное техническое оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, экран ). Новые технические средства требуют особых форм и методов преподавания, инновационных подходов к процессу преподавания.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, и позволяет учителю продемонстрировать многие эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете столярного дела.

На уроках столярного дела я применяю интерактивные технические средства для показа демонстраций, для подготовки различного рода раздаточного материала, для проведения различных игр, моделирования и проведения демонстрационных экспериментов.

Анализ проблемы развития творческой активности учащихся в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия:

1. Между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека "социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права" ("Федеральный компонент государственного стандарта общего образования") и возможностями ребёнка, которые могут быть реально реализованы.

2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании столярного дела.

На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях.

Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Обучающиеся активны только на начальных этапах деятельности.

У воспитанников со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.

Учащиеся с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Обучающиеся воспитанники этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать детей с ограниченными возможностями здоровья с высоким уровнем творческой активности.

В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок - лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к столярному делу, в моей системе работы есть и такие направления, как:



· Творческие работы;

· Проектно-исследовательская деятельность;

· Игры-соревнования;

· Решение творческих технологических задач;

· Дидактические игры;



Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.

Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.


Творческие работы учеников состоят в активном участии создания:

- компьютерных презентаций к урокам,
- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,
- викторин,

- соревнований.

На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по столярному делу и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.

Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных форм внеклассной работы:


Ø Организация массовых мероприятий.
Ø Организация и проведение исследовательских работ.
Ø Подготовка и участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
Ø Беседа, рассказ.
Ø Практикумы.

Ø Экскурсии.
Ø Походы.
Ø Круглые столы.
Ø Выполнение творческих работ, проектов.


Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности - процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Результативность опыта

Для оценки качества организации учебно-воспитательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников я применяю диагностику Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, А.Н. Леонтьева, задачи которой таковы:

-сбор данных об обученности и воспитанности учащихся;

-диагностика мотивации к изучению столярного дела;

-определение требований к уровню подготовки выпускников коррекционных образовательных учреждений VIII вида;

-изучение информации о соответствии фактического результата ожиданиям;

-оценка соответствия уровня обученности государственным стандартам.

В ходе работы определены следующие уровень обученности (качество выполнения стандартов и уровень сформированности общеучебных умений и навыков), мотивация, профориентация, специальные способности. Качество выполнения стандартов показывает, что более половины обучающихся соответствуют требованиям, предъявляемым выпускникам.

На протяжении последних пяти лет наблюдается в среднем положительная динамика качества знаний обучающихся:

Учебный год

2010-2011

20011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

4 класс

67%

66%

-

-

-

6класс

-

57%

-

-

-

7класс

54%

72%

54%

-

93%

8класс

62%

-

70%

-

-

9класс

-

-

-

49%

60%

Исследуя уровень сформированности знаний можно сделать вывод: выпускники 9 классов в целом владеют профессиональными навыками и умениями; приводить примеры практического использования полученных знаний.

Трудоемкость.


Трудоемкость опыта заключается в переосмыслении роли и функции учителя с позиции творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, так как теперь учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника; в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом индивидуально-творческих возможностей. Увеличивается время на подготовку к уроку.

Важно также определить компоненты, способствующие лучшему усвоению учащимися изучаемого материала и воспитанию целостной, саморазвивающейся, деятельностной личности. Это такие компоненты:

  1. мотивационный компонент, проявляющийся через интерес к различного рода деятельности, осознание ценности данного вида деятельности, отношение к собственной деятельности и её субъектам, принятие творческого характера данной деятельности;

  2. эмотивный компонент, проявляющийся как отношение старшеклассников к деятельности и определяющийся увлеченностью учащихся тем или иным видом деятельности и удовлетворением данным её видом, а также ответственностью за её результат;

  3. когнитивный компонент, проявляющийся как знание учащихся о явлениях окружающей действительности и являющийся конечным результатом как применение и использование полученных знаний в творческой деятельности;

  4. отношением учащихся к проявлению той или иной деятельности и реализующийся в общественно-полезном труде на творческой основе, с учетом собственных возможностей и способностей.

Доступность опыта.


Доступность данного опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями профессионально-трудового обучения (столярное дело) коррекционных школ VIII вида.

Литература:

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М., 2001.

  2. Бельчикова О.Е. Педагогическая технология. - Белгород, 1998

  3. Гин А. Приемы педагогической техники. Москва: Изд-во «Вита-Пресс», 1999.

  4. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. - М., «Народное образование», 2001.

  5. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика.- М.: Наука, 1976.

  6. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя.- М., 2001

  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.,1986, с.78

  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2002

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., «Народное образование», 1998

  10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996

  11. Япрынцева Е. В. Индивидуальная самоорганизация как фактор творческой идентичности личности. Белгород: Лит. Караван, 2005.


© 2010-2022