Туристско-экскурсионный маршрут Дороги говорят

Данная разработка создана в помощь педагогам, классным руководителям, руководителям школьных музеев и т. д. в образовательном процессе краеведческого направления через проведение учебно-тематических экскурсий по Вязниковскому району Владимирской области.Содержание экскурсии: история названия поселений, главные достопримечательности поселений, знамениты люди, жившие и живущие в населенных пунктах. Маршрут экскурсии: г. Вязники- д.Каурково – г.Вязники – Успенский погост – Г.Вязники – г.Гороховец –...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей»



Туристско -экскурсионные маршруты



Методическая разработка экскурсий:

«Дороги говорят»




Предмет: краеведение

Вид экскурсии: автобусная, обзорная

Педагог дополнительного образования: Юдина Анастасия Андреевна

Возраст экскурсантов: школьники 12 - 17 лет







Вязники, 2013 год







Данная разработка создана в помощь педагогам, классным руководителям, руководителям школьных музеев и т. д. в образовательном процессе краеведческого направления через проведение учебно-тематических экскурсий по Вязниковскому району Владимирской области.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ



Тема: «Дороги говорят»

Продолжительность: 3 ч.

Протяженность: 130 км

Автор: А.А.Юдина

Содержание экскурсии: история названия поселений, главные достопримечательности поселений, знамениты люди, жившие и живущие в населенных пунктах.

Маршрут экскурсии: г. Вязники- д.Каурково - г.Вязники - Успенский погост - Г.Вязники - г.Гороховец - г.Вязники

Построение вступления и заключения.

Обозначение маршрута и объектов, которые увидим.

Продолжительность экскурсии, где закончится экскурсия, у каких объектов будет остановка, правила техники безопасности на улице. Знакомство с водителем автобус (правила техники безопасности, поведения в автобусе).

Знакомство с экскурсоводом. Основная часть (показ и рассказ методом разработки).

В заключении общие выводы увиденного, услышанного. Реклама других учебно-тематических экскурсий.

Благодарность экскурсантам, учителям, родителям, водителю.




Туристско-экскурсионный маршрут Дороги говорят

Туристско-экскурсионный маршрут Дороги говорятПри выезде из города обратите внимание на юбилейный столб - «Вязники 200/220 лет». Это неверная дата. Владимирская область отмечала двухсотлетие со дня образования Владимирской губернии в 1778 году. Наши Вязники появились гораздо раньше. Краеведы Тельчаров и Маштафаров нашли первую дату упоминания наших Вязников - 1585-й год. Тогда Вязники были селом. Значит, наш город существует уже 416 лет. Постепенно Вязники превращаются в слободу, населенный пункт, принадлежавший дворцу и населенный людьми свободного состояния (не крепостными, как это было в селе).

До сих пор не решен вопрос с происхождением наших Вязников. Одни считают, что название произошло от топкого места, болотистой почвы, следы которой мы наблюдаем еще и сейчас в районе центра, когда там проводят раскопки. Другие считают, что название дано в честь деревьев ВЯЗОВ, которые произрастали тогда (да и сейчас еще не исчезли) в большом количестве - вспомните названия населенных пунктов, взятых от деревьев - Березники, Липки, Осинки, Дубки, Вязники. Третьи считают, что название произошло от плотов, «вязьев», на которых и было поставлено первоначальное село. В древних актах встречается и такое название - «Слобода на Вязьях», т.е. на связях. Но, когда в конце 18 века встал вопрос, какое изображение не гербе дать нашему городу, то решили, что там должен фигурировать ВЯЗ. Так за названием города с тех пор прочно закрепилось понятие: Вязники - город, где в изобилии произрастают ВЯЗЫ. Нашему городу еще повезло. Есть гербы городов, где помещены совершенно случайные, не очень характерные картинки: Муром - калачи, Шуя - мыло, Судогда - грабли, Ковров - зайцы и т.д.

Дорога, по которой мы выезжаем из Вязников и поедем до Москвы - новая дорога. Она была положена в конце тридцатых годов 19 века. До этого старая дорога шла через Борзынь, Ярцево, Петрино, Лапино, Пирровы Городищи… После прокладки нового шоссе появились и новые населенные пункты на нем: Чудиново, Коурково, Лихая Пожня, Симонцево, Мокрово.

Немного об истории этих деревень и их названиях:

ЧУДИНОВО (Юдиново) - произошло, вероятно, от слова «чужой». Вспомните название деревни Ненашево. Так две деревни, при выезде из города получили схожие названия: не городские, не наши, чужие. Вспомните сказочное выражение - «чудо-юдо». Оно применялось всегда к не нашему, чужому. «Чудо-юдо» - это «чужак». Если бы эта деревня была построена раньше, то мы бы искали в ее названии другое происхождение, скажем от народа ЧУДЬ. Чудиново - это деревня, принадлежавшая чуди (как, скажем, Меркутино, принадлежавшая Мери).

КОУРКОВО (Каурково) - происхождение неясно. В древних языках - «кау»- означало поселение. Может быть оттуда и название нашего Коуркова. Может быть от слова - «кауры» - т.е. светло-коричневый. Но это по цвету почвы. В древнем языке есть слово «кауриться» - т.е. мрачно смотреть.

ЛИХАЯ ПОЖНЯ - Иван Симонов искал связь происхождения названия этой деревни с разбойниками. Но если бы она была до 19 века, тогда можно было бы искать. Лихая Пожня - название от плохого урожая, пожни. Лихая - значит плохая. Лихая Пожня - деревня, где плохая почва, следовательно, и плохой урожай (пожня). Действительно - места, обильные водой, болотами, «плохой землей».

СИМОНЦЕВО - название очень прозрачное. Произошло от имени СИМОН. Дело в том, что все ранее перечисленные деревни - Чудиново, Коурково, Лихая Пожня - были удельными, т.е принадлежали Дворцовой волости, а позднее были собственности царской семьи - удельные крестьяне. Симонцево же - владельческая деревня. И если Чудиново было поставлено при речке Тюряхе, Коурково - при Афонине озере, Лихая Пожня - на Сувороши, то Симонцево не имело естественной воды и было поставлено при барском пруде. Рядом было сельцо Мерзлеево, где и располагалась почтовая станция.

МОКРОВО - и, наконец, последняя деревня нашего района по этой дороге - Мокрово. Это тоже владимирская деревня. В ней была и школа, перенесенная тогда из Саварнинского погоста, располагавшегося по левой стороне шоссе, напротив Мокрова. В школе этой деревни начинала учительствовать Мария Ивановна Огудина.

Мокрово располагалось при колодце. Название свое получило, вероятно, из-за низкого места, всегда изобилующего дождями. Мокрово. По обеим сторонам дороги грибные и ягодные места. Четыре церкви: справа - в Малых Липках и селе Сарыево. Слева - в Меркутине и погосте Саварня (у Мокрова). Из них в настоящее время действующей является церковь в Липках. В Саварне она полностью разрушена. В Сарыеве и Меркутине - церкви ждут своего возрождения.

На выезде из Вязниковского района уже в последнее время были поставлены скульптурные изображения оленей. После них начинался Ковровский район со знаменитыми грибными и ягодными местами с центром в Костюнине.

И последнее: когда мы проедем Сененские Дворики, то слева в глубине леса располагался древний русский город МЕДУШИ, помните, его меняли вместе с нашим ЯРОПОЛЧЕМ владимирские князья? Теперь от этого древнего города остались развалины церкви и больше ничего…




Туристско-экскурсионный маршрут Дороги говорят


Туристско-экскурсионный маршрут Дороги говорятПервые населенные пункты в наших краях появлялись по рекам - природным путям. Это были еще дославянские поселения, принадлежавшие финно-угорским племенам, пришедшим в наши края в начале I тысячелетия н.э. В городе Шуя распространена легенда, говорящая о том, что город Шуя является самой древней столицей Белой Руси, т.н. Сарматского царства. Действительно, Сарматия - в древности страна, занимавшая пространство между Вислой и Волгой (сарматская низменность).

Но постоянного места жительства у сарматов не было, т.к. древние сарматы вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Их пребывание в наших местах относится к домерянским (до финно-угров) народам и занимает промежуток времени до н.э. Остатками пребывания этих народов (сарматов) в наших местах являются названия водных бассейнов озер Кщара, Юхор, Санхор и рек - Клязьма, Лух.

Ведя кочевой образ жизни, сарматы передвигались вдоль берегов рек и, вероятно, не прокладывали дороги «напрямую», т.к. на это уходило бы много времени и хорошего инструмента. Дорогами стали заниматься в наших местах пришедшие сюда в IX веке славянские племена вероятно их Новгорода (по Седовой). Речные пути стали связываться между собой по сухопутным трассам. Наши места находились как раз посередине бассейнов двух крупных рек: Волги и Оки - Клязьма делила эту часть славянской земли на две части. Эти новые дороги - пути стали соединять населенные пункты, расположенные по рекам, напрямую для проведения сухопутной торговли и обмена товарами, используя конный транспорт. Так и появилась одна из первых сухопутных дорог на Руси, соединившая города Кострому, Шую, Вязники (Ярополч), Муром, Касимов. Но и эти сухопутные пути в древности были (проходили) по другим местам. Это сейчас все относительно «прямо». Реки и озера не давали возможность соединять населенные пункты по прямой, поэтому древние пути были очень витиеваты. От Костромы до Шуи эта дорога называлась Костромской, от Шуи до Вязников - Шуйским трактом, от Вязников до Мурома - Муромским трактом (дорогой), далее от Мурома на Касимов и Тамбов - Южным трактом. Рассмотрим отрезок этой дороги от Вязников до Мурома. Это наша знаменитая Муромская дорожка, о которой в наших местах и была сочинена знаменитая песня «По Муромской дорожке». Начинался этот тракт на Соборной площади в Вязниках от торговых рядов. Пересекая Шоссейную улицу, она называлась уже Муромским проездом, далее, через узкую проезжую часть шла близь Яропольской горы, пересекала речку Волшник, при впадении в нее двух речушек: Волжанки и Свистишни, и в гору поднималась от Вязников в сторону Мурома. Обычно проезжающие по ней (и провожающие) добирались до «трех сосен», где отдыхали от крутого подъема, присаживались «на дорожку», молились на кресты видневшихся с этого места вязниковских храмов - было видно пять храмов - и продолжали свой путь дальше. Это место и называлось «Поклонной горой». Возвращаясь в Вязники, путники также останавливались в этом месте, осеняя себя крестным знаменем - мололи Господа об удачном возвращении (даже с красавицей-женой). После того, как Вязники полностью исчезали из глаз, дорога резко поворачивала вправо, на Каликино. Это была первая деревня «вне Вязников». Через Балымотиху дорога шла вероятно, но все же поворачивала в сторону Каликина.

БАЛЫМОТИХА. Странное на первый взгляд название… Но сразу можно определить корень слова -БАЛ-, затем и -МОТ-, что на мерянском языке означает «поезжая деревня». Значит дорога от Вязников шла через нее. Справа виднелся лесной массив - Комзяки (Гомзяки). Вот несколько версий, объясняющих это название. Это и место, где заготавливали ДРОВА. Это и место, куда на ПОЛДЕНЬ собиралось стадо. Это и ШУМЯЩАЯ РОЩА. Отсюда более правильное название этого лесного массива - Гомзяки. Деревня Каликино теперь по новой дороге остается в стороне справа. Название это славянское, что в переводе означает: а) жители деревни были сапожниками; б)там проживали странники, калики-перехожие, добывавшие себе пропитание «пением духовных песен», т.е. нищенством. Сомнительно, что деревня Каликино могла получить свое название от посевов БРЮКВЫ…

Новая дорога (ей около 150-ти лет) проходит, начинаясь от шоссе Москва - Нижний Новгород - Казань, через поселок Центральный (бывший завод «Пролетарий» с его знаменитым руководителем Дудровым), далее через Сергеево с бывшей фабрикой Мараловых, родственников Пашениных и Малининых, далее на Афанасьево, Воробьевку, Крутые и, наконец, на Паустово. Наш писатель и поэт Владимир Михайлович Герасимов в своих «эссе» дол предположительное происхождение названий этих населенных пунктов, оставленных им в своих книжках. Но все это только «литературные предположения». Сомнительно объяснение названия Паустова. В Москве есть подобное поселение - там объясняют от ФАУСТОВА. Сомнительно! Названо в честь владельца-немца Фауста? Далее от Паустова дорога следует на старинный населенный пункт Успенский Погост. Эти места принадлежали помещикам Римским-Корсаковым, или просто Корсаковым. Есть несколько легенд, связанных с этими местами:

Помещики, владевшие этими местами, проживали в сельце Корсаково. Молодой барин, уходя на войну с Наполеоном сказал, что если вернется целым и невредимым, то освободит крестьян от крепостной зависимости. С войны он вернулся, переименовал свое сельцо Корсаково в Бородино (тогда многие офицеры, принимавшие участие в Бородинском сражении, вернувшись домой, переименовали свои деревни в честь Бородино). Его мать позднее построила новую церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери, которая была главной иконой на этой битве и помогла русским одержать победу, а вот дал ли он вольную своим крестьянам - на неизвестно… Согласно справочнику, изданному в 1859 году значится, что сельцо Бородино является владельческим, т.е. принадлежащее помещикам. (Второе Бородино, севернее Вязников, было казенным, т.е. государственным). Еще одна легенда этих мест: то, что описал А.С.Пушкин в своей повести «Метель», якобы происходило в этих местах. Я написал тогда в «Маяке», что, возможно, этот случай Пушкину рассказал один из молодых Римских-Корсаковых, обучающихся вместе с ним в Лицее. Но все это только предположения. Нет ни одной записи легенды… А вот то, что Успенский Погост был знаменит своими ярмарками, базарами (стоит на большом тракте) - это факт. Это теперь уже новая дорога миновала Погост и количество жителей заметно поредело (150 лет тому назад в Успенском Погосте проживало 369 человек! По тому времени это большое поселение!) Затем дорога шла на юг через деревни Митинская и Роговская. Теперь дорогу «спрямили», и эти деревни остались в стороне.

В начале XX века в Паустове была образована фабрика по производству пряжи. Фабрикантом был Михаил Григорьевич Пашенин. Пашенины стали приобретать и новые земли под посевы льна, и новые строения. Появилось у них и новое имение в Федоркове (слева от дороги). А справа стоит до сих пор знаменитый Холуй, названный сегодня почему-то новым именем «деревня Октябрьская». Раньше в Вязниковском уезде было два Холуя - верхний, северный по речке Тазе, и нижний, южный, на речке Хонке. Что означает это название? Одни говорят, что «подводный камень», другие - плетень. Я придерживаюсь второго значения: плетень, ограда, т.е. обозначение границ чего-либо. Однако есть и другая заманчивая версия: холуй - это граница обжитых мест. Далее - захолустье. Действительно, за Холуем заканчивались Вязниковские владения, знаменитая Ярополчевская волость. Далее шел Гороховецкий уезд (Гороховский). Сергиевы Горы принадлежали ему. У нас в уезде были три населенных пункта со словом «горы» в основе: Никологоры, Сергиевы Горы (Горки), Ильина Гора. Слева по дороге дремучие леса, справа - село Рытово с единственной старообрядческой церковью в честь Успения. Сергиевы Горы названы по храму, посвященному Сергию Радонежскому, как и Успенский погост, названный в честь храма Успения Пресвятой Богородицы. За Новой Раменью (граница чего-то) эта дорога покидает пределы Вязниковского района и следующие селения - Семеновка и Нула - принадлежат уже Муромскому району. У старинного и большого села Татарово наш участок дороги вливается в дорогу, выходящую из Гороховца, через Фоминки, Татарово и далее к Борисоглебу, а там и Муром близко! Последнее перед Муромом крупное село - это Чаадаево. Мне муромский краевед Епанчин подарил свою книгу, в которой он пытается дать объяснение происхождений названий населенных пунктов Муромской земли. Чаадаево - название по первому поселенцу этих мест. Интересно, что в древности оно также называлось Чадово. Точной трактовки нет.

Нужно заметить, что в Вязниковском уезде находится множество «погостов»: Никологорский погост, Успенский погост, Кинешемский погост. Что такое ПОГОСТ? Погостом на Руси в этом понимании называли: церковь с кладбищем и домами священнослужителей. Многие погостов так и остались погостами в этом понимании слова. Но многие погосты выросли в большие поселения: Никологорский погост, Успенский погост. В старину погостами называли населенные пункты, где были дома, небольшие гостиницы для ночлега гостей. В вязниковском значении - погост - это церковная община, приход, церковь с жилыми домами, церковные службы, а также кладбище! В Вязниках дорога к Покровскому кладбищу так и называлась - Погостская гора. Интересно, что в древнесанскритском языке похожее слово означает - место остановки, упокоения, пребывания (отсюда и кладбище). «Место пребывания умерших людей». Недалеко от Сергиевых Горок находится деревня, где родился знаменитый русский киноартист - Николай Парфенов.

Церкви в Успенском погосте восстанавливаются. Медленно, но восстанавливаются. Церковь старообрядцев в селе Рытове действует. Ждет своего часа и церковь Сергия Радонежского в Сергиевых Горках. Окружающие дорогу леса богаты и грибами, и ягодами, и дичью. Здесь проживают старообрядческие семьи, которые раньше составляли крепкую основу населения России (не курят, не пьют, хорошие и примерные семьянины, приверженцы старых русских традиций).









Туристско-экскурсионный маршрут Дороги говорят

Туристско-экскурсионный маршрут Дороги говорятОсновными путями в России в первой половине и середине XIX века были шоссейные и речные пути. Железных дорог тогда еще не было.

Город Вязники стоял на перекрестке двух основных магистралей: «Шуя - Вязники - Муром - Касимов» и «Москва - Владимир - Вязники - Гороховец - Нижний Новгород».

Мы выезжаем на шоссе Москва - Нижний Новгород и далее на Казань. Этот участок пути самый молодой в городе. Он был проложен по крутому склону ярополческой горы в конце 30-х годов XIX века. До этого путь на Нижний проходил по крутому подъему в Мининскую гору (Барская гора, Трудовая гора), по улице Троицкая и далее через проезжие башенные ворота на Гороховец и Нижний.

Еще в начале тридцатых годов XIX века через Вязники проезжал наследник русского престола будущий император Александр II (он путешествовал по России, чтобы ознакомиться со страной, править которой ему предстояло после смерти своего отца Николая I Павловича). Его сопровождала многочисленная свита людей, среди которых был и русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Жуковский во время путешествия вел дневник и делал интересные зарисовки, но они не сохранились (владимирские виды есть и были опубликованы), а вот дневниковые записи, сделанные в наших местах имеются. Жуковского поразила очень крутая гора, в которую им пришлось с великим трудом въезжать. К будущему наследнику русского престола обратилась делегация вязниковцев с просьбой сделать новый, удобный путь в районе Вязников. Будущий император Александр не стал откладывать просьбу вязниковцев в «долгий ящик» и передал их прошение своему правящему отцу. Николай I приказал рассмотреть их просьбу вязниковцев, и когда новое строящееся шоссе Москва - Нижний Новгород дошло до Вязников, то было принято решение проложить новый путь, для чего был срыт склон горы города Ярополч. Как сообщает Вязниковская летопись, на пути новой магистрали встала старая, полуразрушенная каменная башня города Ярополч, которая и была разобрана за ненадобностью.

Новое шоссе сделало проезд через Вязники удобным и безопасным. На этом отрезке пути путеществующим предстал великолепный вид на приклязьменское заречье, особенно впечатляющим оно выглядит во время половодья. Но чтобы понять все прелести Вязников, следует обязательно свернуть с пути влево и выехать на откос рядом с молокозаводом. Впечатление от этой картины бесподобно! Высота бугра более 180 метров, а заречье просматривается на 30 километров (в ясную погоду можно увидеть белую колокольню Флорищевой пустыни). За рекой для царя Федора Алексеевича, сына Алексея Михайловича и брата Петра I, была проложена специальная дорога через Ярополческий бор, которая долгое время так и называлась - «царская».

«Бугор», на котором мы сейчас находимся, является окончанием «Гороховецких гор», окончательно заканчивающихся за Мстерой, у Пантелеева. Далее идут Ромодановское взгорье, высотой менее 150 метров и ниже…

Когда в наши места пришли славяне (9-10 век нашей эры), то основным путем здесь была Клязьма. Постепенно, вдоль реки стала прокладываться и сухопутная дорога, которая в основном повторяла очертания реки Клязьма. И только позднее дорога сделалась прямее и, значит, короче, и река Клязьма ушла несколько влево. Эта дорога соединилась с Клязьмой после деревни Слободищи. Места здесь изумительные. Особенно манит все заклязьменье с его великолепными провальными озерами: Кщарой, Юхором, Санхром, Гаравой, а также древней рекой Лух, по которой ежедневно летом спускаются десятки плавающих туристов.

Проезжаем Митино, Крутово, Тарханово. Тоже очень древние и красивые места. В Тархановском овраге были найдены кости мамонта, а по берегам Клязьмы в древних породах, как и у Вязников, встречаются останки самых древних животных Земли - ящеров, которые жили здесь 300 миллионов лет тому назад. Первые кости этих животных были найдены под Вязниками и получили название «Вязниковское чудо». Эти кости самые древние на земле! Такие же кости были найдены позднее и у Гороховца. Об этом писали недавно все областные газеты. Справа и слева от дороги (а она недавно модернизирована) замечательные грибные места, а Клязьма, Лух и все заречные озера богаты рыбой, ягодами, грибами. Вязниковско-гороховецкий рай! За рекой Лух водятся и зубры, выпущенные в наши места лет пятнадцать тому назад. Их сюда привезли специально из Беловежской Пущи.

Мы подъезжаем к древнему русскому городу Гороховец. Когда он возник, теперь не знают, но люди селились здесь еще в каменном веке. Здесь, как и в Вязниках, жили люди всегда: финно-угорские племена в 9-10 веках приняли славян и жили с ними мирно. Позднее эти племена ушли на юг и основали свои места жительства, позднее образовали и свои республики: Марийская, Мордовская, Чувашская.

Вязниковско-гороховецкие места хранят до сих пор старинные названия рек, озер. Перевести их на современный язык трудно. Им (названиям) не одна тысяча лет. Ученые до сих пор по-настоящему этим и не занимались… А жаль! Наша земля ждет ученых!

Город Гороховец считается «вторым Суздалем». Здесь сохранилось много кирпичных зданий гражданской архитектуры. Древние храмы, монастыри. Рай для туристов! Экскурсантов встречает Казанская церковь в Красном селе (теперь это Гороховец) Заезд в Гороховец. Продолжение пути. Мячковский мост через Клязьму. Справа видна Клязьма, которая через 25 километров впадает в Оку. При впадении Клязьмы в Оку когда-то стояла и крепость Бережец. Теперь от нее ничего не сохранилось, даже раскопок не было! Недалеко от Бережца был перевоз через Оку, у Лисенок - «Лисеновский перевоз». У Гороховца дорога еще в начале 19 века поворачивала вправо и шла к Мурому, а затем и к Нижнему. Ее спрямили только в тридцатые годы 19 века. Раньше здесь были песчано-болотистые места… И мало селений… Новая дорога позволила сократить время поездки в Нижний Новгород почти вдвое… Новое свое назначение эта дорога получила тогда, когда в 1817 году в Нижний была перенесена ярмарка, находившаяся до этого в селе Макарьево. С переносом ярмарки возросла роль и дороги! Раньше говорили: в России три столицы: Москва - сердце России, Санкт-Петербург - голова, да Нижний Новгород - кошелек России. С появлением в 1817 году ярмарки на новом месте ожили и Вязники. В 1861 году в Вязниках была официально открыта своя ярмарка - в Казанскую летнюю (21 июля по новому стилю).

Мы въезжаем в Нижегородскую область.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. А. В. Лебедев «История Вязниковского края с древнеёших времён до конца ХХ века»: Учебное пособие. - Вязники, 2003. - 440 с.:ил., кар.

  2. Тиц А.А. «По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец)»Издательство: Искусство, 1969.

  3. В.В.Нильский Земля Владимирская: Географический словарь/Владимирский отдел географ. О-ва СССР, 1984 - 183 с.

  4. ru.wikipedia.org›Вязникиоорога. рой мы выезжаем из Вязников и поедем до Москвы - новая ктерные картинки: Муром - калачи,ще и сейчас в районе центра, ког

  5. foto-planeta.com

  6. wikimapia.org



© 2010-2022