• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Системно – деятельностный и дифференцированный подходы - методологическая основа концепции ФГОС для детей с ОВЗ

Статья Системно – деятельностный и дифференцированный подходы - методологическая основа концепции ФГОС для детей с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым








Системно - деятельностный и дифференцированный подходы - методологическая основа

концепции ФГОС для детей с ОВЗ




Петриченко Светлана Владимировна

учитель истории и обществознания,

первая категория





2015 г.

г. Симферополь

Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения образовательных стандартов общего образования нового поколения. В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство, сущность, которой выражается в переориентации системы образования на новые подходы, создание современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе.

ФГОС - принципиально новый для отечественной школы документ:

  • Новая цель образования

  • Новое содержание образования

  • Новые результаты

  • Новые технологии обучения

  • Новые средства обучения

  • Новые требования к подготовке учителя

В настоящее время в качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Важными целями образования должны стать:

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. Дети с ОВЗ также, оканчивая школу, должны стать не только накопителем информации, порой для них бесполезной, но должны эту информацию использовать в необходимой ситуации.

В современной ситуации жизнь школы стала разнообразнее и сложнее всех самых совершенных методических рецептов и предписаний. Как показывает практика последних лет, обучающиеся с ОВЗ отторгают традиционное обучение, не вызывающее интереса к учебе.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки России является работа по обеспечению доступного качествнного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость внедрения Федеральных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перед педагогом коррекционной школы встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Поэтому, чтобы добиться высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, учитель обязан стать исследователем, постоянно искать более рациональные решения педагогических проблем и анализировать свой собственный рост.

Итак, в методологической основе концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ лежит системно - деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ.

ФГОС - представляет собой систему требований к результатам начального общего образования, его содержанию в целом.

СДП ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. На сегодняшний день, учебный процесс должен быть «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ», дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. В процессе организации такого образовательного пространства, у детей формируются требуемые общеучебные умения и способности:

  1. умение ставить цель;

  2. делать выбор;

  3. принимать решения;

  4. доводить их до исполнения.

У детей формируются УУД!!!

Учебная деятельность - деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей.

Как человек учится?????

Что бы чему-то научиться, необходимо дать себе соответствующую установку - поставить цель! Когда это может произойти? Когда человек чего-то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть тогда, когда человек что-то делал, пробовал. При этом в его действии возникло затруднение - иначе бы он доделал до конца, но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов:

  1. мотивация;

  2. пробное действие;

  3. затруднение;

  4. цель.

И так у нас возникло определенное затруднение, как же действовать дальше? Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

  • исследование - анализ, в каком месте возникло затруднение;

  • критика - установить, по какой причине возникло затруднение;

  • проект - поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа решения данного затруднения.

Завершается путь учения САМООЦЕНКОЙ и САМОКОНТРОЛЕМ!!!

Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на 2 шага:

Первый шаг - до постановки цели - направлен на выяснение того, чему нужно научиться. Только после этого цель не становится случайной.

Второй шаг - поставить цель и самому найти нужные знания и умения для достижения.

  1. Понятие дифференцированного подхода.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности обучающегося на основе формирования учебной деятельности.

Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, при этом учитывать особые образовательные особенности детей с ОВЗ. Для этого образовательный процесс необходимо выстраивать на основе принципа индивидуального подхода.

Один из путей реализации индивидуального подхода - дифференциация обучения.

Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

Выделяют 2 основных вида дифференциации обучения школьников:

1. Внешняя дифференциация - предполагает создание особых типов школ, классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.

Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная - означает создание профиля обучения, уровневая - учёт уровня развития учащихся.

2. Внутренняя дифференциация (учебной работы) - предполагает организацию внутри класса соответственно группам учащихся.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают специально по какому - либо критерию. При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися, определяется динамика развития. В этих целях целесообразно распределять детей по группам. По мере усвоения материала для одной группы задания усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями.

Способы дифференциации учебной работы:

Диффренциация содержания учебных заданий:

- по уровню творчества;

- по уровню трудности;

- по объему.

Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

- по степени самостоятельности;

- по степени и характеру помощи учащимся;

- по характеру учебных действий.

Таким образом, дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию. Тем самым, ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации.

В заключении можно сделать вывод. Деятельностный и дифференцированный подходы, которые лежат в методологической основе концепции ФГОС НОО для детей с ОВЗ дают широкий диапазон возможностей развития и обучения: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон характерен для каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах образования детей с ОВЗ. ФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоления существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.

Список используемой литературы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07.1992 г.).

2. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект).

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». URL:

5. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).


© 2010-2022