• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по экономике на тему Деятельность предприятия на рынке товаров

Методическая разработка по экономике на тему Деятельность предприятия на рынке товаров

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Методическая разработка по экономике на тему Деятельность предприятия на рынке товаров

Геологоразведочный колледж







Методическая разработка по экономике на тему Деятельность предприятия на рынке товаров

Предмет: «Основы экономики и организации

геологоразведочных работ»

Тема: «Деятельность предприятия на рынке товаров. Маркетинг»


Рассмотрена и утверждена Преподаватель

на заседании социально- экономических дисциплин

экономической ПЦК Гергерт Г.Э.

Протокол № ____

от «____» _______ г.

Председатель ПЦК:

__________________

Сарсембин А.М.




г. Семей

I. Введение.


Целью данной методической разработки является обобщение практического опыта преподавания учебной дисциплины «Основы экономики и организации геологоразведочных работ». Непосредственной целью является описание структуры, порядка изложения и содержания учебного материала для проведения теоретического занятия на тему «Деятельность предприятия на рынке товаров. Маркетинг».

II. Характеристика темы урока.


Тема «Деятельность предприятия на рынке товаров. Маркетинг» имеет особое значение в общем курсе учебной дисциплины. Значение маркетинговых исследований в рыночной экономике очень велико. Эффективный маркетинг на сегодняшний день несомненно актуален для любого предприятия, стремящегося повысить свою конкурентоспособность.

Современный маркетинг - это комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, продвижение товаров до конечного потребителя, ценообразованию, контролю, рекламной и международной деятельности.

Маркетинговая деятельность является одним из основных направлений успешного функционирования современного геологического предприятия. В свете Индустриально-инновационной стратегии развития Казахстана маркетинг рассматривается как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Таким образом, знание теоретических и практических основ маркетинга является сегодня обязательным условием подготовки грамотного и компетентного специалиста.

Вот почему автор остановился на этой теме для составления методической разработки.


III. Подготовка урока и план урока.

При подготовке к уроку была использована следующая литература:

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 1990 г.

  2. Мамедов О.Ю. Современная экономика - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 г.

  3. Назарова З.М. Управление, организация и планирование геологоразведочных работ - М.: Высшая школа, 2003 г.

  4. Маркетинг. Под ред.проф. Уткина Э.А. - М.: Экмос, 1998 г.

Также использовано наглядное пособие «Основные категории и концепции маркетинга».


План урока.


1. Тема урока: «Деятельность предприятия на рынке товаров. Маркетинг».

2. Вид урока: комбинированное занятие.

3. Цели урока:

3.1 обучающие: дать характеристику маркетинга как экономической категории; рассказать о предпосылках возникновения практического маркетинга, дальнейшем его развитии и становлении теоретических основ маркетинга; объяснить сущность основных понятий маркетинга; привести хронологию возникновения концепции управления маркетингом; показать на примерах необходимость маркетинговых исследований на геологическом предприятии;

3.2 развивающие: развитие интеллекта, памяти, логического мышления, аналитических способностей, грамотного и последовательного изложения изученного материала; расширение словарного запаса экономических терминов;

3.3 воспитательные: воспитание активной гражданской позиции, патриотизма и формирование морально-нравственных качеств; развитие самостоятельности, коммуникабельности, ответственности.

4. Межпредметные связи: учебные дисциплины «Основы экономики», «Всемирная история».

5. Структура урока:

5.1 организационный момент: характеристика целей, задач и последовательности проведения урока, объяснение взаимосвязей темы урока с ранее изученным материалом и определение роли и места новой темы в рамках учебной дисциплины;

5.2 опрос по пройденному материалу: тема: «Менеджмент - как фактор роста эффективности производства»:

- письменный опрос для 6-8 учащихся по билетам (вопросы прилагаются);

- устный фронтальный опрос остальных учащихся (вопросы прилагаются);

- подведение итогов опроса, оценка качества знаний и проявленной активности учащихся при устном опросе;

5.3 объяснение новой темы;

5.4 закрепление нового материала: письменное тестирование;

5.5 домашнее задание: прочитать и осмыслить материал конспекта, обратиться к дополнительной литературе (см. выше); в письменной форме составить рекомендации по отдельным направлениям маркетинговых исследований геологического предприятия.




IV. Организация урока.


В начале урока после традиционных элементов (приветствие, проверка наличия учащихся) преподаватель объясняет цели занятия и задачи, стоящие перед учащимися на данном уроке.

V. Вопросы учащимся по пройденному материалу.


Вопросы для письменного опроса:

- Охарактеризуйте сущность первого этапа в развитии менеджмента: основные выводы основоположников (Ф.Тэйлор,Ф.Гилберт) школы научного управления; плюсы и минусы школы научного управления.

- Каковы основные положения классической школы управления? В чем состоит главный вклад в развитие научного менеджмента А.Файоля?

- Каковы предпосылки возникновения «школы человеческих отношений» в менеджменте? Почему основные выводы этой теории называют «революцией» в менеджменте?

- Поведенческие науки в менеджменте. Д.Мак-Грегор и его поведенческие теории Х и Y, характеризующие поведение человека на рабочем месте.

- Современные теории в менеджменте: системный, ситуационный и другие подходы.

Вопросы для устного опроса:

  1. Каково происхождение и толкование понятия «менеджмент»?

  2. Каково значение менеджмента в рыночной экономике?

  3. Как проявляется техническое управление? Приведите примеры.

  4. Что представляет собой государственное управление?

  5. Какова роль неполитического (негосударственного) управления?

  6. Насколько важно идеологическое управление?

  7. Хозяйственное управление, его место и роль в экономике.

  8. Перечислите основные функции управления, объясните их последовательность и непрерывный характер.

  9. В чем сущность функции менеджмента - планирования?

  10. Объясните смысл функций менеджмента организация и координация.

  11. Насколько важна и как проявляется функция менеджмента - мотивация?

  12. Почему управленческий контроль считается самостоятельной функцией менеджмента? Какова его роль в достижении поставленных целей?

  13. Какие вы знаете формы управленческого труда? Приведите примеры.

  14. Что такое субъект и объект управления, в чем сущность взаимоотношений между субъектом и объектом управления?

  15. Какие методы используются в управленческой деятельности?

  16. Поясните сущность и назначение организационных методов управления.

  17. В рамках какой теории менеджмента впервые обосновываются экономические методы управления? Какова их роль на современном предприятии?

  18. Как вы считаете, не являются ли административные методы устаревшими для управления подчиненными сегодня? Обоснуйте свой ответ.

  19. Каково значение социально-психологических методов управления?

  20. Сделайте заключение о необходимости и значимости управления как практической деятельности человека.

Вопросы для письменного опроса преследуют следующие цели:

- проверка знаний учащихся по пройденному материалу;

- активизация мыслительных способностей учащихся, побуждение их к выявлению главного и наиболее существенного;

- развитие способностей к точному, грамотному, обоснованному изложению изученного материала в письменной форме.

Вопросы для устного опроса преследуют следующие цели:

- проверка знаний учащихся по пройденному материалу;

- развитие логического мышления;

- развитие способностей к анализу и синтезу;

- развитие грамотной речи;

- воспитание коммуникативных способностей;

- побуждение к активному участию на уроке;

- развитие стремления к самосовершенствованию и повышению самооценки.

После завершения опроса письменные работы необходимо собрать и подвести итог о степени усвоения учащимися пройденного материала, отметить сильные и слабые ответы, выделить наиболее активных и слабо подготовленных учащихся.

VI. Изложение нового материала.

Содержание, последовательность, методы изложения, использование наглядных пособий, воспитательная работа на уроке, связь преподавания с жизнью, активность учащихся и индивидуальный подход к ним.

В целях экономии времени и большей наглядности для лучшего усвоения нового материала учащиеся получают раздаточный материал следующей формы:

План-конспект

Тема: «Деятельность предприятия на рынке товаров. Маркетинг»


1. Роль маркетинга в современной рыночной экономике:

а) возникновение маркетинга как науки и практической деятельности человека;

б) современный маркетинг и его кредо;

в) цели современного маркетинга.

2. Основные категории маркетинга как науки: нужда; потребность; спрос; товар; обмен; сделка; рынок.

3. Концепции управления маркетингом:

а) концепция совершенствования производства;

б) концепция совершенствования товара;

в) концепция интенсификации коммерческих усилий;

г) концепция маркетинга;

д) концепция социально-этичного маркетинга.

4. Маркетинговые исследования на геологоразведочных работах:

а) основные направления маркетинговых исследований;

б) формирование портфеля заказов геологоразведочной организации (три уровня заказов).


  • Изложение материала по первому вопросу: Роль маркетинга в современной рыночной экономике осуществляется методом рассказа, т.к. автор полагает, что именно этот метод наиболее уместен в данном случае. Метод рассказа расширяет кругозор учащихся, развивает их память, побуждает находить взаимосвязи между новым и уже пройденным материалом; способствует развитию внимания и дисциплины.

  • Изложение материала по второму вопросу: Основные категории маркетинга как науки и по третьему вопросу: Концепции управления маркетингом осуществляются методом объяснения с использованием наглядного пособия (расположено на доске с доступным обзором для всех учащихся). Метод объяснения позволяет в наиболее доступной форме, с приведением множества примеров донести до учащихся необходимые знания. В этих вопросах - множество новых понятий и определений, которые учащиеся должны осмыслить, запомнить и грамотно истолковать. Следует периодически обращаться к учащимся с тем, чтобы они приводили свои примеры, растолковывали то или иное понятие, тем самым развивая их творческое мышление, способность к рассуждению, грамотную и логическую речь.

  • Изложение материала по четвертому вопросу: Маркетинговые исследования на геологоразведочных работах осуществляется методом беседы с учащимися, т.к. в данном случае беседа активизирует восприятие учащимися нового материала. Изучение того, как маркетинг используется в геологии, вызывает наибольший интерес учащихся, т.к. их будущая профессиональная деятельность напрямую связана с геологией. С помощью метода беседы реализуется одно из важных требований в педагогике об индивидуальном подходе; учащиеся приобретают профессиональные компетенции. Метод беседы в наибольшей степени побуждает учащихся к активному участию на уроке, приводимые преподавателем и учащимися примеры наглядно демонстрируют связь изучаемой темы с практикой работы геологического предприятия.

Таким образом, автор при изложении нового материала стремится использовать различные методы, направленные на наиболее эффективное усвоение знаний, развитие познавательных способностей учащихся и приобретение ими базовых и профессиональных компетенций.

VII. Закрепление пройденного материала.


Закрепление знаний является составной частью комбинированного урока. В процессе закрепление знаний преподаватель проверяет, насколько хорошо учащиеся усвоили только что изложенный материал. Автор предлагает провести закрепление материала в письменной форме - тестированием. Ниже прилагаются примерные тесты по двум вариантам.


Тест №1.

1. Укажите цели, не свойственные маркетингу:

а) максимизация прибыли

б) устойчивый рост доходов фирмы

в) удовлетворение потребностей общества

г) организация сбыта продукции

д) все ответы верны

2. Когда маркетинг начинает рассматриваться как основа экономического поведения фирмы?

а) в начале 20 века в) после «великой депрессии» 1929 - 1933 д) нет верного ответа

б) после 1-ой мировой войны г) после 2-ой мировой войны

3. Как называется чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо?

а) маркетинг б) потребность в) рынок г) товар д) нужда е) сделка

4. Какой маркетинг появился раньше?

а) маркетинг предметов потребления

б) маркетинг средств производства

в) маркетинг услуг

г) международный маркетинг

д) нет верного ответа

5. В какой рыночной ситуации появляется маркетинг?

а) когда спрос больше предложения

б) когда спрос меньше предложения

в) когда спрос равен предложению

г) в любой ситуации

д) в системе государственного распределения товаров

6. Как в маркетинге называется средство удовлетворения человеческих потребностей?

а) маркетинг б) потребность в) рынок г) товар д) нужда е) сделка

7. Какая сделка лишняя?

а) классическая денежная в) дарение д) нет верного ответа

б) бартерная г) благотворительность е) все ответы верны

8. Какое условие не является обязательным при совершении обмена?

а) каждая сторона должна иметь товар, представляющий ценность для другой стороны

б) каждая сторона должна быть заинтересована в обмене

в) каждая сторона должна быть свободна в принятии решения об обмене

г) каждая сторона должна быть лично знакома с другой стороной

д) все условия обязательны

9. Какая концепция управления маркетингом делает главную ставку на широкое распространение товара и его доступность по цене?

а) концепция совершенствования производства

б) концепция совершенствования товара

в) концепция маркетинга

г) концепция социально-этичного маркетинга

д) концепция интенсификации коммерческих усилий

10. Какая концепция управления маркетингом делает главную ставку на удовлетворение нужд и потребностей покупателя?

а) концепция совершенствования производства

б) концепция совершенствования товара

в) концепция маркетинга

г) концепция социально-этичного маркетинга

д) концепция интенсификации коммерческих усилий


Тест №2.

1. Как в маркетинге называется чувство нужды, принявшее какое-либо специфическое выражение?

а) нужда в) обмен д) товар ж) маркетинг

б) потребность г) сделка е) рынок з) услуги

2. Какой вид маркетинга появился позже других?

а) маркетинг предметов потребления

б) маркетинг средств производства

в) маркетинг услуг

г) международный маркетинг

д) нет верного ответа

3. Какова главная идея социально-этичного маркетинга?

а) удовлетворение потребностей покупателей

б) стремление к максимальной прибыли производителя

в) продажа уже созданного товара

г) насыщение рынка сбыта товарами и услугами

д) повышение качества жизни общества

4. Какое историческое событие подтолкнуло появление маркетинга как практической деятельности фирмы?

а) Гражданская война в США (конец 19 века)

б) Гражданская война в России (начало 20 века)

в) экономический кризис в США и Западной Европе (первая половина 20 века)

г) Русско-Японская война (начало 19 века)

д) НЭП в России (20-е годы 20 века)

5. Какой концепции управления маркетингом придерживался Г. Форд (старший)?

а) концепция совершенствования производства

б) концепция совершенствования товара

в) концепция маркетинга

г) концепция социально-этичного маркетинга

д) концепция интенсификации коммерческих усилий

6. Какая концепция управления маркетингом больше других стремится к снижению издержек?

а) концепция совершенствования производства

б) концепция совершенствования товара

в) концепция маркетинга

г) концепция социально-этичного маркетинга

д) концепция интенсификации коммерческих усилий

7. Укажите лишнее: маркетинг - это:

а) самостоятельная наука

б) изучение потребностей рынка

в) формирование и стимулирование спроса

г) уравнительное распределение товаров в условиях дефицита

д) рекламная деятельность

8. В реализации какой маркетинговой концепции возможна так называемая «маркетинговая близорукость»?

а) концепция совершенствования производства

б) концепция совершенствования товара

в) концепция маркетинга

г) концепция социально-этичного маркетинга

д) концепция интенсификации коммерческих усилий

9. Какая из перечисленных концепций первая задумалась об истинных потребностях покупателей?

а) концепция совершенствования производства

б) концепция совершенствования товара

в) концепция маркетинга

г) концепция социально-этичного маркетинга

д) концепция интенсификации коммерческих усилий

10. Что собой представляет ситуация «рынок покупателя»?

а) дефицит товаров в) избыток товаров д) нет верного ответа

б) гарантированное распределение г) спад производства е) все ответы верны

товаров по карточкам

На выполнение этой работы, как показывает опыт, достаточно 10 минут. Собрав работы, следует остановиться на вопросах тестах, вызвавших наибольшие затруднения у учащихся, указать верные ответы. Далее необходимо подвести итоги занятия, огласить выставленные оценки и выдать домашнее задание.

VIII. Задание на дом.


Цель домашнего задания, прежде всего, заключается в том, чтобы учащиеся закрепили свои знания, полученные на уроке. Но что имеет особую значимость - это приучение к самостоятельной работе. С другой стороны, следует помнить, что нельзя допускать перегрузку учащихся домашними заданиями, т.к. это неизбежно влечет за собой небрежное выполнение заданного.

Автор считает целесообразным следующее домашнее задание:

- прочитать и осмыслить материал конспекта, обратиться к дополнительной литературе: Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 1990 г.;

- в письменной форме составить рекомендации по отдельным направлениям маркетинговых исследований геологического предприятия.







ПРИЛОЖЕНИЕ. (Базовый конспект)


Тема: Деятельность предприятия на рынке товаров. Маркетинг.

План:

1. Возникновение и развитие маркетинга. Сущность маркетинга.

2. Цели и направления маркетинга.

3. Маркетинговая деятельность геологоразведочного предприятия.

Маркетинг начинает формироваться в 30-х гг. XX в. как инструмент регулирования экономики (бескризисное существование);

- до 30-х гг. не было глобального изучения рынка сбыта;

- это должен был сделать маркетинг - как особая деятельность человека.

Возникновение и развитие маркетинга. Сущность маркетинга.


Становление маркетинга как основы экономического поведения фирмы относят к периоду, последующему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1929-33 гг. В то время шел активный поиск средств антикризисного регулирования, стратегий выживания отдельных объектов и их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Эти мероприятия послужили основой появления и развития теории маркетинга и ее дальнейшей практической реализации.

Термин «маркетинг» (англ. market - рынок) в данном понимании можно перевести как «рыночная функция».

В ходе своего развития сама концепция маркетинга сильно изменилась. В начале маркетинговая деятельность была ограничена только рамками реализации уже созданных благ (сбыт, реклама).

Как практическая деятельность маркетинг всерьез стал рассматриваться в начале 60-х гг. XX в., когда в промышленности развитых стран рынок продавца (спрос выше предложения) сменился на рынок покупателя (спрос ниже предложения). Именно в этот период до 95% новых товаров с высоким качеством не имели покупателей.

Вот тогда и возник маркетинг как наука, направленная на решение практических проблем предпринимательства. В 70-е гг. маркетинг широко распространился в промышленности. В 80-е гг. захватил сферу услуг.

Современный маркетинг - это комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, продвижение товаров до конечного потребителя, ценообразованию, контролю, рекламной и международной деятельности.

Кредо маркетинга - производить только то, что может быть продано на рынке, то, что позволит удовлетворить запросы потребителей (т.е. ориентация на потребительский спрос). Покупатель должен получить все, что ему нужно, в нужном объеме, нужного качества, в нужном месте и в нужное время.

В зависимости от рыночной сферы маркетинг может быть:

- международный или внутренний;

- потребительских товаров, средств производства и услуг.

Конечная цель маркетинга - максимизация прибыли, устойчивый рост доходов фирмы, удовлетворение потребностей общества.






Определим более конкретно узкие цели маркетинга.


  1. Максимизация потребления, что стимулирует максимизацию производства, уровень занятости, а, следовательно, благосостояние общества.

  2. Максимизация степени удовлетворения потребителей: здесь более важно не увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.

  3. Максимизация выбора потребителей: обеспечение такого разнообразия товаров, чтобы потребители могли найти товары в точности удовлетворяющие их потребности.

  4. Максимизация качества жизни: маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.

Руководство фирмы утверждает план маркетинга, после чего маркетинговые службы осуществляют специальные мероприятия по продвижению товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции.

Направления маркетинга:


  1. доведение до потребителей при помощи рекламы информации о товарах и услугах, производимых предприятием, и их преимуществах по сравнению с товарами конкурентов;

  2. личное общение с потребителями, в процессе которого могут решаться не только вопросы, связанные с исследованием рынка, но и продвижением товаров и услуг (вплоть до их непосредственной продажи на месте конкретному покупателю);

  3. создание привлекательного образа (имиджа) предприятия в глазах общественности путем спонсорской, благотворительной деятельности; помощи науке, культуре, проведения различных конкурсов, лотерей и др.

Наука маркетинг оперирует следующими категориями: нужда, как чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо; потребность, как нужда, принявшая специфический образ в соответствии с культурным уровнем человека; спрос, как денежная способность человека приобрести товар; товар, как любой объект, способный удовлетворить потребность; обмен и сделка, как взаимовыгодные процессы между покупателем и продавцом по переходу ценностей от одного к другому; рынок, как совокупность продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) и, наконец, маркетинг, как человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Совершенствование практического маркетинга в историческом аспекте отражается в следующих концепциях:

- концепция совершенствования производства заключается в постоянном изыскании резервов по снижению текущих затрат (себестоимости), снижении цены товара, захвате большей доли рынка, увеличении продаж и росте прибыли;

- концепция совершенствования товара заключается в систематическом улучшении качественных характеристик товара, его модификации, улучшении сервисного и послепродажного обслуживания, за счет чего расширяется рынок сбыта, привлекаются новые покупатели и обеспечивается рост прибыли;

- концепция интенсификации коммерческих усилий - особые методы продаж для дорогостоящих и малопокупаемых товаров;

- концепция маркетинга ориентирована на производство и сбыт качественных товаров наиболее конкурентоспособными методами;

- концепция социально-этичного маркетинга направлена на производство товаров, обеспечивающих высокое качество жизни и не наносящих вреда окружающей природной среде ни сегодня, ни для будущих поколений.

Маркетинговая деятельность геологоразведочного предприятия.

Основными методами определения перспектив развития геологоразведочного предприятия служат маркетинг и стратегическое планирование. Геологоразведочные предприятия маркетинговые исследования проводят в двух направлениях:

  1. по работам для государственных нужд;

  2. по работам, выполняемым в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности.

В первом случае оценивается возможность будущего участия предприятия в реализации государственной геологической программы, выясняется состав и объемы предстоящих работ, место, порядок и условия проведения конкурсов.

Размещение государственных заказов на конкурсной основе предполагает особый характер службы маркетинга в области перспектив на получение таких заказов. Главное здесь - широкая информированность о намечаемых к разработке и разрабатываемых геологических программах и заблаговременное выяснение возможности участия в их выполнении. Важно знать экономические условия, наличие потенциальных конкурентов.

Предприятию следует поддерживать систематические контакты с территориальными геологическими комитетами и региональными геологическими центрами (управлениями), а по возможности и непосредственно с отделами Министерства через своих специальных представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

Во втором случае успехи в самостоятельной хозяйственной деятельности во многом определяются знанием потребительского спроса на геологические, производственные услуги и умело организованной рекламой. Службам главного геолога и главного инженера следует постоянно готовить и размещать информацию о тех работах и исследованиях, которые может предложить предприятие заказчикам с тем, чтобы обеспечить устойчивый спрос на геологические и производственные услуги.

Полезными могут быть мероприятия по проведению анкетирования специалистов добывающих и других предприятий, пользующихся услугами геологических организаций, на основе которого можно сформулировать три группы работ по степени перспективности спроса на них:

  1. работы, на которые, по оценке специалистов, спрос будет возрастать;

  2. работы, на которые спрос будет снижаться, оставаясь на устойчивом уровне;

  3. работы, на которые ожидается падение спроса.

Полученные сведения могут способствовать определению приоритетных направлений в работе предприятия, налаживанию системы договоров с заказчиками, выработке политики НТП, подбору техники и кадров.

Наиболее важным результатом маркетинговой деятельности является прогноз спроса на геологические работы (услуги). В целом по геологоразведочной организации портфель заказов будет формироваться по трем направлениям (уровням).

I и II уровни заказа представляют собой соответственно геологоразведочные работы или работы по основной деятельности предприятия. Они связаны с выполнением работ геологического назначения по государственным заказам (I уровень) и по заказам частных добывающих предприятий (II уровень).

Работы III уровня могут быть, но могут и не быть. Все зависит от условий того региона, где расположено геологическое предприятие. Эти работы являются дополнением к основному профилю деятельности. В ряде организаций при удачных условиях подобные работы могут приносить предприятию ощутимый доход. Например, геологическое предприятие может организовывать экскурсии, походы по интересным геологическим объектам для любителей природы, предоставлять учебный материал; оказывать услуги частным лицам в ремонте транспортных средств, строительной и сельскохозяйственной техники и т.п. Это возможно, если потребитель такого рода услуг находится в непосредственной близости. Но часто рядом с геологическим предприятием большого числа потребителей подобных услуг нет.

Наиболее интересными областями деятельности геологического предприятия являются работы I уровня. Это связано с тем, что такие работы являются крупными и долгосрочными, имеют более надежное финансовое обеспечение, а в целом ряде случаев могут иметь и более благоприятное финансовое окружение. При проведении работ по госзаказу предприятие может получить аванс, льготный кредит, налоговые льготы. Для получения госзаказа от геологического предприятия требуется предварительная работа по подготовке к конкурсу. Такая работа включает в себя определение возможной стоимости будущих работ, обоснование минимальной (критической) цены госзаказа, подготовку обоснования, отражающего возможность предприятия выполнить госзаказ. Обоснование включает в себя описание состояния производственной базы геологического предприятия, наличие кадров, опыт работы по данному направлению. Подача материалов на конкурс для получения госзаказа очень близка к разработке бизнес-плана.

После формирования портфеля заказов предприятие составляет пообъектный план работ с выделением работ на текущий год.

Контрольные вопросы.


  1. Что собой представляет современный маркетинг? Каково кредо маркетинга?

  2. Назовите цели маркетинга.

  3. Перечислите основные направления маркетинга на предприятии.

  4. Перечислите основные направления маркетинга на геологическом предприятии.

  5. Как формируется портфель заказов геологического предприятия.






Методическая разработка была составлена на основе методических рекомендаций из пособия К.Н.Карагезьяна «Составление методических разработок»



Автор методической разработки: Гергерт Г.Э.,

преподаватель экономических дисциплин

Геологоразведочный колледж г. Семей


© 2010-2022