Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

На сегодняшний день тема адаптации ребенка к условиям  дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. Так как  детский сад – это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.   Адаптация, понимаемая как общебиологическое свойство формирования ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.В. Шакирова

студентка 3 курса ДПиП

ЛПИ филиал СФУ

г. Лесосибирск. Российская Федерация


Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

На сегодняшний день тема адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. Так как детский сад - это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Адаптация, понимаемая как общебиологическое свойство формирования адекватных связей организма с внешней средой внутри определенной экосистемы [1:14].

Согласно Д. Журавлеву, течение адаптационного периода обусловливает дальнейшее развитие детей раннего возраста, поскольку является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма [6:3].

О.Г. Заводчикова определяет адаптацию ребенка к детскому саду как процесс привыкания ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, к условиям существования в группе [4:4].

Арнаутова Е.П. пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего дошкольного возраста еще не умеют играть вместе - только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней - и получают от этого несказанное удовольствие» [3:34].

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский отмечают, что на момент поступ- ления в ясли у детей раннего возраста уже имеются различия в способности к приспособлению [6:8].

Тем самым адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду представляет собой процесс и результат согласования малыша с новой обстановкой дошкольного образовательного учреждения, со структурой отношений, как с воспитателями, так и со сверстниками, установления соответствия поведения, принятым в группе нормам и правилам [2:59]. Это процесс и результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению (Захаров А.И.) [ 5:7].

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу мы сделали следующие выводы.

При поступление ребенка в детский сад меняется его социальная среда, что сказывается на его психическом и физическом здоровье. Особое внимание следует уделить раннему возрасту, в котором малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводить в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушены. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекает очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вируcной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К концу раннего возраста ребёнок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остаётся связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.

Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Существующие формы взаимодействия ДОО и родителей помогают активному участию родителей в воспитательно-образовательном процессе, в формировании естественного детско-взрослого сообщества.

Список используемых источников:

1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2011. - 304 с.

2. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 59-60.

3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2012. - №3. - С. 31 - 35.

4. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - С. 31-41.

6. Паршукова С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на со- циально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям до- школьного образовательного учреждения (ДОУ): автореф. канд. дис. … психол. наук. - Ярославль, 2007.






© 2010-2022