- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка олимпиады по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология»
Методическая разработка олимпиады по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Якименко И.Ф. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский медицинский колледж»
Методическая разработка олимпиады
по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология»
Специальность: 060501 Сестринское дело
2 курс
Преподаватели: Ефименко А.Ю., Якименко И.Ф.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 4
Протокол № __ от
«__» _______ 20___ г.
Председатель ЦМК
_______ Е. А. Стремякова
Пояснительная записка
Олимпиада по учебным дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология» проводится в рамках декадника общепрофессиональных дисциплин для студентов II курса специальности «Сестринское дело» очной формы обучения.
Цели олимпиады:
-
закрепление умений по дисциплинам, полученных в процессе практического обучения;
-
стимулирование творческого роста студентов.
Задачи олимпиады:
-
повышение интереса к общепрофессиональным дисциплинам и профессии медицинского работника;
-
развитие навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников;
-
выявление и поощрение одаренных студентов;
-
воспитание у студентов навыков конкурентной борьбы;
-
активизация внеаудиторной работы студентов.
Олимпиада проводится после полного изучения дисциплин без предварительной подготовки студентов. Содержание заданий до сведения студентов не доводится. Варианты заданий составлены в соответствии с рабочими программами и соответствуют требованиям к уровню подготовки медицинских сестер/медицинских братьев по данным дисциплинам.
Олимпиада проводится во внеурочное время. Для участия в олимпиаде преподаватели отбирают 3 - 4 наиболее способных студентов из каждой группы. Студентам предлагается 6 разнонаправленных заданий повышенной сложности:
-
Общие вопросы по фармакологии.
-
Задания на определение фармакологических групп лекарственных средств по их характеристике.
-
Задача по фармакологии.
-
Выписывание рецептов на латинском языке без сокращений, вычленение частотных отрезков в названиях лекарственных препаратов.
-
Перевод клинических терминов с латинского языка на русский.
-
Работа с латинскими афоризмами.
На оформление работы студентам отводится 2 академических часа.
Для мотивации осознанного и плодотворного участия студента в олимпиаде задания составлены с учетом будущей профессиональной деятельности. Рядом с каждым заданием указывается максимальное количество баллов, которое студент набирает при полном и правильном ответе. Максимальное количество баллов олимпиады - 38.
Предлагаемая олимпиада развивает творческие способности студентов, интерес к дальнейшему изучению дисциплин, расширяет кругозор в предметной области, способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Проведение олимпиады способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия (олимпиады) для преподавателя
Тема: Олимпиада по учебным дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология»
Цели олимпиады:
-
Учебные:
- выявить уровень усвоения студентами учебной информации по дисциплинам;
- углубить изучение дисциплин.
-
Воспитательные:
- развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплин;
- расширение кругозора студентов в предметной области.
Методы обучения: активные, частично-поисковые, практические методы проверки знаний и умений.
Образовательная технология: технология проблемного обучения.
Оснащение олимпиады: комплект контролирующих материалов (олимпиадные задания повышенной сложности для студентов)
Продолжительность олимпиады: 2 часа (90 минут)
Место проведения олимпиады: кабинет фармакологии (318)
План проведения олимпиады:
№
Название этапа
Описание этапа
Цель этапа
Время (мин)
1.
Организационный этап (вводное слово преподавателя).
Сообщение студентам цели занятия, алгоритма выполнения олимпиадного задания, а также критериев оценивания (баллов) выполненных заданий.
Подготовить студентов к предстоящей работе, активизировать их познавательную деятельность, мотивировать к получению высоких баллов.
5
2.
Самостоятельная работа студентов.
Каждый студент получает вариант олимпиадного задания, пишет письменные ответы.
Побудить студентов к мыслительной деятельности, к формированию умений и навыков самостоятельного и умственного труда.
55
3.
Проверка олимпиадных работ.
Преподаватели проверяют олимпиадные работы, выделяют типичные ошибки, проводят их разбор.
Проверить и оценить знания и умения по дисциплинам.
23
4.
Подведение итогов, результаты.
Подведение итогов олимпиады, подсчет баллов, определение призовых мест.
Создание мотивации на продолжение самостоятельного углубленного изучения дисциплин для дальнейшей профессиональной деятельности.
5
5.
Резерв времени преподавателей
2
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ», «ФАРМАКОЛОГИЯ»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
очная форма обучения
-
Ответьте на следующие общие вопросы по фармакологии.
-
Назовите классификационные группы лекарственных средств с учетом их хранения и отпуска.
-
Укажите лекарственную форму, представляющую собой устойчивую частицу-пузырек размером от 20 до 500 мкм, внутри которого заключено лекарственное вещество.
-
Назовите орган, в котором происходит биотрансформация 90 - 95% лекарств.
-
Укажите гормон, содержание которого в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него увеличивается, зрачки расширены.
-
Укажите антагонист по отношению к морфину и другим опиатам.
За каждый правильно составленный ответ 2 балла. Максимальное количество баллов - 10.
-
Определите фармакологические группы лекарственных средств по их характеристике.
-
С помощью этих лекарственных средств можно стимулировать выработку желудочного сока.
-
Препараты, предназначенные для направленного регулирования сократительной деятельности миометрия и его тонуса при патологических отклонениях в послеродовом периоде.
-
Лекарственные препараты, избирательно устраняющие болевую чувствительность или ослабляющие чувство боли.
-
Вещества преимущественно микробного происхождения, их полусинтетические и синтетические аналоги, способные в больших разведениях избирательно подавлять жизнеспособность чувствительных к ним микроорганизмов.
-
Вещества разных фармакологических групп, способные устранять и предупреждать спазм бронхов, применяемые при бронхоспастических состояниях.
За каждую правильно и полно названную группу 1 балл. За неполный ответ 0.5 балла. Максимальное количество баллов - 5.
-
Задача по фармакологии.
Больному с гипертоническим кризом врач скорой помощи ввел антигипертензивное средство. Артериальное давление снизилось. Больной встал с постели, но сразу побледнел, у него закружилась голова, и он потерял сознание. Пациента уложили в постель. Через 2 часа неблагоприятные симптомы исчезли. Как называется данное осложнение? Какова причина возникшего состояния?
За правильно и полно составленный ответ 2 балла. За неполный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 2.
-
Переведите рецепт на латинский язык без сокращений. Выделите частотный отрезок в названии лекарственного препарата, объясните его значение.
Возьми: Масляного раствора нитроглицерина 1% - 0,0005
Выдать такие дозы числом 20 в капсулах.
Обозначить:
За правильно переведённый и оформленный рецепт 5 баллов.
За правильно выделенный и переведённый частотный отрезок 1 балл.
Максимальное количество баллов - 6.
V. Переведите клинические термины на русский язык:
-
Metrorrhagia.
-
Cardiologia.
-
Glossitis.
-
Gastropathia.
-
Carcinoma.
За каждый правильно переведенный термин 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.
VI. Восстановите латинскую пословицу по начальному слову. Переведите её.
-
Invia ………………………….
-
Optimum …………………….
-
Mens………………………….
-
De mortuis …………………….
-
Repetitio ………………………
За правильно восстановленную пословицу 1 балл.
Правильный перевод пословицы - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 10.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 38.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ», «ФАРМАКОЛОГИЯ»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
очная форма обучения
I. Вопросы на знание фармакологии:
-
Список А (яды); список Б (сильнодействующие); общего списка (отпускаемые без рецепта врача.)
-
Спансулы.
-
Печень.
-
Адреналин.
-
Налорфин.
II. Определите фармакологические группы лекарственных средств по их характеристике:
-
Средства, влияющие на систему пищеварения. Горечи.
-
Средства, влияющие на мускулатуру матки. Утеротонические средства.
-
Средства, влияющие на центральную нервную систему. Наркотические и ненаркотические аналгетики.
-
Химиотерапевтические средства. Антибактериальные средства.
-
Средства, влияющие на функции органов дыхания. Бронхолитические средства.
III. Задача по фармакологии.
Ортостатический коллапс. Заключается в том, что при резком изменении положения тела при вставании после введения антигипертензивного средства недостаточен приток крови к головному мозгу. Вследствие этого произошло снижение артериального давления.
IV. Переведите рецепт на латинский язык без сокращений. Выделите частотный отрезок в названии лекарственного препарата, объясните его значение.
Recipe: Solutionis Nitroglycerini oleosae 1% - 0, 0005
Dentur tales doses numero 20 in capsulis.
Signetur:
Частотный отрезок glyc- сладкий
V. Переведите клинические термины на русский язык:
-
Metrorrhagia - маточное кровотечение.
-
Cardiologia - наука о сердечно-сосудистых заболеваниях.
-
Glossitis - воспаление языка.
-
Gastropathia - заболевание желудка.
-
Carcinoma - раковая опухоль.
VI. Восстановите латинскую пословицу по начальному слову. Переведите её.
-
Invia est in medicina via sine lingua Latina. - Непроходим путь в медицине без латинского языка.
-
Optimum medicamentum quies est. - Наилучшее лекарство - покой.
-
Mens sana in corpore sano. - В здоровом теле - здоровый дух.
-
De mortuis aut bene, aut nihil. - О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.
-
Repetitio est mater studiorum. - Повторение - мать учения.
Список использованной литературы
Основные источники:
-
Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии - М.: «А Н Т И», 2011. - 345 с.
-
Городкова Ю.И.Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. - М.: Медицина, 2012. - 315 с.
-
Громов Э. Г. Справочник по лекарственным средствам, 2007.
-
Кржечковская В.В., Р.Ш. Вахтангишвили Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 380 с.
-
Машковский М.Д. Лекарственные средства в 2-х т., 2007.
-
Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: Учебник. Изд.3-е, доп. - М.: «ГЭОТАР-МЕДИА», 2009.
-
Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник. - М.: ЗАО «ШИКО», 2011. - 448 с.
Интернет-ресурсы:
1. lingualatina.ru
2. latinsk.ru
3. booksmed.com
4. twirpx.com/files/medicine/pharmacology/common/
5. medulka.ru
6. pharmax.ru