- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации для составления программы по хореографии
Методические рекомендации для составления программы по хореографии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабалина Е.П. |
Дата | 11.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации для составления программы по хореографии
Цель образовательной программы: развитие личности обучающегося, его творческих способностей средствами классической хореографии.
Задачи:
-
приобщить обучающихся к искусству хореографии;
-
сформировать хореографические навыки классического танца;
-
развивать художественный и эстетический вкус, творческие способности средствами классического танца;
-
формировать и развивать чувство ответственности за выполняемое дело, как необходимое условие успешной артистической деятельности в хореографическом коллективе.
Организация образовательного процесса
Дополнительная образовательная программа студии классического танца «Грация» рассчитана на 4 года обучения, возраст обучающихся 7-18 лет. Этот возраст является сензетивным для развития гибкости (за счет подвижности, эластичности позвоночника и эластичности мышц).
Основанием приема в студию являются:
-
справка о состоянии здоровья ребенка;
-
физические данные (выворотность ног, гибкость, прыжок, подъем стопы, шаг);
-
музыкальность
Состав обучающихся и режим учебной работы:
Годы обучения
1
2
3
4
Количество часов в неделю
4
4
4
Продолжительность занятий
2х30 мин.
2х40 мин.
3х40 мин.
3х40 мин.
Количество человек в группе
12-15
12-15
12-15
8-12
Возраст
7-18 лет
Количество часов в год
136
136
204
204
Программа рассчитана на 34 учебных недели в год, начало учебного года с третьей недели сентября. Учебная нагрузка, продолжительность и режим занятий, численный состав объединения определяется в соответствии с параметрами деятельности, содержанием образовательной программы, психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей, требованиями санитарных норм и правил и отражается в положении об объединении. Продолжительность одного занятия исчисляется академическими часами (30, 40 минут) по 2 часа в день для 1 и 2 года обучения, с перерывами между занятиями 10 минут и 3 часа в день для 3 и 4 года обучения.
Этапы реализации программы
-
Мотивационный - дети знакомятся с понятием народной культуры, получают мотивацию к изучению программы, удовлетворяется естественный интерес к различным видам художественной деятельности.
-
Развивающий - развитие эмоций и творческого потенциала обучающихся через игры, художественную деятельность, прикладное творчество.
-
Креативный - включение ребенка в собственную деятельность по освоению знаний, выражение отношения к себе, к обществу, к своим сверстникам через творческую деятельность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения.
Теоретические сведения преподносятся в процессе практических занятий. Программа по классическому танцу ориентирована на профессиональную методику, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.
Учитывая поставленные задачи, в образовательной программе используются корректирующие или нетрадиционные методы и приемы работы с детьми:
-
речевое общение с детьми; правильная ориентация движения на площадке (к стене, к двери, в центр, из центра);
-
речь, опережающая события;
-
речь, подтверждающая действия;
-
синхронное и зеркальное восприятие;
-
перевод из одного пространства в другое (приучение детей ориентированию на разных площадках - в классе, на сцене; ощущению группового и индивидуального пространства);
-
использование различных типов восприятия детьми изучаемого материала;
-
обращение внимания на индивидуальную культуру исполнения
( замечать способности каждого ребенка);
Но методика обучения не замыкается только на нетрадиционных методах и приемах работы. Используются хорошо зарекомендовавшие
себя, действенные методы:
-
словесные (описание, объяснение, беседа);
-
наглядные (фотографии, иллюстрации, видеозаписи, показ движений
педагогом);
-
практические (репродуктивные, самостоятельная работа, сравнительный анализ, самоконтроль).
Формы обучения
-
Рассказ (о танце; о нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается; знакомство с отличительными особенностями костюма);
-
Постановочное занятие (разучивание движений, композиции);
-
Репетиционное занятие (отделка каждого движения, комбинации, фигуры - работа над танцевальным образом);
-
Занятие-концерт.
Условия реализации программы
-
соответствие санитарным нормам (проветриваемое просторное помещение, температура воздуха не ниже 18 градусов, чистый пол, освещение в соответствие с существующими санитарными нормами (закрытые светильники, освещенность);
-
соответствие специальным нормам (пол палубного типа или линолеум-покрытие, три зеркальные стены, хореографический станок);
-
соответствие наглядным и техническим средствам обучения (фортепиано, магнитофон, ТВ, видео-магнитофон).
Методические рекомендации по реализации программы.
Раздел 1. Классический танец.
Танцевальные особенности детей следует развивать в равной степени,
работая над движениями рук, ног, головы, корпуса. Классический экзерсис способствует технической разработке каждого движения в отдельности, а затем и в их соединении.
Здесь закладывается основное развитие мускулов, эластичности связок. Обязательно надо следить за тем, чтобы дети не делали ничего машинально, а следили за музыкой и точностью отработки, а затем и исполнения конкретного движения. Экзерсис у станка является основой первоначальных движений танца.
Техническое мастерство исполнения достигается систематическим повторением одного движения значительное число раз. В средних и старших группах проделывается весь тот же экзерсис, что и в младших группах, но с учетом того, что техника исполнения уже лучше. Темп берется значительно быстрее, усложняется комбинация. Классический
станок способствует развитию устойчивости корпуса-стержня, т.е.
умению держать мышцы спины.
Раздел 3. Современный танец.
Этот раздел включает в себя комплексные музыкально- ритмические упражнения, призванные совершенствовать пластику тела. При исполнении упражнений для определенных групп мышц все другие части тела остаются статичными. Упражнения следует выстраивать так, чтобы физическая нагрузка постепенно возрастала: от легких движений переходить к более трудным, от простых, известных - к сложным по координации композициям. В этом разделе изучаются и элементы баль-
ного танца с целью обогащения танцевальной лексики.
Освоение бального танца, как и другого вида хореографии, связано
с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные упражнения, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Тренаж должен подготавливать учеников к усвоению танцевального репертуара.
Кроме того, возможно введение в учебный репертуар лучших историко-бытовых танцев разных эпох.
Раздел 4. Репетиционно-постановочная работа.
Определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение (идейное направление, художественно-ценное и т.д.).
Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников танцевального коллектива. Каждая постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна ориентироваться на формирование художественных взглядов и представлений участников.
Важнейшей задачей в процессе постановочной работы является воспитание у воспитанников творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.
Педагог должен уметь просто, доступно объяснить участникам свои требования, научить видеть перспективу.
Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная насыщенность должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением.
Все движения должны быть осмысленны, танцующие должны понимать и раскрывать общий замысел постановки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем.
Теория,
ч.
Практика,
ч.
Всего,
ч.
1
Вводное занятие
2
2
2
Классический экзерсис у станка
78
78
3
Классический экзерсис на середине зала
33
33
4
Прыжки
15
15
5
Беседы о балете
2
2
6
Контрольные занятия
6
6
Общее кол-во часов:
10
126
136
2 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем.
Теория,
ч.
Практика,
ч.
Всего,
ч.
1
Диагональ
6
6
2
Классический экзерсис у станка
60
60
3
Классический экзерсис на середине зала
32
32
4
Прыжки
24
24
5
Беседы о балете
6
6
6
Контрольные занятия
8
8
Общее кол-во часов:
14
122
136
3 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем.
Теория,
ч.
Практика,
ч.
Всего,
ч.
1
Диагональ
6
6
2
Классический экзерсис у станка
64
64
3
Классический экзерсис на середине зала
78
78
4
Прыжки
40
40
5
Беседы о балете
4
4
6
Контрольные занятия
12
12
Общее кол-во часов:
16
188
204
4 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем.
Теория,
ч.
Практика,
ч.
Всего,
ч.
1
Диагональ
6
6
2
Классический экзерсис у станка
64
64
3
Классический экзерсис на середине зала
78
78
4
Прыжки
40
40
5
Беседы о балете
4
4
6
Контрольные занятия
12
12
Общее кол-во часов:
16
188
204