Глава 2. Исследовательская часть

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глава 2. Исследовательская часть.

Глава 2. Исследовательская часть.

Существует много различных классификаций орнаментов. Однако все они довольно условны, так как далеко не всегда возможно определить границы различий, позволяющих отнести каждый конкретный орнамент к тому или иному виду. По мнению разных исследователей волнистая линия обозначает воду или змею или это геометрическая основа для создания большого количества мотивов.

В композиции любого орнамента лежит вполне определённый порядок построения, основанный на законах симметрии. Поэтому изучение орнаментального искусства связано с этим понятием.

Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение. Довольно часто обнаруживаются сходные или даже тождественные элементы у родственных и неродственных народов.

Украина

Казахстан

Прекрасным примером использования орнамента является

  • народная вышивка. Вышивкой украшались: рушники (полотенца), сорочки (вышиванки),

  • обереги (резные и рисованные мотивы на фасадах и в интерьерах жилья, декоративные ткани, мелкая пластика, писанки-пасхальные яйца)

  • посуда (Петриковская роспись является одним из наиболее известных и распространенных видов украинского орнаментного искусства).

Орнамент органично присутствует в традиционной материальной культуре казахского народа. Главными носителями орнамента являются:

  • традиционный национальный костюм,

  • декоративное убранство юрты,

  • национальные ювелирные изделия,

  • изделия декоративно-прикладного искусства казахского народа

В зависимости от известных причин у орнамента могут быть несколько названий (флористический, зооморфический, геометрический)

Основные мотивы украинских орнаментов отображают элементы природы и уходят корнями в историческую традицию. На протяжении многовековой истории изображения становились все более упрощенными. Все орнаменты делятся на группы:

  • геометрические (абстрактные)

  • космогонические

  • растительные

  • зооморфные (животные)

Казахский орнамент издавна является предметом творческого изучения историков, этнографов, искусствоведов. На данный этап времени в научной среде сформировались ярко выраженные группы орнаментов:

  • геометрические

  • космогонические

  • флористические (растительный мир)

  • зооморфические

Вывод: В орнаментальном искусстве двух народов прослеживается одинаковое деление на группы всех видов орнаментов.

Украина

Казахстан

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Вышивкой украшались те части костюма, через которые злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное.

Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Магическое значение орнамента состоит в том, что он призван охранять все входы и выходы, края и сочленения. Именно поэтому орнаменты окаймляют одежду, посуду, головные уборы, ювелирные изделия, ковры и текеметы, узорные полосы, скрепляющие различные части юрты





Семантика знаков.

Не секрет, что в каждый элемент вышивки, украшения вкладывался определенный смысл, значение, которое хотели привнести в жизнь того человека, который носил эти узоры на своей одежде.

Семантика знаков - это своеобразная наука, которая придает отдельным знакам зашифрованный глубокий смысл. В орнаменте помимо цветов с нами разговаривают символы.

Вышивка как вид искусства, безусловно, была известна еще в дохристианский период. Именно тогда формировались художественно-стилистические способы шитья, рождались знаки, которые символизировали силы природы, космогонические представления о строении Вселенной, создавались образы, которые потом долго жили в вышивке и в других видах искусства, напоминая про языческие верования наших давних предков. Казахский орнамент, как и украинский, как целостная художественная система корнями своими опускается в глубокую древность.

Космогонические мотивы орнамента возникли в толще напластований культур древних племен и народов.

Самые старые - это геометрические орнаменты, ведь изображения в них упрощались веками и до наших дней дошли такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «звезды», «гребешочки», «кривульки», или «бесконечник», известный еще со времен трипольской культуры.

Значение тайных символов геометрических орнаментов нужно начать с Воды и Солнца.

Символы Солнца и Воды

Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом.

Украина

Казахстан

Ружа (восьмилистовая звезда) - это знак жизни и символ солнца.

Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как водную материнскую и солнечную отцовскую энергии.

Глава 2. Исследовательская часть.


Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.

Глава 2. Исследовательская часть.


Материнский символ.

Главным символом является символ Матери, в основе которого 8-конечная звезда. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизируем величие матери, ее особую роль в продолжении жизни

Глава 2. Исследовательская часть.


В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм.

Украина

Казахстан

В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как "виноград", "хмель", "дубовые листья", "барвинок" и др. Все несут на себе отражение древних символичных представлений народа.

Цветам на мужских сорочках - не место. Что же касается растительной символики, то для парней подходят листья дуба.

Орнаменты для девчат - это цветы, символ чистоты и процветания рода. Вот почему свадебный наряд вышивали цветами:

Девушка готовилась стать берегиней рода, которому она должна обеспечить процветание.

А всякие ягодки и плоды (гроздья калины, виноград) - для старших женщин, матерей.

В казахском прикладном искусстве популярен и растительный орнамент: изображение цветов, листвы, деревьев, плодов и семян. Распространено также изображение куста, растительного побега с вьющейся листвой, трилистника, многолепесткового цветка.

Гул - цветок; мотив имел различные варианты, в том числе: бутон, тюльпан, лотос, пальметта, астра.

С цветком связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. "Гул"- цветок. Этот орнамент символизирует все виды цветов. Используется в вышивках, при украшении одежды: воротников, карманов, подолов.

Изящные ласточки, изумительные лепестки растительного орнамента украшают верхнюю одежду, а также платья девочек.

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.1

Дуб (рис.1) - это священное дерево, воплощение Мирового дерева-прадуба, растущего в раю или соединяющего миры. Он является мировой осью, центром вселенной. Это также дерево бога грома и молнии Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Дуб почитают за мощность, красоту, долговечность. В старину его рубили только с позволения волхвов.

Считалось, что в дубе живут души храбрых воинов и у него самая могучая власть над злыми силами. Он оберегает человека от всяких напастей, от злого чародейства. Путешественники оставляли возле дуба свои посохи, обеспечивая себе благополучный путь.

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.2

Хмель (рис.2). Узоры, которые напоминают листья хмеля, можно отнести к молодежной символике. "Хмель" очень близкий к символике воды и винограда, он несет в себе знак развития, молодого буйства, плодородия и любви. С давних времен сохранился обычай: когда молодая идет на венчание, мать обсыпает ее хмелем. Потому обычно узор хмеля относится к свадебной символике и встречается чаще всего на свадебных рушниках и сорочках.

Хмель, как и другие ползучие растения (горох, фасоль), является символом войны, храбрости и отваги, гибкости и ума.

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.3

Изображение мака (рис.3) в вышивке имеет огромную силу и защищает от всякого зла. С древних времен мак святили и им обсеивали людей и скот, веря, что он имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Мак, освященный на Маковея, имеет волшебное свойство оберегать от злых сил. Есть старые предания которые говорят, что после битвы поле покрывалось маками как символами пролитой крови. Если в семье были погибшие (братья или сёстры) девушки вышивали маки у себя сорочках в память о них. Это был оберег и клятва в продолжении рода. нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода, символизирует связь с миром предков, бессмертие.

Красный мак означает красоту, молодость и их скоротечность. Венок из красных маков - символ женской чистоты.

"Гүл", "жетігүл"(рис.1)- цветок, семицветие.

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.1

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.2

"Үшқұлақ" или "жапырақ" (рис.2)

- трехлистник. Орнамент, изображающий листья растений.

"Шетою" (рис.3)- крайний узор. Это орнамент следует до бесконечности. Один и тот же элемент повторяется множество раз. Им украшают края изделий: деревянных дверей, текеметов, сырмаков, кебеже, одежды, посуды и т.д.

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.3

"Шыныгул"(рис.4) - стеклянный цветок. Орнамент похож на цветок.

Он идентичен орнаментам
"тортайшык" и "итемшек".

"Шыныгул" состоит из элементов, похожих на луну, рога, листья. На концы широко расставленных рогов насажено по листу.

"Шытырман"(рис.5)- переплетение. Это очень сложный орнамент, состоящий из переплетения растений с многочисленными листьями, роговидных и геометрических фигур. Изображение этого орнамента на каком-либо изделии может подразумевать сюжетный пейзаж (жайляу, лес, степь, пустыню и т.д.)

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.4

Глава 2. Исследовательская часть.

Рис.5


© 2010-2022