- Преподавателю
- Другое
- Доклад Дискуссионные модели обучения. Дидактические цели и типы учебных дискуссий
Доклад Дискуссионные модели обучения. Дидактические цели и типы учебных дискуссий
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пояркова С.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ПРЕССИОНАЛЬНОЕ общеобразовательное учреждение
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №39
Доклад
Дискуссионные модели обучения.
Дидактические цели и типы учебных дискуссий.
Подготовила: преподаватель профильных дисциплин
Пояркова Светлана Анатольевна
2014 год
Дискуссия - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнения может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, а также для организации мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающимися, развития навыков мыслительного взаимодействия и обеспечения обратной связи.
Дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников.
Цели проведения дискуссии могут быть: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества.
Правила ведения дискуссии:
-
Обсуждать надо уметь!
-
Выступление должно проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего, недопустима перепалка;
-
Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
-
Следует давать возможность высказаться;
-
Каждая позиция/высказывание должно быть рассмотрена;
-
В ходе обсуждения нельзя переходить на личности;
-
При обсуждении спорных вопросов педагогу надо использовать поясняющие приемы(уточняющие, наводящие вопросы)…
По сравнению с распространенной лекционно-семинарской формой обучения дискуссия имеет ряд преимуществ:
-
обеспечивает глубокое личностное усвоение знаний;
-
во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся;
-
обратная связь с обучающимися.
Этапы дискуссии:
-
Определение темы дискуссии и цели
-
Определение проблемы, которая будет обсуждаться в ходе дискуссии
-
Упорядочение проблемы, т.е. что и как вы будете обсуждать?
-
Определить какой это тип дискуссии (самоорганизующая, организованная);
-
Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого борудование.
Формы дискуссий
-
Панельная дискуссия
Цель организации обсуждения проблемы в многочисленной группе. Проводится в больших группах (больше 40 человек):
-
проблема формируется руководителем
-
участники делятся на микрогруппы по 6-8 человек, которые располагаются в аудитории по кругу;
-
члены каждой группы выдвигают представителя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их позицию;
-
в течение 15-20 минут в микрогруппе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения;
-
представители групп собираются в центре круга, высказывают мнение группы, отстаивая ее позиции.
Остальные участники следят за ходом обсуждения. Они имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки со своими соображениями.
-
Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться со своей группой;
-
Панельное обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения;
-
После окончания дискуссии представители групп проводят практический разбор хода обсуждения, а решения принимаются цже всеми участниками.
-
Форум-обсуждение
Цель и механизм проведения сходны с панельной дискуссией, но в конце мнениями обмениваются все участники, а не только представители микрогрупп.
-
Симпозиум
Более формализованное, регламентированное обсуждение.
В ходе него участники выступают ссообщениям, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих. Обсуждение ведется через ведущего.
-
Дебаты
Явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
-
Круглый стол.
Наиболее актуальная и распространенная форма проведения дискуссии.
Это беседа, в которой на равных участвуют 15-25 человек, в ходе нее происходит обмен мнениями между всеми участниками.
Руководит беседой ведущий (не обязательно преподаватель).
Как правило перед участниками не стоит задачи полностью решить проблему: они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу.
Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Важное условие стол должен быть действительно круглым, что приводит к возрастанию активности, возможности включения каждого в обсуждение, стимулирует невербальные средства общения (мимику, жесты, эмоциональные проявления). Преподаватель располагается в общем кругу как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку.
-
Техника «аквариума»
Выделяется среди других форм тем, что содержание ее жестко определено противоречиями, разногласиями, а подчас конфликтами участников по определенному вопросу.
Цель: предоставить участникам возможность свободного включения в обсуждение проблемы и выхода из него.
Проведение.
-
5-6 участников вместе с руководителем садятся в круг. Они - «рыбы» Вокруг них становятся остальные участники группы, они - «рыбаки».
-
Члены внутреннего круга («рыбы») активно участвуют в обсуждении вопроса. «Рыбаки» наблюдают и выступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересовала, они дополняют, задают вопросы конкретизируют. При этом «рыбак» должен встать с «рыбой», которая его привлекла своей версией.
-
После обсуждения одной проблемы (вопроса) участники меняются местами. Желательно, чтобы все участники побывали в кругу.
В этом докладе представлено небольшое количество техник дискуссий.
-
Существуют еще дискуссии:
-
«Снежный ком»
-
«Квадро»
-
«Приоритеты»
-
«Письменная дискуссия»
-
«Круги»
-
«На линии огня»
-
«Идейная карусель»
-
«Ролевая дискуссия»
-
«Мыслительные шапки»
-
«Позиции»
-
«Мозговой штурм»