Материалы семинара Познавательный интерес

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар

Познавательный интерес - стимул к успеху учителя и ученика

Цель:

1. Определение стимулирующей роль учителя в развитии познавательного

интереса у школьника.

Задачи:

1. Рассмотреть приемы и методы, способствующие развитию

познавательной деятельности школьников.

2. Определить взаимосвязь познавательных интересов у учащихся с

индивидуальными особенностями.

3. Помочь в осмыслении педагогами собственной деятельности.

Подготовительная работа:

  • проведение открытых уроков;

  • анкетирование участников семинара.

Оформление:

  • таблички с высказываниями,

  • презентация

  • рис. деревьев и листьев (белые и цветные),

  • вопросы для обсуждения,

  • папки «Из опыта работы»,

  • методические рекомендации для участников.

Каждый учитель, входя, берет себе цветной листочек и кладет его в корзину (пока объявляется тема, один из педагогов приклеивает листочки на одно из деревьев на доске).

Ход семинара:


Добрый день, коллеги!

Перед вами необычное дерево. Оно необычно не потому, что выросло зимой и на нем растут одновременно листья разных цветов. Оно необычно потому, что определяет наше настроение.

(Вывешивается таблица, позволяющая определить эмоциональный настрой). Какой цвет преобладает? Что он означает?

У нас работает стабильный коллектив.

Царит открытый климат в коллективе.

Таким образом, я хочу от оценки нашего эмоционального настроя прейти

к теме семинара.

Итак, тема сегодняшнего семинара (показ слайдов)

1 сл. «Познавательный интерес - стимул к успеху учителя и ученика».

2 сл. Цель:

1. Определить стимулирующую роль учителя в развитии познавательного

интереса у школьника.

Задачи:

1. Рассмотреть приемы и методы, способствующие развитию

познавательной деятельности школьников.

2. Определить взаимосвязь познавательных интересов у учащихся с

индивидуальными особенностями.

3. Помочь в осмыслении педагогами собственной деятельности.

Начать семинар я хочу словами великого педагога К.Д. Ушинского:

3 сл. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждение, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Тема данного семинара выбрана не случайно. В условиях модернизации российского образования остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания учащихся, профессиональной деятельности учителя. Поэтому проблема активности познавательной деятельности школьников приобретает важное значение. А добиться этой активности можно только через развитие познавательного интереса.

Что же такое познавательный интерес?

4 сл. Это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

Если у школьников отсутствует интерес - это показатель серьезных недостатков в организации обучения.

Как быть в таком случае? Что необходимо предпринять?

Да, важно, чтоб учитель знал предмет,

методику его преподавания.

Еще важнее - знания ребятам передать

и интерес к ученью воспитать.

Каждый, наверное, не раз задумывался над тем, как же заинтересовать ученика на уроке. И при этом нужно помнить - у нас особые ученики. Они нуждаются в нашей помощи постоянно. Какие же средства, приемы активизации применять, чтобы образовательный процесс был продуктивным?

Сразу же возникает вопрос: что такое активные приемы? Определение этого понятия не встречается в педагогической литературе, поэтому остановимся на родственных понятиях: активность, познавательная активность, активизация. Активность - ( от лат. сл. activus - деятельный) - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в условиях его деятельности.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и ученика.

5 сл. Школьные психологи вывели основный закон усвоения: воспринимать - осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление - запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе самостоятельной активной деятельности на практике.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолении трудностей, приложении собственных усилий. Имеется ввиду не внешняя (поднятие руки), а внутренняя активность (мыслительный процесс, творческий). Психологи утверждают, что активность - не врожденное качество человека, а развивающееся, динамичное, может прогрессировать, но может и регрессировать. На уровень активности обучающихся очень влияет стиль отношения учителя и учащихся, настроение и состояние и т.д. Поэтому на разных этапах обучения у одного и того же ученика активность резко меняется и зависит от того, какой учитель учит, чему учит, как учит, как он умеет активизировать класс.

Почему ученики не стремятся проявлять интерес к учебе? Что делаем мы, педагоги, для того, чтобы повысить их интерес? Каждый педагог хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока. Однако, пробуждение познавательного интереса - это лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям. Все мы убеждены, что, если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Но редко задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал учитель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельной мысли, стремления к самостоятельности, самообразованию у своих питомцев. А ведь в этом сегодня состоит главное.

Часто слышим: современные дети не хотят учиться. И что же делать? Логика подсказывает два пути. Путь первый - заставить детей учиться. Путь второй - научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но возможно. Метод «кнута и пряника», давление социума, позиции «надо» - все это методы старые, проверенные в педагогике. На этом пути главное - неусыпный и постоянный контроль.

Второй путь более интересный: он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет свои недостатки: его реализация невозможно без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержки учебной мотивации.

Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» надо нажимать, чтобы заинтересовать школьников в учебной деятельности.

Как раз эту тему и предстоит нам сегодня обсудить. Задача семинара: соединить теорию и практику. Хочется, чтобы каждый из вас обогатил свой методический багаж, чтобы мы позаимствовали друг у друга эффективные методы, приемы, формы организации образовательного процесса, способствующие развитию познавательного интереса.

При подготовке к семинару все педагоги работали в группах «Теоретики», «Практики» и «Оптимисты».

Как мы должны развивать познавательный интерес у школьников, которые не хотят учиться, или, наоборот, очень заинтересованы в получении знаний?

Давайте спросим об этом у «теоретиков».

Выступление руководителя группы «Теоретики»

Мы выслушали теоретическую оценку этого вопроса. Что делается в нашей школе для того, чтобы повысить интерес к учению? Что делается для развития познавательного интереса? Слово - практикам.

Выступление группы «Практики»

6 сл. Коллективное обсуждение вопросов:

Как развивать у учеников интерес к предмету?

Какие способы повышения работоспособности вы используете на уроках?

Какие формы учебной деятельности работают на развитие личности ребенка?

Как сделать так, чтобы ребенку захотелось учиться?

Итог обсуждения подведет группа «Оптимисты»

Выступление группы «Оптимисты»

Итог семинара. На листочках написать приемы и методы, развивающие ПИ.

(Листочки наклеиваются на рис. второго дерева, методы и приемы зачитываются)

И в конце семинара хочу дать вам несколько вредных советов, которые помогут вам уничтожить всякий ПИ к вашему предмету.

5 сл. «Полезные» советы

Благодарю за работу. Желаю, чтобы все, с чем вы сегодня познакомились, вспомнили активно применялось в практической деятельности каждого. Успехов всем!

Предварительная работа

Задания группам:

Группы

Вопросы и задания

ФИО учителей

«Теоретики»

Цель: изложить теоретически подход к проблеме развития

познавательного интереса на уроке

Изложить теоретический подход к проблеме «формирование познавательного интереса (ПИ) к предмету».

* Существуют ли различия в формировании ПИ

- у младших школьников,

старшеклассников;

- у девочек и мальчиков.

* Сформулируйте правила

развития ПИ у детей с ОВЗ.

* Предложите приемы и методы наиболее успешно позволяющие учителю организовать учебно-познавательную деятельность учащихся.

«Практики»

Цель: рассмотреть способы использования приемов и методов, развивающих познавательный интерес на различных этапах урока.

Какова роль ПИ:

- при изучении нового материала и на других этапах урока.

- Как ситуации отсутствия ПИ влияет на развитие учащихся. Приведите примеры из школьной практики

- Предложите необычные примеры предъявления нового материала, нестандарт методические приемы повышения работоспособнос. на уроках.

«Оптимисты»

Цель: доказать необходимость развития ПИ на уроке

Каково положительное влияние познавательного интереса:

на учебную мотивацию,

на результативность учебного процесса.

Приведите приемы, развивающие ПИ.


© 2010-2022