• Преподавателю
  • Другое
  • «Акын Таразы» - поэт справедливости» литературно-музыкальная композиция к 200-летию Тараса Шевченко, 5 – 11 кл

«Акын Таразы» - поэт справедливости» литературно-музыкальная композиция к 200-летию Тараса Шевченко, 5 – 11 кл

Литературно-музыкальная композиция "Акын Таразы" - поэт справедливости" посвящена 200-летию великого украинского поэта. Одной из задач мероприятия было показать значение его творчества для Казахстана. Шевченко, находясь в Казахстане, не только наблюдал жизнь и быт казахского народа. Он запечатлевал степь и ее обитателей как поэт и художник-живописец. Поэт с большой любовью относился к казахскому народу, поэтому и казахский народ ответил признательной любовью Шевченко. В народе слагались предания...
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Акын Таразы» - поэт справедливости»

литературно-музыкальная композиция

к 200-летию Тараса Шевченко,

5 - 11 кл.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.Г. Шевченко.

Задачи: расширять знания учащихся по литературе;

прививать интерес к личности поэта, его творчеству;

показать любовь поэта к родному краю, к своей Родине;

воспитать любовь к поэзии, чувство патриотизма, уважение к культуре другого народа;

показать значение творчества Т.Г. Шевченко для Казахстана.

Оборудование: мультимедийная система (слайдовая презентация), выставка: сборники стихов Т. Шевченко, портреты, рисунки поэта; украинские песни на стихи Т. Шевченко.

Ход мероприятия:

Библиотекарь: Проходят годы и столетия, сменяются поколения людей, их нравы, обычаи, верования и взгляды, но остаются великие творения искусства, надолго переживая своих создателей, по-новому говоря с каждым новым веком. Картины жизни, в них воссозданные, давно отошли в прошлое, но думы и мысли их авторов всегда обращены к будущему, и в этом их сила для нашего поколения.

К числу таких произведений мирового значения принадлежат и создания гениального поэта украинского народа Тараса Григорьевича Шевченко 200-летний юбилей которого отмечается в этом году во всем мире.

Ведущий 1: Тарас Григорьевич Шевченко родился 9 марта 1814 года в селе Моринцы, Звенигородского уезда, Киевской губернии (ныне - Черкасская область). Родители Шевченко были крепостными помещика В. Энгельгардта. Когда Тарасу было три года семья переселилась в соседнее село Кирилловку, принадлежавшее тому же помещику.

За детьми в семье Шевченко - а их было шестеро - никто не присматривал. Через много лет, вспоминая об этом времени, Шевченко писал в стихотворении «Мне золотую, дорогую...»

Чтец 1:

Мне золотую, дорогую

Свою судьбу совсем не жаль,

Не жаль мне долю молодую;

А все же иногда печаль

Найдет такая, что заплачу!

Когда еще, к тому в придачу,

Мальчишку встречу. Одинок,

Как с ветки сорванный листок,

Сидит он, прислонившись к тыну,

Одетый в рваную холстину, -

И мнится мне, что это я,

Что это молодость моя!

Ведущий 2: Шевченко потерял мать, когда ему было девять лет. Через два года умер и отец, и одиннадцатилетний мальчик должен был сам заботиться о своем пропитании. На лето он пошел в пастухи, а зимой «приютился в школе у приходского дьячка». Первые учителя Шевченко, деревенские дьячки-богомазы, невообразимые пьяницы и самодуры. Ученики для них были практически рабами. Тарас бунтовал, убегал от них и, словно бросая вызов всем тяготам жизни, рос на диво одаренным человеком.

С ранних лет у Шевченко проявился музыкальный дар, тяготение к рисунку и несравненным чарам слова. Украдкой срисовывает он картины в барских покоях, затаив дыхание слушает, как поет сестра Катерина и бродячие певцы-кобзари.

Ведущий 1: В 1828 году Тараса определили на службу «казачком» к сыну старого барина - Павлу Энгельгардту. Дворовому «казачку» полагалось соблюдать «молчание и неподвижность» в углу передней до очередного оклика барина. А душа Тараса неудержимо рвалась на волю, трепетала от одного прикосновения к бумаге и кисти. Несмотря на запреты и притеснения, Шевченко упорно продолжал рисовать. В 1829 году Шевченко вместе с другими крепостными слугами отправляют в Вильно, а в 1831 - в Петербург, где жил барин. В конце концов Энгельгардт решает, что неплохо бы иметь своего собственного живописца - такому крепостному и цена дороже будет, для чего отдал Шевченко на четыре года в обучение к владельцу живописной мастерской Василию Ширяеву. Шевченко вместе с другими учениками жил у Ширяева на чердаке, носил ветхий тиковый халат и ходил на работу - красить стены, расписывать потолки и вывески. О том, чтобы научиться у него даже самым простым приемам живописи, нечего было и думать. Поэтому Шевчено начал изучать искусство живописи сам. По пути с работы на ширяевский чердак он заходил в Летний сад и срисовывал мраморные статуи. Здесь он случайно и встретился с украинским художником Иваном Сошенко, преподавателем Императорской Академии художеств. Увидев набросок статуи Сатурна, который был очень хорош, Сошенко дал мальчику свой адрес и наказал непременно прийти в ближайшее воскресенье и принести свои рисунки. С этой встречи начался перелом в жизни Шевченко. Сошенко первый открыл в Летнем саду этот «алмаз в кожухе», как он называл впоследствии Шевченко...

Ведущий 2: Сошенко ввел Тараса в круг своих знакомых и друзей - известных писателей и живописцев - Е. Гребёнки, В. Григоровича, А. Венецианова, а через них поэт познакомился с Карлом Брюлловым, знаменитым русским художником, блиставшим в то время в Петербурге. Брюллов рассказал о судьбе талантливого украинского юноши Жуковскому. Сообща было решено добиться освобождения Тараса.

После долгого торга, Энгельгардт в конце концов назначил выкуп за Шевченко в две тысячи пятьсот рублей и не захотел уступить ни копейки. Сумма была огромна. Она делала освобождение Шевченко почти невозможным. От волнения и переживания Тарас заболел горячкой и это заставило его друзей торопиться с поисками денег. Жуковский и Брюллов придумали выход. Брюллов написал портрет Жуковского. Портрет был разыгран в лотерею. Лотерея дала две с половиной тысячи рублей. Деньги тотчас отвезли Энгельгардту и получили у него «вольную» на «... крестьянина Тараса Григорьевича Шевченко».

Ведущий 1: В этом же, 1838 году, Шевченко поступил в Петербургскую Академию художеств. Годы учения в Академии художеств были самым легким временем в жизни Шевченко...

Любимый ученик Брюллова, Тарас прошел в Академии курсы различных наук и усвоил высокий класс живописи. За время учебы, он одну за другой получает три серебряные медали: за рисунок с натуры, за картины «Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке» и «Цыганка-гадалка».

Портреты работы Шевченко вскоре стали славиться в Петербурге. Посыпались заказы. Нужда кончилась...

В стенах Академии Шевченко создает множество своих известных произведений «Автопортрет», «Катерина», «Крестьянская семья», «На пасеке», многочисленные рисунки, а также иллюстрации к произведениям Пушкина, Надеждина, Гоголя и Шекспира.

Ведущий 2: В эти годы развился и поэтический дар Шевченко. Оставаясь наедине с собой в пыльной комнате, заваленной начатыми холстами, Шевченко до слез грустил по Украине, и все думы, вся страсть, вся любовь были далеко от Петербурга, были со своим обездоленным народом. Из ранних опытов поэта сохранилась лишь баллада «Порченная», с ее знаменитым вступлением «Широкий Днепр ревет и стонет», сделавшимся широко известной и до сих пор у нас народной песней.

Звучит песня «Реве та стогне Дніпр широкий».

Оставаясь один в своей каморке, Тарас писал стихи о родине. О стихах этих никто не знал, и, может быть, о них долго бы не узнали, если бы не случай...

Шевченко писал портрет полтавского помещика Мартоса. Однажды Мартос заметил на полу комнаты исписанный клочок бумаги. Он поднял его и прочел украинские стихи, поразившие его ясностью языка, певучестью, скорбью о судьбе Украины. На вопрос: «Чьи это стихи?», Шевченко неохотно ответил: «Мои. Так... Баловство». А потом вытащил из-под кровати корзину, доверху набитую изорванными, скомканными листами, исписанными крупным неправильным почерком.

С большим трудом Мартосу удалось добиться от Шевченко разрешения напечатать стихи отдельной книгой. Символически прозвучало название книги, вышедшей в феврале 1840 года, - «Кобзарь». Кобзарь - это украинский народный певец, сама мудрость и совесть народа. Идя от села к селу, он воспламеняет своим словом сердца людей, зовет их к мщению и надежде. Таким было и слово Шевченко. Недаром по выходе книги его самого станут называть Кобзарем.

Книга открывалась стихотворением «Думы мои, думы мои».

Чтец 2:

Думы мои, думы мои,

Горе, думы, с вами!

Что вы встали на бумаге

Хмурыми рядами?

Что вас ветер не развеял

Пылью на просторе?

Что вас ночью, как ребенка,

Не приспало горе?

....................................................

Думы мои, думы мои,

Цветы мои, дети!

Я растил вас, я берег вас,

Где ж вам быть на свете?

В край родной идите, дети,

К нам на Украину,

Под плетнями сиротами,

А я здесь уж сгину.

Там найдете сердце друга,

Оно не лукаво,

Чистую найдете правду,

А может, и славу...

Привечай же, мать-отчизна,

Моя Украина,

Моих деток неразумных,

Как родного сына!

Ведущий 2: На Украине появление «Кобзаря» произвело потрясающее впечатление. Его выучивали наизусть, над ним плакали, его хранили в сундуках. Петербург заговорил о новом «мужицком» поэте, а критики упрекали, что Т.Г. Шевченко пишет на украинском языке. Но для Шевченко его поэтический путь был ясен. «Пускай я буду мужицкий поэт, лишь бы только поэт...» - так писал он одному из своих друзей.

Ведущий 1: Летом 1843 года сбылась, наконец, мечта Тараса. Он вернулся к себе на Украину прославленным поэтом и художником. Он был тепло встречен земляками.Его беспрестанно приглашали к себе в гости помещики-либералы. Его принимали охотно, но давали временами почувствовать, что он бывший холоп и ему не по плечу равняться с дворянством.

Из барских домов Шевченко уходил в убогие хаты крестьян, выслушивал рассказы об их тяжелой жизни. Он был кость от кости этих холопов, он был поэтом бедняцкой Украины. Ненависть к помещикам, к панам, независимо от того, кто они были - украинцы, поляки или русские, - вошла с тех пор в его сердце и крепла с каждым годом. Накопленные впечатления с особой силой выражены в поэме «Сон», которую Шевченко написал, вернувшись в 1844 году в Петербург.

Чтец 3:

У всякого своя доля

И свой путь широкий:

Этот строит, тот ломает,

Этот жадным оком

Высматривает повсюду

Землю, чтобы силой

Заграбастать и с собою

Утащить в могилу.

Третий в карты, словно липку,

Обдирает свата,

Тот тихонько в уголочке

Точит нож на брата.

А тот, тихонький да трезвый,

Богобоязливый,

Как кошечка подкрадется,

Выждет несчастливый

День для вас, да как запустит

Когтища в печенку, -

Не разжалобят злодея

И слезы ребенка!

А тот, щедрый, храмы строит.

Тысяч не жалеет,

А уж родину так любит,

Так душой болеет

За нее, так из сердешной

Кровь, что воду, точит!..

Молчат люди, как ягнята,

Вытаращив очи!

Пускай: «Может, так и надо?» -

Скажет люд убогий.

Так и надо! Потому что

Нет на небе бога!

Под ярмом вы падаете,

Ждете, умирая,

Райских радостей за гробом. -

Нет за гробом рая!

Образумьтесь! Поглядите:

Все на этом свете -

И нищие и царята -

Адамовы дети!

Ведущий 2: В 1845 году Шевченко, закончив Академию художеств со званием «неклассного художника», отправился на Украину вторично и уже надолго. По поручению Киевской археогеографической комиссии он объездил Киевскую, Полтавскую и Волынскую губернии, зарисовывая исторические памятники и пейзажи. Он собирался окончательно осесть в Киеве и получить место преподавателя рисования в Киевском университете.

Во время поездок Шевченко видел жизнь по-прежнему угнетенного рабской зависимостью крестьянства. Стихи, написанные в эти годы на Украине, все более открыто клеймят крепостнический строй, поэт со всей страстностью говорит об ужасе народного бесправия. Веря в силу и волю народа, который не раз на протяжении истории восставал против своих угнетателей, Т.Г. Шевченко в своем замечательном стихотворении «Завещание» призывал народ к восстанию.

Чтец 4:

Как умру, похороните

На Украйне милой,

Посреди широкой степи

Выройте могилу,

Чтоб лежать мне на кургане,

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый Днепр под кручей.

И когда с полей Украйны

Кровь врагов постылых

Понесет он... вот тогда я

Встану из могилы -

Подымусь я и достигну

Божьего порога,

Помолюся... А покуда

Я не знаю бога.

Схороните и вставайте,

Цепи разорвите,

Злою вражескою кровью

Волю окропите.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте - помяните

Добрым, тихим словом.

Ведущий 1: «За сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений» Шевченко в 1847 году был арестован и сослан рядовым солдатом в далекий Оренбургский корпус «с правом выслуги», то есть на неопределенное время, почти на пожизненную каторгу... На приговоре Николай І собственноручно написал: «Под строжайший присмотр, с запрещением писать и рисовать». Это была гражданская смерть для Шевченко. Художнику связали руки, поэту заткнули рот и бросили в каторжную жизнь захолустного гарнизона.

9 июня 1847 года Шевченко был направлен к начальнику 23-й дивизии для зачисления в пятый батальон, расположенный в Орске. Здесь началась жизнь рядового Тараса Шевченко.

Чтец 5:

Сам удивляюсь. Кто ответит, -

Что делать мне, с чего начать?

Людей и долю проклинать

Напрасно. Но как жить на свете

В цепях, в далекой стороне?

Вот если перегрызть бы мне

По силам было цепи эти, -

Грыз понемногу б... Так не те,

Не те их кузнецы ковали,

Не так железо закаляли,

Чтоб перегрызть их. Горе нам,

Невольникам и сиротам,

В степи бескрайней за Уралом!

Ведущий 2: С начала 1848 года группа офицеров генерального штаба во главе с А.И. Бутаковым предприняла научную экспедицию по изучению Аральского моря. В задачу экспедиции входило исследование особенностей Аральского моря, флоры и фауны его берегов, метеорологические и астрономические наблюдения. Тарас Шевченко был зачислен в состав экспедиции художником.

Вместе с экспедицией Бутакова он пересек территории нынешних Актюбинской и Кзыл-Ординской областей на верблюдах и пешком. И, конечно, на этом пути видел многое...

Ведущий 1: Степь без конца и края... Проживший год «среди отчаяния, сивухи, безвестности... в Орске», Тарас был рад своему невольному путешествию по неведомым просторам земли казахской. Вероятно Шевченко с интересом встречался с каждым населенным пунктом.

Вот Иргиз. В нем бывали многие известные путешественники. Когда-то самый удобный караванный путь из России в Бухару и Хиву проходил именно через эти места.

В своей повести «Близнецы» Тарас Григорьевич очень проникновенно и точно описывает первое впечатление, когда летом 1848 года его взору открылся Иргиз-кала:

«Никогда не забуду того грустного впечатления, какое произвел на меня вид этого укрепления. Верст за пятнадцать мы увидели на возвышенности кучу чего-то неопределенного, и на спрос наш у вожака, что это такое, он нам ответил: «Иргиз-кала».

Мы подошли на такое расстояние, что можно было ясно различать предметы. Представьте себе на сером фоне кучу серых мазанок с камышовыми кровлями, обнесенную земляным валом. Это было первое мною виденное степное укрепление, поразившее меня так неприятно своею грустною наружностью. И действительно, оно издали больше похоже на загоны или кошары, чем на жилища людей».

Вот такое грустное впечатление произвел на великого украинского поэта форт, воздвигнутый к югу от Актюбинска.

Ведущий 2: Далее Карабутак. Сегодня школа районного центра носит имя великого украинского поэта. В центре поселка - памятник Т.Г. Шевченко. Есть и мемориальная доска с надписью: «В мае 1848 года в Карабутаке находился ссыльный Т.Г. Шевченко - великий украинский поэт-демократ». До сих пор сохранился рисунок Шевченко, на котором изображен форпост Карабутак. До наших дней от этого укрепления дожили одни развалины. В Карабутаке до сих пор ходят о Тарасе Шевченко легенды. Недалеко от поселка стоит скала. На ней растет одинокая береза. Старожилы утверждают, что посадил ее сам Тарас Григорьевич.

В повести «Близнецы» Тарас Шевченко пишет: «Мы остановились на речке Карабутаке, вблизи воздвигавшегося в то время форта. Здесь у нас была дневка. И как с нами следовал священник, то на другой день был пет молебен и освящено место для форта..».

Ведущий 1: Молодой город горняков Хромтау. Здесь вспоминаются пророческие слова Великого Кобзаря о том, что «все это пространство усыпано кварцем. Отчего никому в голову не придет на берегах этих речек поискать золота? Может быть и в киргизской степи возник бы новый Сан-Франциско. Почем знать?»

Очень поэтично и сердечно описал Шевченко свою встречу со священным деревом («жангыз агач»), сохранившемся и поныне: «В половине перехода я заметил: люди начали отделяться от транспорта, кто на коне, а кто пешком. И все в одном направлении. Я спросил о причине ехавшего около меня башкирского тюря, и он сказал мне, указывая нагайкой на темную точку: «Мана аулья агач» (здесь святое дерево). ... Как? В этой мертвой пустыне дерево? И уж, конечно, коли оно существует, так должно быть святое. За толпою любопытных и я пустил своего воронка. Действительно, верстах в двух от дороги, в ложбине, зеленело тополевое старое дерево... Вокруг дерева и на ветках его навешаны набожными киргизами кусочки разноцветных материй, ленточки...

Я последний уехал от дерева и долго еще оглядывался, как бы не веря виденному мною чуду. Я оглянулся еще раз и остановил коня, чтобы в последний раз полюбоваться на боготворенного зеленого великана пустыни. Подул легкий ветерок, и великан приветливо кивнул мне своей кудрявой головою. А я, в забытьи, как бы живому существу проговорил: «Прощай» - и тихо поехал за скрывшимся в пыли транспортом».

Эта встреча со священным деревом и затем пожар в степи навели поэта на мысль написать акварельные картины «Жангыз-агач» и «Пожар в степи», а также замечательное стихотворение «Топор был за дверью у господа бога».

Чтец 6:

Топор был за дверью у господа бога.

(А бог тогда с Петром ходил

И чудеса везде творил.)

Беды-кары строгой

Кайсак не предвидел,

Топор он похитил

У господа бога

И решил в дуброве

Дровец заготовить;

Наметил дерево - и тюк!

Как вырвется топор из рук -

И страх и горе: косовица

Тут началася, и валиться

Деревья разные пошли,

Дубы столетние легли,

Как травы под косой; а пламя

И дым закрыли облаками

Святое солнце от земли -

И стала тьма, и от Урала

И до Тингиза, до Арала

Кипела в берегах вода.

Пылают села, города,

Рыдают люди, звери воют,

Спешит укрыться все живое

В снега сибирские. Семь лет

Косьба господня бушевала,

Пожарище не угасало

И мерк от дыма божий свет.

...............................................

Чтец 7:

В воскресный день восьмого лета

Над степью в дальней дали этой

Святое солнышко взошло,

Все в белом, как дитя, одето.

Где город был или село -

Теперь их и в помине нету,

И пепел ветром разнесло,

Пустыня, как цыган, чернела;

Но, колыхаясь, зеленело

В пустыне дерево одно.

И краснеет средь пустыни

На обожженной красной глине

Колючий всяческий сорняк,

Да кое-где ковыль с осокой

Чернеют в рытвине глубокой,

Да дикий изредка кайсак

Проедет в гору на убогом,

Измученном верблюде тут.

И сразу чудеса пойдут:

Заговорит пустыня с богом,

Верблюд заплачет, а кайсак

Нахмурится и грустно взглянет

На степь и на Карабутак.

Сингичагач кайсак помянет,

Тихонько спустится с горы

И сгинет в глиняной пустыне...

Чтец 8:

Лишь одинокое в долине,

В степи, при дороге,

Дерево стоит большое,

Позабыто богом,

И топором не тронуто,

И божьим пожаром,

И шепчется с долиною

О времени старом.

И кайсаки почитают

Дерево святое,

Любоваться приезжают

Зеленой листвою

И молятся под деревом,

Его умоляя,

Чтобы поросли пустило

В их убогом крае.

Ведущий 2: Священное дерево, воспетое, описанное и нарисованное великим украинским поэтом, находится в долине реки Орь, в стороне от дороги, что идет от города Хромтау на Карабутак. Ему более двух веков. К 150-летию великого кобзаря школьники Хромтау посадили вокруг «жалгыз-агача» новые деревья. Сегодня «жалгыз-агач» превращается в большой сад дружбы, как светлая память о великом поэте.

Ведущий 1: Далее путь экспедиции лежал через пески пустыни Кара-Кумы к укреплению Раим Кызыл-Ординской области. По прибытии на берег Аральского моря, в течение месяца шхуна «Константин», которую везли с собой в разобранном виде, была собрана и 25 июля экспедиция вышла в море.

Участие в Аральской экспедиции на время дало возможность поэту забыться, почувствовать себя свободным человеком. На шхуне «Константин» он жил в одной каюте с офицерами. Но после летних работ настала тяжелая зимовка в Кос-Арале, и Тарас Григорьевич, мучимый цингой и бессонницей, вновь почувствовал безысходную тоску и одиночество.

Ведущий 2: (Тихо начинает звучать песня на слова Т. Шевченко «По діброві вітер вие» (стихотв)

«Туманная луна подымалась над Голодной степью, - там лежали неведомые страны, откуда Сырдарья несла мутную и мертвую воду.

Шевченко выходил по ночам на палубу и тихо, чтобы не слышал капитан, пел любимые украинские песни, - томился, вспоминая об Украине...

Трещали камыши, холодная ночь простиралась над миром, и одиночество камнем лежало на сердце. Иногда в такие ночи великий поэт и замуштрованный солдат, преждевременно состарившийся от каторжной муки, плакал, сидя на палубе шхуны, и вытирал глаза рукавом колючей шинели. Плакал о своей недоле, милых друзьях, о заброшенности и бесполезности среди окружающих его равнодушных, казенных людей».

(После слов ведущего звук добавляется, песня звучит до конца.)

Чтец 9:

Готово! Парус распустили;

Баркас с байдарой заскользили

Меж камышами в Сырдарью,

Плывут по голубой дороге.

Прощай же, Кос-Арал убогий!

Два года злую грусть мою

Ты все же развлекал умело.

Спасибо! Сам себя хвали,

Что люди и тебя нашли

И знали, что с тобою сделать.

Прощай мой друг! Твоей земли

Не славлю я, не проклинаю.

Быть может, вновь тоску узнаю,

Изведанную в этом крае,

Но от него уже вдали.

Ведущий 1: 6 ноября 1849 года экспедиция вернулась в Оренбург. После экспедиции, Шевченко имел все основания рассчитывать на ближайшее улучшение своего положения. Но, после многих проволочек, 30 июня 1850 года, из Петербурга пришло предписание «освободить рядового Шевченко из-под ареста, перевести на службу под строгий надзор ротного командира, в одну из рот 1-го оренбургского батальона, расположенного на Каспийском море в Новопетровском укреплении».

Новопетровское укрепление, находившееся на полуострове Мангышлак, входило в те времена в состав Оренбургского края. Там помещался гарнизон, состоявший из двух рот первого линейного батальона; зачисленный в роту Тарас Шевченко был поселен в казармах и снова очутился на положении рядового.

Новопетровское укрепление, где Т.Г. Шевченко провел в солдатчине 7 лет, было переименовано в Форт Шевченко (ныне Актау). Здесь открыт мемориальный музей; имя Шевченко присвоено республиканской государственной галерее. Бережно сохранили жители Мангышлака дерево, которое посадил и вырастил Т.Г. Шевченко из прута вербы в память о забитом тем прутом солдате. Так выросло на крови солдатской да на его обильных слезах дерево в Закаспийской земле.

Ведущий 2: Как художник и человек высокой духовной культуры Тарас Григорьевич пристально интересовался окружающей его природой и неповторимым пейзажем бескрайней степи.

... Шевченко не только наблюдал злую судьбу казахов, их жизнь, их национальный быт. Он запечатлевал степь и ее обитателей как поэт и художник-живописец. Сын угнетенной Украины, сосланный на древнюю землю казахов, живший среди них целое десятилетие, он терзался их горем, горем обездоленных, гонимых...

Т.Г. Шевченко находит в казахском народе высокие человеческие качества: трудолюбие, красоту, поэтичность, простоту. Сам любя красоту, поэт старался показать красивое во всем самом обыкновенном и будничном, и в его картинах, изображающих бытовые сцены из жизни казахов, с большой любовью передается своеобразная красота и душевная теплота степных тружеников. Шевченко очень любил казахских детей, которым посвятил серию картин. Передавая прелесть и непосредственность детей казахской бедноты, сочувствовал их суровому детству, которое напоминало ему свое безрадостное детство.

Признательной любовью ответил казахский народ великому Кобзарю за это теплое, сердечное участие в его судьбе. В народе слагались предания о добром, правдивом, как «таразы - весы», справедливом акыне Таразы, о «добром русском человеке, который заступался за народ, за что царь отдал его в солдаты».

Шевченковские места в Казахстане охраняются с трепетной любовью. Известные казахские поэты и писатели посвятили великому украинскому Кобзарю, немало произведений. Это - стихи и поэмы Джамбула Джабаева, Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова, Абдильды Тажибаева. Многократно издавались стихи Тараса Шевченко в переводе на казахский язык.

Чтец 10:

Слушал я звонкий запев соловьиный,

Слушал я песни твои, Украина.

В степи летели они по утрам,

Плыли, как лебеди, по водам Днепра.

Песни твои, мой любимый Тарас,

Вместе с народом я слушал не раз;

Горы склонялись и степи внимали

Голосу гнева, страданий, печали.

Черное время тебя истерзало,

Песни железным арканом связало,

Руки твои в кандалы заковало,

В клетке холодной мечты схоронило,

С родиной милой тебя разлучило,

Счастье непознанное отравило.

..............................................................

Жажду ты в пламенном сердце носил.

Вместе с тобою, товарищ желанный,

С песнею острой, как меч восьмигранный,

Старый Джамбул свою месть проносил.

Старый Джамбул, не пугаясь, разил

Баев и ханов, князей и царей,

Наших, Тарас, вековых палачей.

В степи казахов, в неведомы дали

Песню твою под штыками пригнали.

Светлую песню твою, Украина,

Смелую песню любимого сына.

(Джамбул Джабаев «Тарас»)

Ведущий 1: После смерти Николая І Шевченко в итоге длительных и упорных хлопот петербургских друзей, 2 августа 1857 года, получает официальное освобождение, но ему запрещен въезд в обе столицы - Петербург и Москву. Поэтому он поселился в Нижнем Новгороде, где и прожил всю зиму.

В марте 1858 года пришло из Петербурга известие о том, что Шевченко разрешено жить в столице.

Ссылка кончилась. Петербург радостно встретил поэта.

Ведущий 2: Шевченко возобновляет свои занятия в Академии художеств, создает ряд талантливых портретов. В 1860 году Совет Академии присвоил ему звание академика по классу гравюры.

Последний период жизни и творчества поэта (1858-1861) короток по времени, но весьма насыщен творчески. По возвращении в Петербург Шевченко начал хлопоты об издании своих стихов. В 1860 году выходит новое издание его «Кобзаря».

Жизнь Кобзаря по-прежнему проходит в сложнейших условиях. За ним установлен неослабный полицейский надзор, летом 1859 года его арестовывают во время третьей и последней поездки по Украине... С трудом поэту удалось добиться освобождения.

И несмотря на это, еще острее, еще резче звучит его поэзия, гневное, обличающее крепостников, «царей и царят» слово.

Измученный лишениями ссылки, тюрьмами и солдатчиной, поэт задумал поселиться на Украине, среди той природы, которую так любил и так воспевал. Но из этих планов ничего не вышло. Его сразила тяжелая болезнь (водянка). Утром 10 марта 1861 года Шевченко умер. Ему было всего сорок семь лет.

Ведущий 1: Не сразу исполнилось желание поэта быть похороненным на Украине. Похороны прошли на Смоленском кладбище в Петербурге.

Через сорок дней было получено разрешение перевезти тело поэта на Украину. На том месте, где Шевченко мечтал поселиться, высоко над Днепром, неподалеку от города Канева, схоронили народного певца.

(Звучит песня на слова Т. Шевченко «Витре буйный»)

Ведущий 2: Трагическая судьба Шевченко настолько необычна, что даже мало сопоставима с судьбами других национальных поэтов. Сорок семь лет жизни, - но какой?

24 года крепостной неволи, 10 лет солдатчины, 13 лет каторжного труда с постоянной угрозой ареста - вот этапы его трагической биографии. Шевченко довелось исполнить предвидения собственной юности:

Без малодушной укоризны,

Пройти мытарства трудной жизни,

Измерить пропасти страстей,

Понять на деле жизнь людей,

Прочесть все черные страницы,

Все беззаконные дела...

И сохранить полет орла

И сердце чистой голубицы!

(Отрывок из поэмы «Тризна»)

Ведущий 1: Его не сломили ни нищета, ни десятилетняя солдатчина. Где бы он ни был - в отдаленной ли Орской крепости, пустынном Кос-Арале, в Новопетровском укреплении, или в Петербурге, он всегда сердцем устремлялся на родину, к своему угнетенному народу.

Он стал великим поэтом, прекрасным живописцем, скульптором, музыкантом, певцом, драматургом, актером, знатоком театра. Его вольное слово звучало по всей Украине, его стихи нередко читались шепотом, но этот шепот гремел в сердцах его земляков, как набатный колокол, ибо в них он пел не только о красотах родной земли, но и о тяготах положения, в котором находились его земляки - крепостные крестьяне.

Произведения Шевченко по сей день любимы. Они переведены на многие языки как в нашей стране, так и за рубежом.

До сих пор - Шевченко самый известный украинский поэт в мире.

Ведущий 2: «Любой стране, любой нации нет славы большей, как создавать нечто для всего человечества. Благодаря Шевченко сокровища украинской души, словно полноводная река, влились в общий поток человеческой культуры, волнами плывущей навстречу светлому будущему».

Эти слова принадлежат А. Луначарскому, и они прекрасно передают смысл человеческого и творческого подвига Кобзаря.


Список использованной литературы:

1. Сатаев Амантай. «Прощупав землю ногами...»: По местам Т.Г. Шевченко в Актюбинской области// ж/л «Простор» № 8, 1989 г.

2. Базыгина Татьяна. «Шевченко воспел Карабутак». газ.ст.

3. Родная литература: Учебник-хрестоматия для 7 кл. сред. школы/ Сост. М.А. Снежневская и др. - М.: Просвещение, 1989.

4. Приходько Вл. «... И поэтому он не умрет»: К 150-летию со дня рождения. ж/л ст.

5. Шевченко Т.Г. Кобзарь: Пер. с укр./ Предисл. Л.Н. Новиченко. - К: Дніпро, 1983.

6. Шевченко Т.Г. Стихотворения: Пер. с укр./ Сост., вступит.ст. и коммент. Н.С. Надъярных - М: Дет. лит., 1985 - (Школьная библиотека).

7. Шевченко Т.Г. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1: Стихотворения и поэмы (1837-1847)/ Под ред. А. Дейча, М. Рыльского, Н. Ушакова. Вступит. ст. А. Белецкого, А. Дейча - М: Госиздат Художественной литературы, 1955.

8. Драч Иван. Воспетая Кобзарем. Тарас Шевченко: поэзия братства/ ж/л «Библиотекарь» № 3, 1984.

9. «О край мой милый! Моя судьбина!». Календарь памятных дат: 175 лет со дня рождения Т.Г. Шевченко / ж/л «Библиотекарь» № 2, 1989.

10. Джабаев Джамбул. Избранные произведения. - А: Жазушы, 1981.










© 2010-2022