• Преподавателю
  • Другое
  • Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально – бытовой ориентировки

Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально – бытовой ориентировки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально – бытовой ориентировкиФормирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально – бытовой ориентировкиФормирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально – бытовой ориентировкиФормирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально – бытовой ориентировкиФормирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально – бытовой ориентировкиФормирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках социально - бытовой ориентировки

Слайд 2Через активную организацию жизни в школе ученик

придет к умению войти в жизнь.

Л.С. Выготский

Современная образовательная политика в РФ требует от педагога нового качества образования. Разработан проект Концепции СФГОС для детей с ОВЗ. В соответствии с возможностями детей в данном проекте выделяются три уровня образования. Впервые для каждого уровня образования условно выделяются и чётко рассматриваются два взаимодействующих компонента: «академической» и «жизненной» компетенции. Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся школ VIII вида.

Социально-бытовая адаптация и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность такого ребенка сформируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено рядом причин. Учащиеся:

  • не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

  • у них не хватает самостоятельности;

  • низкий уровень знаний об окружающей среде;

  • специфические потребности в общении;

  • не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;

  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

  • неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

  • несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности;

  • неструктурированное восприятие социального мира;

  • завышенная самооценка.

Вся учебно-воспитательная деятельность в школе в первую очередь направлена на формирование жизненной компетенции воспитанников, т. е. готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка.

Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера.

Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, но, к сожалению, семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример. Поэтому роль школы в организации системы социально-бытовой адаптации и ориентации детей с ограниченными возможностями развития крайне велика.

Изучение СБО начинается с 5 класса. Программа СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

Слайд 3В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны новые направления формирования жизненной компетентности учащихся в условиях школы-интерната.

Формирование жизненных компетенций в условиях школы - интерната:

  • знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);

  • умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений

(торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);

  • экономико-бытовые умения;

  • умение организовывать свой досуг;

  • умение общения;

  • представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;

  • эмоционально-положительное отношение к окружающим,

развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности.

Слайд 4Одним научением, подражанием и повторением социально-бытовая адаптация, у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Реализацию этих методов я осуществляю через:

  • демонстрацию и активные действия с демонстрируемым объектом;

  • использование проблемных ситуаций;

  • экскурсии;

  • моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые игры;

  • практическую деятельность.

Слайд 5Сюжетно - ролевые игры

Сюжетно-ролевую игру применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого-либо материала.

Слайд 7

Слайд 6Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, продажа билетов в кассе ж/д вокзала, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обучающиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников.

Слайд 8Например, при изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д. Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу.

Слайд 10

Слайд 9В старших классах больше внимания уделяется деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывает учитель. Например, изучая раздел «Домашняя экономика» разыгрывается деловая игра «Семейный бюджет» собирается семейный совет, распределяются роли членов семьи, подсчитываются доходы, обозначаются обязательные и текущие расходы. Каждый «член семьи» старается убедительно высказать и отстоять свою позицию. При изучении раздела «Трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом для учащихся. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенности у учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

Разработала систему игр и считаю проведение их целесообразно для закрепления знаний по той или иной теме.

Результатом проведения таких игр является то, что учащиеся:

  • не боятся общения с работниками различных предприятий;

  • уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения с взрослыми и сверстниками;

  • получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей.

Слайд 11Экскурсии

Значительное место в обучении социально-бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на автостанцию, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др.

Экскурсии носят не только познавательный характер. Стараюсь строить их таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

Результатом проведения экскурсий является то, что учащиеся:

  • овладевают навыками делового общения;

  • получают знания о профессиях, значении труда в жизни;

  • не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;

  • умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях;

  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

  • вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.

Слайд 12Практическая деятельность

Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются следующие задачи:

  • воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • формирование бережного отношения к предлагаемым материалам;

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности.

Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни.

Слайд 13Опыт показал, что старшеклассники коррекционных школ не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую-либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти оптимальный путь овладения этими навыками. За годы своей работы пришла к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или план действия (технологическую карту).

При составлении деловых бумаг или заполнении различных квитанций, тоже составляем схему действия. Например: при изучении темы «Средства связи» в 6 классе учимся писать адрес на конверте. Выясняем, какие сведения нужно знать, чтобы правильно написать адрес. Затем составляем схему последовательности написания адреса:

ОТ КОГО: ФИО

ОТКУДА: УЛИЦА, ДОМ №, КВ., ГОРОД, ОБЛАСТЬ

ИНДЕКС

КОМУ: ФИО

КУДА: УЛИЦА, ДОМ №, КВ., ГОРОД, ОБЛАСТЬ

ИНДЕКС

Только после этого начинаем писать адрес на конверте.

Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально-бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.

Результатом использования практических упражнений является то, что учащиеся:

  • становятся более терпеливыми, выполняют работу до конца;

  • с введением технологических карт возникает меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;

  • появляется заинтересованность, учащиеся всегда интересуются, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую.

Беседа

Слайд 14Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным дидактическим материалом, компьютерными презентациями, таблицами, памятками.

Обязательно использую коррекционно-развивающие упражнения, без которых очень трудно выработать какой-либо навык у наших учащихся.

Результатом использования данных заданий является то, что учащиеся:

  • лучше усваивают материал;

  • повысился уровень усвоения учащимися социально-бытовых знаний;

  • расширился круг представлений об основных нуждах человека.

Таким образом, работа, проводимая по формированию жизненных компетенций у детей с ОВЗ на уроках СБО, позволяет сделать следующий вывод: дети становятся более самостоятельными в принятии решений, в оценке бытовых ситуаций. У учащихся расширяются представления о правилах поведения в общественных местах, о разнообразии продуктов питания, об особенностях пользования услугами различных учреждений сферы обслуживания и т.д. Отмечается положительная динамика в развитии навыков ориентирования в социально-бытовых ситуациях. В действиях детей проявляется самостоятельность и целенаправленность.


© 2010-2022