- Преподавателю
- Другое
- ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКА ШКИД
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКА ШКИД
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баудинова Ф.С. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа деятельности детского общественного объединения
"Республика ШКИД"
Баудинова Фатима Сайдиевна старшая вожатая
Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.
А.С.Макаренко
Пояснительная записка
Процесс воспитания - одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.
Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.
Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МОУ СОШ №14, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.
Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время. Исследования показали, что растет количество детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью.
Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого - либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление. Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить затруднения в организации воспитательного процесса.
Таким образом, мы выделили следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:
-
неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
-
формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
-
недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
-
необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
-
дефицит социально-значимых дел, однообразие школьных дел.
Для решения этой проблемы разработана данная программа.
Программа «Республика ШКИД» ориентирована на детей в возрасте 7-14лет и проходит под девизом «За Родину, добро и справедливость!». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.
Ориентиром в создании данной программы послужили направления программы СПО - ФДО «Игра - дело серьёзное»:
-
«Игра как условие создания детских разновозрастных объединений».
-
«Игра в школе».
-
«Игры, конкурсы, состязания».
-
«Настольная, семейная игра».
При планировании использовались воспитательные программы, по которым работает школа: «Одарённые дети», «Патриот», «Формирование здорового образа жизни» и «Подросток».
Цель программы: создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.
Задачи:
-
содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
-
способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
-
выявить и развить лидерско - организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
-
обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
-
повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.
Программа строится на основе следующих принципов:
-
равенство всех участников;
-
добровольное привлечение к процессу деятельности;
-
чередование коллективной и индивидуальной работы;
-
свободный выбор вида деятельности;
-
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
-
развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».
Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье - всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10-11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 - 13 лет - это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.
Реализация программы проходит через игру «Планета Детства», разработанную на основе программы СПО-ФДО «Игра - дело серьёзное».
Игра для детей - это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.
Основные формы работы в рамках программы «Республика ШКИД» - акции, торжественное посвящение в ШКИДовцы, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Программа «Республика ШКИД» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по пяти направлениям:
-
спортивно-оздоровительному,
-
гражданско-патриотическому,
-
социальному,
-
«Общение и досуг»,
-
образовательному (школа актива ).
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 7 до 14 лет. Срок реализации программы - 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива , что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в классных коллективах, но и на различных общешкольных и районных мероприятиях.
Формы подведения итогов:
1. Проведение мониторинга
№
Аспекты изучения
Используемая методика
1
Сформированность познавательной и творческой активности.
Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».
2
Уровень развития самоуправления в детском коллективе.
Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».
3
Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива.
А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».
4
Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.
Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».
5
Выявление мотивов детей в деятельности.
Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».
2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты - концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива , итоговый Сбор в конце года.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
-
Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
-
Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
-
Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
-
Овладение методикой КТД.
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «Республика ШКИД».
Условия реализации программы:
-
Наличие материально-технической базы: пионерская комната, спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
-
Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
-
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, библиотекарь, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Республика ШКИД».
Содержание программы.
Содержание программы «Республика ШКИД» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: образовательному, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному, «Общение и досуг».
1. Образовательное направление - школа актива. Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Задачи направления:
-
формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
-
учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
-
способствовать развитию коллектива.
2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье - это здорово!
Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное направление программы - одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания.
Задачи направления:
-
укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
-
учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
-
способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
-
развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.
3. Гражданско-патриотическое направление «Мы - патриоты Родины!»
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и желание принимать активное участие в жизни посёлка, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах.
Задачи направления:
-
способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
-
создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
-
развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.
4. Социальное направление «Добро есть жизнь!»
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь ( пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи направления:
-
развивать детскую инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
-
продолжить оказание адресной помощи инвалидам детства (Чергесбиев Асламбек) и ветераны ВОВ и труда;
-
оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
-
способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек - человек»: образование, воспитание, медицина.
5. Направление «Общение и досуг» - «Каждое дело творчески - а иначе зачем?»
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях является одной из основных черт ребёнка 7-14 лет. Поэтому данное направление - необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.
Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
Задачи направления:
-
способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
-
привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
-
помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
-
способствовать становлению и развитию коллектива.
Особенность программы «Республика ШКИД» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста «Высоты».
Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» - это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике.
Главная ценность в «высотах» - мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «Республика ШКИД» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе Устава школы и Устава детского объединения , где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует со всеми учащимися, Советом старшеклассников, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, работу с подшефными и соревнования, соцопросы и КТД.