- Преподавателю
- Другое
- «Методические принципы современного урока»
«Методические принципы современного урока»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Маршалова С.И. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Методические принципы современного урока».
Современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок - целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
-
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
-
Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
-
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
-
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
-
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
-
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
Схема урока
Традиционный урок
Инновационный урок
-
Оргмомент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
-
Мобилизующий этап.
-
Самоопределение учащихся на основе антиципации.
-
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
-
Закрепление нового материала.
-
Рефлексия.
В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.
В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения изобразительному искусству (автор - Бакулина Галина Александровна, доктор педагогических наук). Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровье сберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.
Принципы методики субъективизации:
-
Ученик - равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.
-
Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.
-
Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.
Также изменяются и требования к учителю:
-
Четко и точно формулирует задания.
-
Не дает новые знания ученикам в готовом виде.
-
Не повторяет задание два раза.
-
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
-
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
-
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
-
Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию делая зарисовки; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное - творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность - одно из требований к хорошему уроку.