Учебная программа театральной студии Росток

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительногообразования детей города Оби

«Городской Центр дополнительного образования детей»





Рекомендовано

Педагогическим советом

Протокол №______от

«____»____________2015г.

Утверждена

Директором МБОУ ДОД ГЦДОД

_____________Л.И. Новоселова

приказ № _____от

«____»_________________2015 г.





Дополнительная

общеразвивающая программа



«Театральная студия «Росток»»

Направленность: художественная



Возраст учащихся: 9-13лет

Срок реализации: 1 год.





Составитель:

Бондарева Галина Георгиевна

педагог дополнительного образования




г. Обь

2015 год





  1. Пояснительная записка

Младший и средний школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного детства. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели - развития личности учащегося.

Все дети - творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие - к конструированию, третьи - к сочинительству, а четвёртые - ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят детский театр.

Театр - искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в детском театре жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

1.Основные характеристики программы:

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Основное направление программы театральное искусство.

. Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психо-физического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр - это не только вид искусства, но и сокровища мировой культуры, область знания мирового значения. И чем раньше мы к ним приобщим ребят, тем лучше.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

1.2. Актуальность программы заключается в том, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

1.3. Отличительные особенности программы в зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или

частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах драматического искусства, общие сведения о театре. Практические работывключают в себя репетиции и показ отработанного материала.. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный миртеатра, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

1.4. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

1.5. Цель программы создать условия для творческого развития ребенка в детском театральном коллективе (от его организации до театральных постановок); гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; нравственное становление

1.6. Задачи:

Развивающие:



  • обеспечить необходимые условия для личностного творческого развития детей;

  • развивать интерес к сценическому искусству;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

  • снимать зажатость и скованность;

  • активизировать познавательный интерес;

  • Воспитательные:



  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

  • Обучающие:

развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

  • развивать чувство ритма и координацию движения;

  • развивать речевое дыхание и артикуляцию;

  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

  • пополнять словарный запас;

  • учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

  • научиться пользоваться словами выражающими основные чувства;

  • знакомить детей с театральной терминологией;

  • знакомить детей с видами театрального искусства;

  • знакомить с устройством зрительного зала и сцены;

воспитывать культуру поведения в театре

1.7. Возраст обучающихся, которым адресована программа

Программа предназначена для детей 8 -14 возраста, количество обучающихся в группе - 15 человек.

1.8. Формы занятий:

Основной формой работы являются групповые занятия.

2. Объем программы:

2.1. Объем программы - 320ч.

2.2. Срок реализации программы:

Программа рассчитана на реализацию в течение 1год

4 часа в неделю - 128 ч.;

2.3. Режим занятий:

год обучения - 2 раза в неделю по 2 академических часа;

3. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народов России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувств ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вер, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1). умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соглашения позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляции своей деятельности; владение устной и писменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  • достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;

  • воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;

овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке

3.2. Способы и формы проверки результатов.

Результатом работы студии является полученный детьми определенный объем знаний, умений и навыков. Контроль проводится в форме выступления на концертах, мероприятиях. Результатом работы могут являться полученные грамоты, благодарности и т.д. Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников детского театра, их родителей, а также зрителей.



















II. Содержание программы.

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Знакомство с коллективом

4

2

2

1.1.

Вводное занятие.

4

2

2

2

- Беседа о театре.

18

13

5

2.1.

Виды театрального искусства

6

4

2

2.2.

Театр снаружи и изнутри.

8

7

1

2.3.

Культура зрителя.

4

2

2

3

От этюда к спектаклю.

32

10

10

3.1.

Ознакомление с основами этюда.

6

2

4

3.2.

Этюды с предметами.

4

2

2

3.3.

Этюды на предполагаемые обстоятельства

10

2

8

3.4.

Массовые этюды.

12

2

4

4

Сценическая речь

12

4.1.

Упражнения на развитие дыхания

4

1

3

4.2.

Игры со словами

8

1

7

5

Работа над репертуаром

74

5.1.

Выбор пьесы или инсценировка

8

1

7

5.2.

Знакомство с пьесой.

6

1

5

5.3.

репетиции

52

2

50

5.4.

Монтировочная репетиция.

6

1

5

5.5.

показ

2

-

2



  1. Содержание тем программ

Раздел 1. Знакомство с коллективом

Тема 1.1. вводное занятие

Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе.

Практическая работа: игры на знакомство.

Раздел 2. - Беседа о театре.

. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов

Практическая работа:

Посещение репетиции спектакля в ДК.

Раздел 3. От этюда к спектаклю.

Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.

Практическая работа: создание этюдов.

Раздел 4. Сценическая речь .

Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел 5. Работа над репертуаром .

Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпо ритма спектакля.

Практическая работа: постановка спектакля.

3. Организационно - педагогические условия и формы аттестации

3.1. Обеспечение учебным помещением.

Для реализации программы необходим зал, оснащенный сценой, соответствующей санитарным нормам и оформленной соответственно программе.

3.2. Средства обучения.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Сборники пьесс;

  • Методические таблицы;

  • Фонограммы;


3.2. Условия реализации программы

В работе с обучающимися при реализации данной программы необходимы:

- учебный кабинет.

-компьютер (полная комплектация);

Материалы и техническая база:

  • музыкальный центр;

  • компьютер, принтер;

  • Микшер, микрофон и т.д.;

  • аппаратура для записи,

  • бутафория ,театральные костюмы











3.3. Список литературы

Используемая литература:



  1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

  2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003

  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011

  6. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен - М. АСТ; СПб: Сова, 2010

  7. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции - М., 2003

  8. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002

  9. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986

  10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил..

  11. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001.

  12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М. 198


© 2010-2022