Урок-деловая игра на тему Деньги

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по предмету «Экономика отрасли»

Профессия - «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

Провел и подготовил преподаватель Окишева Ольга Владимировна

Раздел - Деньги и денежное обращение.

Тема урока - Деньги.

Цели урока:

Обучающие: Изучить историю возникновения денег, функции денег.

Развивающие: Развивать способность быстро реагировать, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные ранее знания к данной теме урока, формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;

Воспитательные: Воспитывать информационную культуру учащихся; формировать навыки аккуратности, внимательности, самостоятельности, дисциплинированности, усидчивости; прививать стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду; воспитывать чувство товарищества, умения работать в команде.

Вид урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма организации познавательной деятельности: урок - деловая игра.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический (самостоятельная работа - деловая игра).

Средства обучения:

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.





Технологическая карта:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

1 мин

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя на познавательную деятельность.

Приветствие преподавателя, включение в режим урока.

2.Мотивация

2 мин

Зачитывает афоризм о деньгах, как великом созидателе благополучия, о служении им человека.

Слушают. Настраиваются на учебную деятельность.

3.Постановка целей

3 мин

Объявление темы урока. Определение цели занятия.

Записывают тему урока. Слушают цели.

4.Изучение нового материала

20 мин

Объяснение нового материала.

Основные моменты записывают в тетрадь.

5.Самостоятельная работа - деловая игра.

45 мин

Закрепление нового материала с помощью деловой игры «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги - там и тут…»

Выполнение действий в соответствии с планом игры.

5.1 Ответы на вопросы-шутки.

5 мин

Настраивает на игру в шуточной форме.

Отвечают на вопросы-шутки.

5.2 Конкурс «Разминка»

5мин

Задает вопросы по очереди командам.

Отвечают на вопросы преподавателя.

5.3 Конкурс «Русские пословицы»

5мин

Дает задание придумать пословицы и поговорки, в которых используются слова «деньги» или другие «денежные знаки».

Придумывают пословицы и поговорки со словом «деньги».

5.4 Конкурс капитанов

5 мин

Задает вопросы капитанам команд.

Капитан команды отвечает на вопросы.

5.5 Конкурс «Кроссворд»

15 мин

Дает вопросы для кроссворда.

Решают кроссворд.

5.6 Подведение итогов игры. Выявление лучшей команды.

10 мин

Подводит результат игры.

Подсчитывают набранные в ходе игры баллы.

Слушают и задают вопросы. Обсуждают. Делают выводы.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

5 мин

Насколько были достигнуты цели урока.

Раздает листочки для проведения рефлексии.

Слушают. Обсуждают.

Письменно отвечают на вопросы.

7. Выдача домашнего задания

3 мин

Объясняет задание.

Записывают.

8. Уборка рабочих мест.

1 мин

Организует работу учащихся.

Наводят порядок на рабочем месте.

ИТОГО

80 мин

Конспект урока:

  1. Организационный момент.


  1. Мотивация.

"Они - великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота - в плодородные нивы… Они - жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…"

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к деньгам.

Наша сегодняшняя задача - расширить и обобщить ваши знания о деньгах.


  1. Постановка целей.

Тема сегодняшнего урока: Деньги.

А каковы же цели, давайте посмотрим:

  • Изучение истории возникновения денег, функций денег.

  • Практическое применение полученных знаний в ходе деловой игры.


  1. Изучение нового материала


  1. Происхождение денег.

Деньги существуют так же давно, как и сама человеческая цивилизация.

На протяжении многих веков деньги изменялись, то есть функцию всеобщего эквивалента выполняли разные товары: скот, шкуры диких зверей, золото, серебро и т.д.

По мере того, как обмен стал выходить за пределы местного рынка появилась необходимость закрепления функции денег за одним товаром.

Каждый из ранее названных товаров как средство обмена имеет свои преимущества и свои недостатки:

  • Скот нельзя разделить на мелкие части, как и шкуры. Поэтому под определение денег наиболее подходили золото и серебро. Они однородны, делимы, сохраняемы и их стоимость достаточно высока.

Сначала монетная система была БИМИТЕЛЛИЧЕСКОЙ (то есть в обращении монеты были и золотые и серебряные). Но цены на золото и серебро постоянно менялись. Бывало такое, что серебряная монета стоила больше золотой.

Поэтому постепенно серебряные монеты ушли из оборота.

Но это не уменьшило проблем. При обращении металлические деньги физически изнашивались и теряли в весе.

Так были созданы предпосылки для замены золотых монет бумажными деньгами.

Считается что первые бумажные деньги появились в Китае в 8 веке до нашей эры.

Бумажные деньги производили большое впечатление на путешественников, посещавших Китай.

Правительство Чингисхана свободно обменивало бумажные деньги на золото, поэтому подделка бумажных денге приносила большие доходы и считалась страшным преступлением.

Перенесемся в Россию.

В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году при Императрице Екатерине II. Это были ассигнации (слайд, фото), которые принимались в платежи наравне с медными и серебряными монетами.

Первые российские ассигнации изготавливались из старых дворцовых скатертей и салфеток. Всего первых банкнот было выпущено на сумму 40 миллионов рублей.

Такими деньгами люди не привыкли пользоваться, поэтому во многих городах были устроены «обменные пункты», где вместо непонятных бумажных можно было получить привычные монеты.

Но бумажные деньги обменивались только на медные монеты. Они были очень мелкие и неудобные в использовании.

Поэтому Екатерина II придумала МЕДНЫЙ РУБЛЬ. Он весил почти 1 килограмм и был диаметром 8 см. Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что «Тягость медной монеты, одобряющая ее собственною цену, отягощает же ее и обращение».

1919 год - появились первые советские бумажные деньги, которые были достоинством 1, 2 и 3 рубля. на них не было ни года выпуска, ни номеров, ни подписей. Эти деньги народе получили название - совзнаки (слайд, фото). На лицевой стороне в центре была размещена надпись: «Обязателен к обращению наравне с кредитными билетами». на обратной стороне в центре цифра номинала в многоцветной розетке.

Позже были выпущены билеты номиналом от 1 до 1000 рублей с серийной нумерацией, затем купюры номиналом 5000 и 10000 рублей. На деньгах был напечатан девиз «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» на 6 иностранных языках: немецком, французском, итальянском, китайском, английском и арабском (слайд, фото).

Реформа бумажных денег проходила в России не один раз. Последняя в 1997 году и называлась она ДЕНОМИНАЦИЯ - у рублей отняли 3 нуля.

Деноминация (от латинского denominato) - это уменьшение (в 10, 100, 1000 и т.д. раз) номинального выражения вновь выпускаемых денежных знаков.

Бумажные деньги явились большим шагом в эволюции денег, но все же они уже исчерпали свой потенциал. Будущее за так называемыми "электронными" деньгами. Тем не менее, на реформе 1997 года новейшая история бумажных денег России пока не заканчивается.

  1. Функции денег.

Роль денег осуществляется через их функции:

1. Мера стоимости.

- способность измерять стоимость товаров.

Сами деньги цены не имеют, но они помогают товарам соизмериться с помощью денег.

2. Средство обращения.

- деньги непрерывно находятся в движении.

Товарный обмен первоначально осуществлялся в форме обмена товара на товар (Т-Т). Появление денег изменило форму обмена: товар продается за деньги, затем на вырученные деньги товаропроизводитель покупает необходимый ему товар (Т-Д-Т).

3. Средство накопления.

- деньги дают возможность сохранить часть полученной прибыли на будущее, т.е. законсервировать их до тех пор, пока они не потребуются.

4. Средство платежа.

- функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов.


  1. Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги - там и тут…»

Перед началом урока я предложила вам разбиться на 3 команды по 5-7 человек.

- Сегодня на занятии мы узнаем какая команда лучше всех усвоила тему «Деньги».


  1. Ответы на вопросы-шутки.

Внимание, внимание, друзья!

Первое задание: ответе на следующие вопросы-шутки по очереди.

Задание 1-ой команде:

Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор пол миру гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют…

Как его все называют? (Доллар)

Задание 2-ой команде:

Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно всё это …(купить)

Задание 3-ей команде:

Угадай, как то зовётся,

Что за деньги продаётся.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто…(товар)

Задание 1-ой команде:

Та сумма, что заплатит покупатель,

Та сумма, что устроит продавца;

Как мера для обмена всех товаров,

На рынке называется…(цена)

Задание 2-ой команде:

- Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)

Задание 3-ей команде:

Все дома обходили татары подряд:

Дом князей - 100 рублей,

Дом бояр - 50.

А с крестьян да посадских - по 10 рублей.

Денег нет - отдавай детей…

- Что татары собирали? (дань)


  1. Конкурс «Разминка»

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ.

? Гривна - это денежная единицы страны (Украина).

? Юань - это денежная единица страны (Китай).

? Йена - это денежная единица страны (Япония).

? Где зародились первые бумажные деньги? (в Китае).

? Как называли первые бумажные деньги в царские времена? (ассигнации).

? Как в народе назывались первые советские бумажные деньги? (совзнаки).

? Как называется коллекционирование монет? (нумизматика).

? Уменьшение (в 10, 100, 1000 и т.д. раз) номинального выражения вновь выпускаемых денежных знаков (деноминация).

? Обесценивание денег, которые выражается ростом цен на товары? (инфляция).



  1. Конкурс «Русские пословицы»

Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: "деньги" или другие "денежные знаки".

За одну пословицу - 1 балл.


  • Деньги делают деньги.

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

  • Копейка рубль бережет.

  • Время - деньги.

  • Разменяться на мелкие монеты.

  • Отплатить той же монетой.

  • Принимать за чистую монету.

  • Посмотрел, как рублем одарил.

  • Не было ни гроша - да вдруг алтын.


  1. Конкурс капитанов.

Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол:

  1. Бережно расходовать (экономить).

  2. Бережливый, действующий с расчётом (расчётливый).

  3. Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов (скупой).

  4. Человек, который безрассудно тратит (транжира).

  5. Открытое похищение чужого имущества (грабёж).

  6. Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг (реклама).


  1. Конкурс «Кроссворд».

Чья команда быстрее и правильней разгадает кроссворд.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в….(банке)

3. Очень вкусная витрина

У овощного … (магазина)

6. В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)

8. Журчат ручьи, промокли ноги-

Весной пора платить …(налоги)

10. Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы….(ссуду)

11. Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта, нету без … (рекламы)

14. Чтобы партнёров не мучили споры

Пишут юристы для них …. (договоры)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

2. Приносить доходы стал

В банке папин …. (капитал)

4.Стал владельцем, братцы, я

Вот завода …. (акция)

5. В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт…(бизнесмен)

7. На товаре быть должна

Обязательно…(цена)

9. Коль трудиля круглый год,

Будет кругленьким …(доход)

12. На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут - набегают в банке …(проценты)

13. Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

15. Чуть оплошает- так в тот же момент

Весь рынок захватит твой….(конкурент)

15. Чтобы дом купить я смог

Взял кредит, внеся... (залог)

Учитель:

- Мир денег - удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн.

За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль:

"Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга". Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Пришло время посчитать свой заработок. Команда-победитель обменивает свои деньги на положительные оценки, остальные команды выбирают самых активных своих членов, принесших наибольшую пользу, и предоставляют им возможность получить положительные оценки.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Насколько добились поставленных целей (проговорить).

На листочке напишите ответы на следующие вопросы:

Интересен ли был материал урока?

Комфортно ли вам было работать в группе?

Как вы понимаете фразу «Деньги нужны для того, чтобы без них обходиться».

7. Выдача домашнего задания.

Подготовьтесь к проверочной работе по теме сегодняшнего занятия.

8.Уборка рабочих мест.


© 2010-2022