Доклад на педагогический совет «Трудные подростки»

Доклад на тему "Трудные подростки" предназначен для педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях, сталкивающихся в своей работе с детьми девиантного поведения. В 12-14 лет в развитии ребят наступает переломный момент, известный в психологии под названием подросткового кризиса. Внешне это проявляется в грубости поведения подростка, стремлении поступить наперекор требованиям взрослых, в игнорировании замечаний. Поэтому, воспитателю, прежде всего, необходимо не только понять, но и призна...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Бекітемін»

Мектеп - интернатының директоры

_______________Е. С. Калиев




«Трудные подростки»

(Доклад на педагогическом совете)

подготовила: воспитатель 1-ой группы-семьи «АРАЙ»

Суюндыкова С.М.






Мы называем ребёнка «трудным подростком», когда он уходит из - под контроля, негативно влияя на окружающих детей. Обычно это происходит из- за недостатка внимания, понимания, воспитания со стороны взрослых. А наши дети и вовсе были лишены какого - либо влияния взрослых на их воспитание.

В 12-14 лет в развитии ребят наступает переломный момент, известный в психологии под названием подросткового кризиса. Внешне это проявляется в грубости поведения подростка, стремлении поступить наперекор требованиям взрослых, в игнорировании замечаний. Ребят уже ничто не волнует, ничто не возмущает в окружающей жизни - настолько в них убиты всякие гражданские чувства. Есть у криминологов понятие: опасное состояние личности. То, что сегодня происходит с подростками во многих городах нашей Республики можно назвать опасным состоянием уличной среды(наркомания, курение, алкоголь). Попав в дет .ДОМ учреждения, подростки менее всего хотят ,чтобы их воспитывали, вот такая необъяснимая .на первый взгляд, странность.

Хочу привести слова Макаренко:

«Подросток - это «существо в себе: Дети в подростковом возрасте очень болезненно относятся с стремлению воспитателей переступить порог их особого, только им принадлежащего мира, войти в него со своими категорическими установками, оценками .требованиями. Дети не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам».

Поэтому воспитателю прежде всего необходимо не только понять ,но и признать ,что у подростка есть своя ,отличная от нашей жизнь, свои волнения, переживания, свой потаённый мир, свои ценностные ориентации на люде и отношение. Не зная этого, не проникнуть и в тайны воспитания. Подросток должен чувствовать уверенность в себе, удовлетворённость собой, часто эти чувства ломаем мы, взрослые.

В основе конфликтов подростков со взрослыми часто лежат следующие причины: несправедливость в оценке поступков, знаний учащихся, неуважительный тон, неумение держать данное слово, неправильный выбор воспитательных мер, отсутствие единства требований.

Для того, чтобы, не про изошли дальнейшие отклонения в нравственном развитии подростка ,педагог должен постараться установит или вернуть утраченное положение в коллективе, обеспечить ему состояние защищённости. Подростки, как никто другой, боятся потерять престиж в глазах товарищей, и эта боязнь может доминировать над многими другими доводами.

Воспитателям важно помнить о таком психологическом феномене, как эмоциональная компенсация состояния неудовлетворённости. Ребёнок ищет способ компенсировать дефицит положительных эмоций. Если ребёнок наказан одним из воспитателей ,он ищет утешения в чьей - то ласке. И это естественно. Беда лишь в том ,что утешая ребёнка учитель или воспитатель ,иногда допускает серьёзную ошибку - ставит под сомнение правильность наказания. Это недопустимо. Пожалеть ,утешить надо, но обязательно

подчёркивая, что ребёнок сам виноват в своих огорчениях, его неприятности- следствие собственных поступков.

Некоторые подростки пере носят негативное отношение к требованиям взрослых на отношение к детскому коллективу. Такой перенос возникает в тех случаях, когда требования педагога, которое подросток считает несправедливым, поддерживается большинством ребят или всей группой, классом. Нередко это вызывает у подростка недоверие к требованиям коллектива. На этой почве возможны конфликты. «Ребята выслуживаются перед учителем, или воспитателем, вот и выступают против меня» - примерно так оценивают ситуацию дети, оказавшиеся в изоляции от коллектива. Иногда подросток понимает справедливость требований педагога, воспитателя, но всё равно не принимает их, т.к не хотят (или не могут) изменить занятую позицию, ту роль которую предпочитают играть : «Все считают меня плохим, таким я и буду» - решает подросток.

Грубость - например, расценивается подростками, как проявление независимости, взрослости.

Нечестность - как проявление ловкости, находчивости и Т.П.

Подростку нужна психологическая поддержка.

Следует заметить, что у так называемых дезорганизаторов чаще всего есть необходимые качества для самоутверждения в коллективе.

Многим из них присуще понимание потребностей, желаний ребят, умение зажечь примером, инициативность, сообразительность и находчивость. Сложнее перевоспитывать тех учащихся , которые маскируются внешней благопристойностью поведения.

Такие ребята не совершают плохих поступков, но немного числится за ними
и хороших, добрых дел. Они не мешают педагогам, однако должны вызывать не меньше беспокойства, чем самые явные дезорганизаторы. Можно выделить несколько типов таких подростков.

* Подросток с общественной активностью, но с эгоцентрической направленностью мотивов. Они охотно выполняют любые поручения, стремятся быть в центре внимания. Склонны преувеличивать свои и преуменьшать чужие достижения.

Активность таких подростков падает, если нет возможности как- то выделиться, если приходится вкладывать свои усилия в общие усилия коллектива, оставаясь при этом в тени.

* Второй тип - подростки, которые берутся за общественные поручения в том случае, если могут рассчитывать на какое- то вознаграждение. Их общественная активность немедленно угасает, как только исчезает источник корыстно-личного побуждения (меркантизм).

* Третий тип - дети, у которых слово и дело расходятся. Эти ребята пассивные и не выполняют взятые обязательства, делают только под давлением педагогов.

* Четвёртый тип - это тихони, которые не совершают ни отрицательных, ни положительных поступков. Свой отказ от поручений мотивируют неумением, незнанием, боязнью осуждения.

Макаренко писал: «Этот характер, над которым мне, прежде всего, нужно работать, потому что этот тихоня так и проскользнёт мимо моих рук, и не могу ругаться ни за его мысли, ни за его поступки. Он выйдет в ЖИЗНЬ, а я всегда буду ждать: что он сделает. По отношению к таким тихоням я особенно всегда настороже».

Распознавать перечисленные отклонения и бороться с ними нелегко. Успех обеспечивается не только психологической зоркостью педагога, умением найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Подростки - очень эмоциональный, чувствительный «народ». Зачисление подростка в разряд трудных, как правило приводят к тому, что у учителей и воспитателей возникает психологическая установка, которая сказывается на тоне, стиле, содержании их общения с подростком. Если педагог убеждён, что он имеет дело с трудным учеником, то и сам ученик, в конечном счёте приходит к выводу о собственной «неполноценности». Именно этого и следует избегать.

Макаренко писал: «Нужно детей так воспитывать чтобы они вносили в семью какую - то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы».

«Истина не может быть вредна: это одно из самых святых убеждений человека, писал Ушинский, и воспитатель, в котором поколебалось это убеждение должен оставит дело воспитателя, он его не достоин ... Пусть воспитатель заботится только о том, чтобы не давать детям ничего кроме истины, пусть воспитатель смело вводит воспитанника в действительные факты жизни» ...


© 2010-2022