• Преподавателю
  • Другое
  • Роль инновационных технологий в организации исследовательской деятельности обучающихся

Роль инновационных технологий в организации исследовательской деятельности обучающихся

Роль инновационных технологий в организации исследовательской деятельности обучающихсяИнновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет договоренности между учеными: инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. На мой взгляд, инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль инновационных технологий в организации исследовательской деятельности обучающихся

Инновация - что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет договоренности между учеными: инновация - это идея, новшество или процесс её внедрения. На мой взгляд, инновация - это одновременно и идея и процесс её внедрения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности и этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Американский философ и педагог, профессор Колумбийского университета Джон Дьюи (John Dewey, 1859-1952) ввел понятие "обучение посредством деланья". Эта концепция развилась в 1920-е годы в метод проектов в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там идеей трудовой школы. Общий принцип заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся. Т.о. Джон Дьюи утверждал, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, и, следовательно, обучаемый является активным субъектом своего обучения. Такие русские педагоги, как С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина занимались развитием метода проектов в начале XX века.

Если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть проблемы, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

«В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». (Е. С. Полат). Практическое применение метода проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Данный метод, направлен на развитие способностей ребёнка. Он позволяет проявить каждому ребёнку себя в творчестве. Как известно преимуществом этой технологии является:

  • энтузиазм в работе,

  • заинтересованность детей,

  • связь с реальной жизнью,

  • выявление лидирующих позиций ребят,

  • научная пытливость,

  • умение работать в группе,

  • самоконтроль, дисциплинированность.

Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересен и значим для самих открывателей. Ценность такой деятельности в том, что она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Ценность метода проектов в результате:

  • Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

  • Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Метод проектов - это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что работа организуется методом проектов, а в действительности это творческие и исследовательские работы, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее. Поэтому для обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо хорошо владеть е го методологией.

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения.

Элементы проектной деятельности сгруппированы исследователями данной технологии по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов. Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Исходя из уровней сложности, определяется задаваемый результат формирования проектной деятельности.

Инновационные технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся играют важную роль в учебном процессе. Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету.



© 2010-2022