Ессе Моя педагогическая философия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе на тему:

«Моя педагогическая философия»


Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

В этот вечер, как и в любой другой вечер рабочего дня, я сижу за письменным столом у окна, а рядом лежит стопка ожидающих своей очереди непроверенных тетрадей по математике. В вечернем небе мерцают первые звезды, проливая на землю мягкий и спокойный свет. Тишина. Вдалеке виднеются купола храма. Я смотрю на них каждый вечер и часто ловлю себя на мысли, что обращаюсь к Всевышнему: «Господи, спасибо тебе! Я самый счастливый человек, у меня есть все: дом, семья и моя любимая работа. Работа, без которой я не мыслю свою жизнь. Благодарю тебя, Господи!».

Если окунуться в воспоминания, то в детстве я больше всего любила играть в «учителя». У меня был свой «класс»: ученики - мягкие игрушки, дверь и пол служили мне доской, и я была их учителем, от роду которому было 5 лет. И вот я уже ученица 10 класса, в школе проходит день самоуправления. Как же я мечтала провести урок! Моя мечта сбылась, в этот день мне досталась роль учителя математики. И вот он - мой первый урок! Эти воспоминания я храню в своем сердце до сих пор. После окончания школы у меня не было ни малейшего сомнения, я твёрдо знала, в какой вуз буду поступать, и что, спустя несколько лет, буду носить гордое звание Учитель!

Так и сбылась детская мечта: «Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок» - эти слова я говорю уже на протяжении 24 лет.

Темнеет… А на душе так спокойно. Я все чаще осознаю, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - учитель! Моё предназначение - служить её величеству Математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке.

Я снова и снова задаю себе вопрос: «А что для меня значит быть учителем?». И в очередной раз понимаю, что для меня - это каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение.

Я понимаю, что не могу провести грань между моей работой и личной жизнью. Мои близкие часто говорят мне: «Скоро ты переедешь жить в школу…». А в моей голове, словно гимн, звучат слова:

На работу иду, обо всём забывая,
С головой окунусь в мир, где нет мне покоя...

В моем понимании учитель - это друг и советчик для детей, не дающий готовой истины, а помогающий ее найти. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь помогает прорости каждому зерну, так и учитель - открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика. В своей практике я применяю дифференцированный подход, который позволяет каждому ребенку проявиться, как личности.

Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли решать задачи. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения тех задач, которые преподнесет ему жизнь? Будет ли он той самой яркой «звездочкой» в огромном небе или растворится, как маленькое облако? Вот именно поэтому, самое главное для меня в решении посвятить себя работе с детьми заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу, помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как это сделать? Этот вопрос я ставлю перед каждым новым уроком. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство - интерес. Через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребенка. Я мысленно в голове прокручиваю приемы, с помощью которых завтра буду объяснять новый материал.

Для осуществления поставленных целей в своей педагогической практике я широко использую информационно-коммуникативные технологии. Не секрет, что XXI век отличается от предыдущих своей информативностью, именно поэтому современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучения. Бесспорно, ведущим среди них стал компьютер, интерактивная доска, поэтому самообразование, информационно-технологическая компетентность сейчас наиболее актуальны. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова.

Очень важной составляющей успешной работы преподавателя, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, вера в свое предназначение. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Надо только научиться воспринимать свои ошибки, как опыт.

Я считаю, что очень важно сформировать свой стиль взаимодействия с учениками, родителями, людьми, окружающими меня, отличительной чертой которого должно быть творческое сотрудничество, взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в результате.

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», - писал А. Экзюпери. Это «приручение» учителя и учеников предполагает огромную взаимную ответственность друг за друга, но в это же время дает возможность понимать детей, чувствовать их, как самого себя, и быть понятым с их стороны.

Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этой ответственности. Обычный урок длится 45 минут, мой урок не заканчивается словами: «Спасибо, ребята, за урок! До свидания!» Он продолжается в моих учениках. Какое счастье, какая неописуемая радость и гордость в душе. Открываю страничку в социальных сетях, а там сообщение: «Здравствуйте, Елена Семеновна, я теперь Ваша коллега, с этого года преподаю математику в школе. Часто вспоминаю Ваши уроки. Спасибо Вам!..» Перед глазами образ девочки с большими глазами, которая жадно ловила каждое слово. Это мой первый выпуск! А теперь они уже дипломированные специалисты. Время летит…. Значит, мой урок не прошел, он не окончен, он продолжается в моих учениках! Мысленно прошу: «Помоги ей, Господи!»

Вот уже совсем стемнело, зажглись фонари, беру стопку тетрадей и снова сюрприз! Ученик, за которого я так переживала, справился с контрольной работой. Разве это не радость!? Надо обязательно похвалить, сказать слова благодарности, ведь он справился, он стал на ступеньку выше.

А в голове уже прокручивается следующий урок.

Я всё больше понимаю, что я счастливый человек, потому что моя профессия - это радость общения с детьми. Моменты счастья приходят тогда, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу в них благодарность и улыбки на лицах учеников.

Да, я определенно счастливый человек, потому что утром я с радостью иду на работу, в родную школу, родную ещё и потому, что 28 лет назад я была её выпускницей, чтобы снова и снова встретиться с моими учениками, коллегами - моими единомышленниками, живущими со мной в одном ритме жизни. А вечером, усталая, но не разочарованная в своей работе, иду домой, где меня ждет моя семья.

А завтра будет новый вечер, и снова я буду думать о школе, строить планы о том, что надо сделать еще, и еще, и еще…

© 2010-2022