• Преподавателю
  • Другое
  • Применение документов письменного инструктирования на уроках производственного обучения

Применение документов письменного инструктирования на уроках производственного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реферат
на тему
«Применение документов письменного инструктирования на уроках производственного обучения»

Мастер п/о Теслова Л.А.

ГБП ОУ «Савеловский колледж»

Учебные заведения системы профессионально-технического образования призваны обеспечить высокий уровень подготовки молодежи, дать ей глубокие общеобразовательные знания, отвечающие современным требованиям научно-технического прогресса, воспитать всесторонне развитых, политически грамотных. Молодой рабочий должен быть мастером своего дела, служить примером нравственности и культуры. Решающую роль в выполнении этих задач принадлежит преподавателям и мастерам производственного обучения. От уровня их знаний, умения, педагогического мастерства зависит успех учебно-воспитательного процесса. Преподаватели и мастера производственного обучения должны постоянно повышать свою квалификацию, шире использовать в профессиональной подготовке методы и средства, помогающие обучающимся овладевать научно-техническими и практическими знаниями. Планирование урока мастером производственного обучения начинается с определения целей и задач, реализация которых, достигается через организационные формы, методы и средства обучения. Среда средств обучения особое место занимаемая инструкционно - технологическая документация. Методически грамотное ее применение позволяет: целенаправленно формировать у учащихся культуру труда, осуществлять связь теории с практикой; воспитывать самостоятельность , обязанность соблюдения технологической дисциплины; предотвращать появления брака в работе. Существует несколько видов учебно-инструкционной документации:

1. Инструкционные карты - применяются для изучения операций и составляющих их приемов и движений

2. Инструкционно-технологические карты - применяются для выявления простых (межоперационных) комплексных работ 3. Технологические карты - применяются для выполнения сложных комплексных работ

4. Учебные алгоритмы (предписания) - применяются для обучения управлению и обслуживанию машин, механизмов, аппаратов, установок: поиск неисправностей, причин брака в изделии ; последовательность изготовления изделия или выполнения работ

5. Карты - задания применяются для практического изучения устройства и работы оборудование, сущность технологического процесса, функции рабочего; обобщение учащегося собственного опыта, приобретения навыков ориентации в определенных производственных ситуациях.

При разработке учебно-инструкционных документов необходимо руководствоваться следующими требованиями:

- Соответствие программе производственного обучения.

- Относительная законченность каждого документа по содержанию.

- Простота структуры.

Учет реальных условий учебного процесса:

- Сочетание словесных и наглядных рекомендаций.

- Наличие критериев оценки правильности воспитания трудовых действий, приемов операций, технологических переходов, итоговых критериев оценки количества работы.

Учебная инструкционно-технологическая документация играет большую роль в производственном обучении. Необходимо, чтобы обучающийся с первых дней работы в мастерской приучались выполнять производственные задания по учебно-технологической документации. Для этого надо заблаговременно разработать инструкционные и инструкционно - технологические карты. Инструкционные и инструкционно-технологические карты содержат в сжатой форме сведения о характере выполняемого задания, требования к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и неполадках, способу их устранения объем этих сведений может быть размеченным в зависимости от уровня подготовки обучающегося. Располагая инструкционными и инструкционно - технологическими картами, обучающиеся в ряде случаев могут обойтись без объяснений мастера. Поэтому мастер больше всего внимания уделяет выполнению отдельных операций, правильности применения новейших приемов работы, соблюдению правил безопасности труда кроме того, такие карты приучат обучающихся самостоятельно выполнять работу, выбирать способы действий, определенною последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления, оборудование. Основой для разработки учебных инструкционных и инструкционно-технологических карт служат технологические карты, применяемые на базовом предприятии. Они несколько перерабатываются: укрупняют операции, дают технологические требования, описание обработки, перечисляют оборудование, на котором можно выполнить операцию различными способами, что приучает учащихся выбирать рациональные приемы обработки изделий. Инструкционные карты выполняют на бланках. Как правило, они содержат эскизы переходов и наиболее удобны для учащихся. Инструкционные карты могут быть выполнены в виде описания порядка обработки деталей, т.е. как операционные. В этом случае не требуется ни специальных бланков, ни эскизов переходов. Операционные карты более сложны и в них отсутствуют эскизы переходов. По содержанию они могут быть разными, но в них обязательно указывается последовательность упражнений или работ, и даются краткие указания о характере, особенностях и способах выполнения трудовых движений, и трудовых приемов. Применение инструкционно-технологических карт не освобождает мастера от контроля, за действиями обучающихся. Пока обучающиеся самостоятельно выполняют работы, мастер может больше времени уделить индивидуальному инструктажу, выявить допускаемые неточности в выполнении отдельных трудовых приемов, С другой стороны, самостоятельное выполнение обучающимся заданий при отрицательно разработанных инструкционно - технологических картах почти исключает необходимость проведения общегруппового и бригадного инструктажей, а следовательно, создает объективные возможности для значительной экономии учебного времени. Мастеру надо иметь в виду, что работа с картами должна проходить дифференцировано. Наиболее сильные обучающийся получат представления о порядке и характере выполнения действий уже в процессе объяснения и показа. Они ограничиваются беглым ознакомлениям с картой, выбором указаний, имеющих особо важное значение. У слабых обучающихся, как правило, на основании показа и объяснения не создается целостной картины выполнения приема или операции, они упускают из виду отдельные элементы и этапы работы. Поэтому для этих обучающихся карта - важнейший документ при выполнении задания. У меня в группе 12 обучающихся с разным уровнем образования т.е. 6,7,8 классов образовательной школы, поэтому сложно приходится при объяснении материала. Многие не воспринимают на слух материал, не понимают, что им объясняют. Поэтому мне приходится ещё раз с каждым обучающимся отдельно уже на рабочем месте, повторять с показом приёмов выполнения задания. В зависимости от индивидуальных способностей обучающихся подбираю задания. Для облегчения в моей работе, группу я поделила на две подгруппы, Таким образом можно каждому обучающемуся уделить больше времени при чтении чертежей, составлении инструкционных карт, изучение инструмента режущего и измерительного. Отрабатывать приёмы при выполнении простых заданий. Убедившись, что обучающиеся поняли объясняемый материал, можно переходить к более сложному. Если обучающиеся допускает ошибки, выполняя задания, то мастер может не давать дополнительных разъяснений. Достаточно предложить обучающимся ещё раз прочитать указания карты. Когда обучающиеся усвоят порядок выполнения работы по картам, можно постепенно сокращать время на ознакомления с ними , это потребует от обучающихся проявления большей самостоятельности в выполнении заданий. Мастер систематически проверяет выполнение учащимися до полного устранения ошибочных действий.

Проведение мастером учебного инструктажа не исключает оправдавшего себя на практике метода письменного инструктирования. Письменными инструкциями является карты (информационные, инструкционные, инструкционно - технологические, операционные) и другие материалы (например, справочные). Использование в процессе производственного обучения письменных инструкций создает у обучающихся правильное представление о современной технике и технологии, способах труда, способствует более тесной связи между производственным и теоретическим обучением. Мне, как мастеру производственного обучения, приходится постоянно поддерживать тесную связь с преподавателями спец.дисциплин. Интересуюсь, как обучающиеся осваивают тот или иной материал - например техническая графика (чтение чертежей, нанесение размеров на чертежах), материаловедение (знать свойства металлов, их назначение и расшифровать марку любого материала), технические измерения ( уметь определить с каким допуском нужно проточить размер детали ), ПМ 01.01.- технология металлообработки на металлорежущих станках ( знать режущие инструменты их геометрию, уметь правильно затачивать и правильно применять инструмент, хорошо знать устройство, работу и наладку станка). На практических занятиях в учебных мастерских, более подробнее изучаем различные виды токарной обработки, наладку станка, рациональное применение инструмента. Но не всегда всё получается, как хотелось бы. Потому что среди обучающихся есть такие, которых ничего не интересует, как на теории, так и на практике. С такими обучающимися приходится очень трудно и сложно работать, можно сказать силой заставлять выполнять задания. К концу обучения, есть такие случаи, обучающиеся пересматривают свои взгляды на будущее и начинают учиться и заканчивают обучение успешно. Некоторым обучающимся трудно даётся материал теоретического обучения, создаются определенные трудности. Обучающиеся не могут запомнить название и назначение резцов, их геометрию, название и назначение обрабатываемых поверхностей, расшифровать правильно марку материала, определить допуск размера. Путаются в названиях других режущих инструментов. На практических занятиях получается всё наоборот, любую сложную операцию при выполнении задания произведут без ошибок.
Применение инструкционных карт облегчает мастеру руководство учебно-производственным процессом, особенно на начальных стадиях обучения. Письменные инструкции как одно из дидактических средств - важное подспорье для мастера, которым он пользуется при организации учебного процесса, возможны три варианта применения инструкционных карт: обучающийся получают готовые инструкционные карты; обучающийся составляют инструкционные карты под руководством мастера; обучающийся самостоятельно разрабатывают инструкционные карты.

В начальный период обучения мастер выдает обучающимся инструкционные карты только после подробного разбора их содержания и указания порядка выполнения предстоящей работы. Без такого предварительного разъяснения обучающийся, как показала практика, не могут с помощью карты осмыслить весь процесс работы. В связи с разработкой проблемы научно обоснованного управления процессом овладения профессиональными навыками и умениями предлагается использовать учебно-инструкционные карты, работа по которым предполагает постепенное повышение требований к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

В инструкционно-технологических карте под названием помещается чертёж или эскиз детали или изделия, указывается : наименование материала , разряд работы, ученическая норма времени на обработку детали или изделия.

В дальнейшем, по мере роста профессиональных умений и навыков обучающийся, эти указания становиться более лаконичными, а вместо эскизов предпочтительнее использовать условные обозначения схемы , чертежи, приводя тем самым знания , умения и навыки обучающихся на более высоком ступень абстракции.

Технологические карты - этот вид учебно-инструктивной документации используется мной на более поздних стадиях обучения, в конце первого года обучения и на втором году обученья при выполнения обучающимися работ второго-третьего разрядов, как в учебных мастерских, так и на производстве в период производственной практики.

Технологические карты в отличие от инструкционных и инструкционно-технологических не содержат инструктивных указаний, а представление информации с помощью схем сечений, разрезов, условных обозначений, принятых в нормативно-технической документации, позволяет сконцентрировать, обобщить и системно представить знания обучающихся по нескольким предметам, Таким образом реализуются межпредметные связи, а знания, умения, навыки обучающихся приобретают более высокую степень осознанности.

Используемая литература:

  1. Н.Е. Макиенко - Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования.

  2. В.А. Слепенин- Руководство для обучения токарей по металлу.

  3. Методические рекомендации - Обучение учащихся разработке и оформлению инструкционных карт на уроках производственного обучения

© 2010-2022