• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педсовете Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов

Выступление на педсовете Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов

Говоря о системно-деятельностном подходе, мне кажется как нельзя лучше подходит китайская пословица: "Скажи мне - я забуду, Покажи мне - я могу запомнить, Позволь мне сделать это - И это станет моим навсегда".

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использования, разработку, исследование, проектирование. Идея опыта - внедрение в урочную систему и апробирование на уроках иностранного языка различных инструментов и приемов проектирования.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Либо, наоборот, как к предмету необязательному (по сравнению с русским языком и математикой), что влечет за собой отсутствие активности на уроке и невыполнение домашнего задания, вследствие этого - неудовлетворительные оценки, и в результате - негативное отношение к предмету, в целом. Решение этих проблем, на мой взгляд, нужно искать в самом ученике, а именно - в мотивационной сфере личности ученика.

Изначально дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда.

Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Учащиеся не всегда еще умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От меня требуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приемами проектирования. При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?

Моя роль велика на первом и последнем этапах. И от того, как я выполню свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы:

Почему вы начали разрабатывать этот проект?

Правильно ли сформулировали задачу?

Удачно ли спланировали и использовали время?

Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?

Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу.

Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности?

Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш(ваш) проект?

Была ли достигнута цель , все ли задачи решены?

Я хочу представить один из способов применения деятельностного подхода, и как результат творческого действия - овладение знаниями на английском языке.

Я использую мини-творческие задания на уроках английского языка в младшей школе как способ мотивации для его изучения.

Проблемы младшего школьника:

на уроке трудно, не понимает;

скучно (в условиях быстрого выполнения задания по учебнику);

в силу «личных проблем» (логопедия, стеснительность, медлительность и т.п.) ребенку трудно выразить самого себя.

2 класс

Дети знают: Приветствие, Том (он/he), Alice (она/she); действия-глаголы (stand, sit, go, run, jump, sleep), названия животных, местоимение I (я).

В ходе занятия: ранее изученные звуки повторили, новые взяли, лексику повторили, динамическую паузу на основе изученных глаголов провели, новую страничку изучили (названия животных).

Проблема: дети устали, новый материал по плану не предполагается.

Из личных наболюдений: дети стали отвлекаться, листают учебники, тетради, «копаются» в пеналах.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Рисуем животное, которое больше всего понравилось;

С рисунком у доски высказываемся от лица животного.

Примерное высказывание: Hello! I'm Tom. I'm a cat. I stand. I sit. I run.

Планируемый результат:

- Ученики мотивированы, чтобы у каждого получилось лучше.- Ученики учатся слушать других для запоминания схем высказывания, произношения слов и выражений.

Урок по теме «Семья». 5 класс

Ввод лексики, выполнение упражнений после ознакомления с новыми ЛЕ.

Представление своего фамильного дерева

Ремарка:

В учебном пособии дан образец дерева, но дополнительных инструкций к заданию дано не было.

Результат: у одной из учащихся вместо шаблонного дерева по заданию родилось объемное дерево-поделка.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.

В процессе реализации системно-деятельностного подхода на занятиях я использую различные активные формы и методы: игры-соревнования, ролевые игры, «круглый стол», дискуссии (дебаты), занятие-фантазия, метод карусели, аквариум, анализ историй и ситуаций, ну и конечно же проектный метод.

Одним способом, который используется мной для организации устной речи учащихся на уроке, является занятие-фантазия. Провожу эту форму занятия при изучении темы о тайнах и загадочных явлениях, происходящих на земле. Например, 9 класс, Бермудский треугольник, снежный человек, НЛО, Атлантида, в которые верят многие люди, а также проблему снов и их возможного толкования. Учащиеся по фотографиям рассказывают, какие тайны связаны с этими явлениями и как они сами к этому относятся. Каждый из участников может высказать своё мнение по этим вопросам или вспомнить случаи из своего собственного опыта, связанные со сновидениями. Такие истории обычно есть у каждого. Таким образом, на занятии-фантазии обсуждение обычно выходит за рамки заданий учебника, учащиеся с удовольствием делятся своим опытом, впечатлениями, мнениями, тем самым расширяя свой словарный запас, совершенствуя навыки устной речи, развивая свои мыслительные процессы, фантазию, память.

Одна из главных задач на учебном занятии - обеспечение активной деятельности каждого учащегося в течение всего занятия, особенно я бы это отнесла к учащимся 9 класса. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма занятий. Это: работа в парах с постоянным или меняющимися собеседниками, малые группы и ротационные (сменные) тройки. Большой популярностью пользуется у этих ребят метод проекта. Выполняя проектные задания, предусмотренные программой, учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности, готовя проекты как индивидуально, так и в небольших группах, осуществляют самостоятельный поиск и организацию дополнительного материала. Данный вид активной деятельности даёт возможность мне, как педагогу, расширить рамки изучаемой темы. Проектные задания задаются к каждому из тематических разделов программы. Так, во время проектной работы по ситуации «Иллюзии», даю домашнее задание подготовить иллюстрации, фото, рисунки связанные с иллюзиями. Учащиеся с удовольствием готовят задание .Современные технологии и всеобщая компьютеризация позволяют учащимся выполнять проектные задания с помощью компьютера. Напоминаю им о временном лимите, готовя свою презентацию, для выступления каждому предоставляется 5-7 минут. Обычно один из собеседников играет роль объективного свидетеля, его назначение - вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в презентации проекта принимают участие "репортёры", "корреспонденты", "социологи", которые взаимодействуют с учеником, презентующим проект, задавая ему всевозможные вопросы и делая обобщения. Так, при подготовке проектного задания по теме «Знаменитый британский художник» учащиеся получают задание найти информацию об одном из английских художников и приготовить сообщение о его жизни и творчестве. При этом необходимым условием является наличие репродукций его картин, которые могут служить в качестве иллюстраций.

Подводя итог изучения раздела «Средства массовой информации»( 7класс),задаю творческое задание, подготовить журнал и включить в него фотографии, рисунки, картинки для иллюстрации текстов, придумать название журнала, тематику, рубрики, обложку. Учащиеся разделяют задания между группами, каждая группа ответственна за своё. По окончании презентации творческой работы и её оценивания группой "экспертов" журналы выставляются в кабинете.

Очень интересным методом работы мне и моим учащимся представляется анализ историй и ситуаций, который мы проводим в форме игры "аквариум". Аквариум - это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени; учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков; стимулирует участников к практической работе.

Системно-деятельностный подход дает возможность мне быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока - целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. На мой взгляд, именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.



© 2010-2022