Статья о развитии личности: Деятельностный подход

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход

Время создания теории деятельности - 1920-1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию деятельности параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «Единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

Леонтьев уточняет положение Рубинштейна. Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903-1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность - основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность - это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он использует особое средство - мышление, степень развития которого определяет степень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности.

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что "в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся".

Т.е. системно-деятельностный подход следует рассматривать, как методологическую основу концепции государственного стандарта общего образования.

2. Что же следует понимать под "системно - деятельностным подходом" в обучении?

А. В. Гаврилин (вслед за А.С. Макаренко) отмечал, что практика отдельного педагогического средства терпит фиаско, необходим не метод, не способ, не прием (как бы "универсален" он не был), а система. Полагаю, что под системой, в данном случае, следует рассматривать не только определённый набор приёмов и методов обучения, но и собственно субъект обучения должен занимать активную позицию, основой которой выступает деятельность, как средство и условие развития личности. От самого субъекта зависит, какой будет эта личность.

Что касается деятельностного подхода в обучении, предлагаю обратить внимание на то, что В.В. Давыдов, разрабатывая положения деятельностного подхода к обучению, отмечал:

- конечной целью обучения является формирование способа действий;

- способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;

- механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Это изменяет модель взаимодействия учителя и ученика. Учитель выступает, по моему мнению, проводником, который создаёт условия для освоения знаний, умений и навыков, а не даёт решение основных или второстепенных задач. Т.е. учитель учит ученика учиться.

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В данном случае, принимая во внимание современное требование к образованию, успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Коллеги выделяют следующие компоненты системно-деятельностного подхода:

1. учебно-познавательные мотивы (т. е. осознание учеником "для чего мне необходимо изучить этот объект");

2. действие целеполагания ("что я должен сделать…": выбор средств и методов)

3. планирование решения ("как и в какой последовательности я должен решить задачу");

4. собственно решение задач;

5. рефлексивно-оценочные действия ("все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели").

Исходя из этого, следует, что, прежде чем отправлять ученика самостоятельно осваивать знания, умения и навыки, его нужно обучить

- понимать, для чего ему всё это нужно (умение ставить цель, предполагать конечный результат);

- правильно добывать знания (уметь анализировать и систематизировать учебный текст, дополнительные источники информации, подбирать нужные источники информации);

- использовать верные и рациональные способы и методы решения задач (различные сформированные и формирующиеся умения и навыки, все инструменты учеников);

- анализировать ход своих действий (сравнивать, использовать образцы, алгоритмы, рефлексировать, координировать свои действия с одноклассниками, учителями, другими участниками процесса обучения, давать оценку деятельности других, своей собственной деятельности, коммуницировать и т.д.);

- синтезировать имеющиеся и полученные результаты - получать конечный продукт деятельности (рассказ, хронологию, схему, таблицу, карту, информационный плакат, буклет, зрительный ряд, историческую справку, график, диаграмму и т.д.).

Описанный мной процесс уже является алгоритмом (системой) обучения ученика деятельности, но он не будет полным, если учитель, помимо организации деятельности учеников, не предоставит им

  • требований, предъявляемых к конечному продукту деятельности (для каждого конечного продукта деятельности отдельно следует разработать требования, которые должен выполнить ученик или группа учеников (ещё лучше разрабатывать их совместно с учениками));

  • систему оценивания.

"Системно-деятельностный подход в обучении - это методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования, которая предписывает педагогу:

- формировать у учеников готовность к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектировать и конструировать социальную среду развития обучающихся в системе образования;

- активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- выстраивать образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся".





© 2010-2022