• Преподавателю
  • Другое
  • Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате для обучающихся с ОВЗ

Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате для обучающихся с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»



УТВЕРЖДЕНА

Приказ № от 2015г.

Директор колледжа /А.В. Жадан/

ПРИНЯТА

Протокол педагогического совета

№ от 2015г.

Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ 1 И 8 ВИДОВ.















Ачинск

2015г.








Пояснительная записка

Использование сенсорной комнаты в реабилитации обучающихся с ОВЗ, выпускников специальных коррекционных школ 1 и 8 видов предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы обучающийся активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли обучающемуся удовольствие. Для этого прежде всего необходимы модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у обучающегося. Такие модули очень помогают снять спастическое напряжение у детей с ДЦП, тревожные проявления у обучающихся с аутичным типом поведения и невротическими заболеваниями.

В этой связи, особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов. Мягкие кресла, модули и сухой бассейн способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Напольное и настенное покрытие, пуфики и подушки оказывают приятное расслабляющее воздействие, обеспечивают возможность удобной позы.

Периодическое и многократное посещение обучающимся сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи его реабилитации. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить обучающегося с каждым прибором, научить концентрировать на нем свое внимание, выполнять определенные действия. Включение в занятие различных эффектов и прожекторов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятие одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание эффектов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений.

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» реализовывает 14 образовательных программ: 11 программ среднего профессионального образования специальностям 4 основные образовательные программы СПО по программам профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и служащих, 3 образовательные программы профессиональной подготовки для выпускников коррекционной школы 1 и 8 видов.



Общие принципы работы в темной сенсорной комнате:

- Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности обучающегося и совместной деятельности со специалистом.

- Специалист, работающий с обучающимся индивидуально привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес обучающегося к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.

- Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:

• при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;

• в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям обучающегося;

• в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста обучающихся и режима их основной деятельности.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы обучающихся:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы обучающихся:

- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических процессов и моторики обучающихся:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Оборудование сенсорной комнаты

~ Мягкое напольное и настенное покрытие; напольная сенсорная дорожка

~ Большой пуфик-кресло с гранулами

~ Мягкое кресло с подлокотниками

~ Сухой бассейн

~ Аквалампа

~ Проектор «цветовые пятна»

~ Настенное панно «Звездное небо»

~ Ковер «Звездное небо»

~ Музыкальный центр + набор музыкальных дисков

~ Зеркальные панно

~ «Релаксатор» (ароматерапия, звуки природы, цветовое воздействие)

~ Фиброоптическое волокно

~ Подвесное кресло «лепесток»

~ Мягкие модули

Мягкое напольное и настенное покрытие

~ Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате;

~ Предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

Напольная сенсорная дорожка

~ Способствует развитию рецепторов стопы;

~ Развитие тактильного восприятия;

~ Развитие координации движений;

~ Профилактика плоскостопия;

~ Стимулирует работу внутренних органов.

Большой пуфик-кресло с гранулами

~ Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

Мягкое кресло с подлокотниками

~ Удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела, позволяет принять комфортную для расслабления позу, отдохнуть и спокойно понаблюдать за происходящим вокруг.

Сухой бассейн

~ Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, обучающийся может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для обучающихся с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия человека.

Аквалампа

(Зеркальный уголок с пузырьковой колонной)

~ Такая колонна - основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

Проектор «Цветовые пятна»

~ Восприятие светоэффектов, производимых данным прибором, развивает:

- зрительное восприятие;

- воображение;

- снижает уровень тревожности;

- способствует психоэмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

Панно и ковер «Звездное небо»

~ Панно и ковер «Звездное небо» - важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у обучающегося возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно и ковер находят применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психоэмоционального и мышечного напряжения.

Музыкальный центр + набор музыкальных дисков

~ Музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейроэндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок;

~ Развитие слухового восприятия;

~ Создание психологического комфорта.

Зеркальные панно

~ Зеркальные панно позволяют расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов.

Также зеркала способствуют:

- развитию визуального восприятия собственного тела;

- мимики и пантомимики;

- развитию умения выражать различные эмоциональные состояния;

- формированию уверенности в себе.

Подвесное кресло «лепесток»

~ Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Кресло повторяет контуры тела, создает ощущение невесомости собственного тела, покачивается и приятно расслабляет. Покачивающие движения лепестка способствуют тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.

Фибр оптическое волокно

~ Свет, который можно держать, трогать, обнимать и чувствовать! Придает визуальную, тактильную стимуляцию. Развивает чувство спокойствия и благополучия.

Релаксатор

~ Портативный прибор, позволяющий воздействовать на ощущения человека звуком, запахом и светом, тем самым стимулируя все анализаторы;

~ Способствует развитию обоняния, формированию умения дифференцировать запахи;

~ Обладает антистрессовым воздействием, стабилизирует психическое состояние.

Мягкие модули

~ Мягкие игровые модули это сборные увлекательные мягкие конструкции в виде различных форм для обучающихся. Мягкие игровые комплексы имеют замечательную яркую окраску и. помогают воплотить самые бурные фантазии в жизнь.








Организация занятий

Занятия по данной программе проводятся 1-2 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой обучающихся (2-3 человека, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия - 20-25 минут.

Структура занятия

~ ритуал начала занятия;

~ игровое задание на развитие психических процессов;

~ релаксационное упражнение, позволяющее обучающимся расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

~ ритуал окончания занятия.






Календарно -тематическое планирование

П/п

Содержание занятий

Кол-во

Часов

Сроки

Занятие №1


- знакомство с сенсорной комнатой;

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: Сказкотерапия.

3. Упражнение на релаксацию: Летняя ночь

4. Ритуал окончания занятия.

1

Сентябрь

Занятие №2


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Танец рыбок».

3. Упражнение на релаксацию: Отдых на море.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Сентябрь

Занятие №3




1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Волшебный мостик».

3. Упражнение на релаксацию: Отдых в волшебном лесу.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Сентябрь

Занятие №4


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Уходи, злость, уходи!».

3. Упражнение на релаксацию: Водопад.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Октябрь

Занятие №5


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Обезьянки».

3. Упражнение на релаксацию: Радуга.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Октябрь

Занятие №6


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Сказочный цветок».

3. Упражнение на релаксацию: Рыбки.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Октябрь

Занятие №7


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Ха!»

3. Упражнение на релаксацию: Волшебный сон.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Ноябрь

Занятие №8


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: Музыкотерапия.

3. Упражнение на релаксацию: Сердечки.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Ноябрь

Занятие №9


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Праздник на морском дне».

3. Упражнение на релаксацию: Солнечные зайчики.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Ноябрь

Занятие №10


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Клоуны».

3. Упражнение на релаксацию: Полет к звездам.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Декабрь

Занятие №11


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Выбиваем пыль».

3. Упражнение на релаксацию: Летняя ночь.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Декабрь

Занятие №12


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Море».

3. Упражнение на релаксацию: Отдых на море.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Декабрь

Занятие №13


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: Фантазируем.

3. Упражнение на релаксацию: Отдых в волшебном лесу.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Январь

Занятие №14


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «У страха глаза велики».

3. Упражнение на релаксацию: Водопад.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Январь

Занятие №15


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Отгадай настроение».

3. Упражнение на релаксацию: Радуга.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Январь

Занятие №16


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Под дождем».

3. Упражнение на релаксацию: Рыбки.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Февраль

Занятие №17




1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Бубенчики».

3. Упражнение на релаксацию: Волшебный сон.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Февраль

Занятие №18


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Егоза».

3. Упражнение на релаксацию: Сердечки.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Февраль

Занятие №19


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: Цветотерапия.

3. Упражнение на релаксацию: Солнечные зайчики.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Март

Занятие №20


1. Ритуал начала занятия.

2. Игровые задания: «Страх совсем не страшный».

3. Упражнение на релаксацию: Полет к звездам.

4. Ритуал окончания занятия.

1

Март


Итого:

20


Развивающие игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты

Ритуал начала занятия

«Приветствие волшебных шариков»

- Посмотри, как наши волшебные шарики улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давай улыбнемся им и поприветствуем, помашем им рукой и скажем: «Здравствуйте!»

Ритуал окончания занятия

«Прощание с волшебными шариками»

- Посмотри, наши волшебные шарики улыбаются, им очень понравилось, как мы с тобой занимались. Они рады, что мы пришли к ним в гости. Давай улыбнемся шарикам, помашем им рукой и попрощаемся: «До свидания!»

Игровые задания на развитие психических процессов

Цветотерапия (аквалампа, «цветовые пятна», оптоволоконная лампа)

Цель: стимулировать и развивать умение обучающихся соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

1. Обучающийся говорит, какое настроение у него вызывает тот или иной цвет воды.

2. Обучающийся рассказывает о том, как изменилось его настроение после наблюдения за всеми цветами воды.

Сказкотерапия (аквалампа, «цветовые пятна», оптоволоконная лампа, «звездное небо»)

Цель: развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением.

1. Обучающийся сочиняет сказку о приключениях основываясь на увиденном.

2. Обучающийся придумывает историю о том, как меняется характер героев в зависимости от цвета.

Танец пузырьков (аквалампа)

Цель: развивать произвольное внимание, воображение.

Обучающийся внимательно наблюдает за плавными движениями пузырьков в воде, а потом старается передать похожие движения.

Праздник на морском дне (аквалампа)

Цель: создание радостного настроения, развитие воображения.

Дети наблюдают за изменениями цвета воды и движениями пузырьков. Психолог обращает их внимание на то, что цвета воды яркие, красочные, веселые - на морском дне праздник, и такое же радостное, веселое настроение должно быть у них. Затем обучающиеся предлагают потанцевать под музыку и показать, как веселятся рыбки.

Обезьянки (зеркало)

Цель: развивать произвольное внимание, формировать умение подражать, создать хорошее настроение.

Обучающиеся смотрятся в зеркало, ведущий корчит рожицу, остальные - «обезьянки» - повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все обучающиеся.

Клоуны (зеркало)

Цель: создание бодрого настроения, развитие мимики и пантомимики.

Ведущий - «клоун» - старается развеселить обучающегося с помощью мимики и жестов. Обучающийся повторяет движение за ним:

- указательным пальцем нажимает на кончик носа;

- растягивает уголки губ;

- ладонью одной руки машет из-за головы, другой - чешет нос;

- показывает длинный нос, с помощью ладоней;

- изображает смешную мордочку обезьянки.

«Клоун» сообщает, что увидел, как обучающийся может веселиться и радоваться.

Отгадай настроение (зеркало)

Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение.

Обучающемуся даются карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Обучающийся показывает настроение, изображенное на карточке, а психолог угадывает его.

Фантазируем (с использованием оптоволоконной лампы)

Фантазируем (с использованием цветовых пятен)

Фантазируем (с использованием панно/ковра «звездное небо»)

Фантазируем (с использованием Аква лампы)

Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, концентрации внимания.

Психолог с обучающимся наблюдают за объектом, делятся полученными впечатлениями, а затем совместно придумывают рассказ или историю на основе полученных впечатлений.

Под дождем (Фибр оптическое волокно)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Обучающемуся предлагается представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания. Под сухим душем кладется подушка, что бы человек мог пофантазировать, сидя на ней

Море (сухой бассейн)

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Обучающийся лежит в сухом бассейне. Ему предлагается представить, что он плавает в море на спине (на животе, на боку и т.д.). Обучающийся имитирует движения, придумывает рассказ.

Волшебный мостик (сенсорная дорожка)

Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.

Обучающемуся предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ноги.

Выполняет аналогичные задания по сигналу ведущего, изменяя темп.

Сказочный цветок (оптоволоконная лампа)

Цель: развитие восприятия, артикуляционного аппарата, воображения.

Обучающийся наблюдает за тем, как изменяются цвета, называет их. Для каждого цвета, с помощью психолога, придумывает историю. В конце упражнения обучающемуся предлагается побыть сказочным ветром, который гладит цветок своим дуновением (обучающийся с разной силой и темпом дует на волокна лампы).

Музыкотерапия

Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков саморегуляции.

Обучающийся предлагается внимательно послушать музыку (звуки, в зависимости от цели занятия), прокомментировать свои ощущения, выразить их в движении.

Упражнения на снятие агрессии

Уходи, злость, уходи!

Цель: учить выплескивать агрессию, гнев.

Обучающийся ложится на мягкое напольное покрытие (сухой бассейн). Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу обучающийся начинает бить ногами и руками по покрытию с громким криком «уходи, злость, уходи!!!». Упражнение длится около 4 минут, после чего обучающийся должен отдохнуть еще 3-4 минуты.

Выбиваем пыль

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Обучающийся предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно. После упражнения обучающийся в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Егоза

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Обучающемуся разрешается в течение 3 минут вести себя на мягком напольном покрытии (или в сухом бассейне) так, как он хочет (прыгать, крутится, вертеться и т.д.). После упражнения обучающийся в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Упражнения по коррекции уровня тревожности

Ха!

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики.

Чтение стихотворения: Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: Ах!

Совсем наоборот:

Я крикнул: ХА!

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово Ах я позабыл с тех пор!

Психолог говорит: когда чего-то боишься, надо страху громко говорить ХА! - тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять вверх руки, глубоко вздохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть ХА!!!

У страха глаза велики

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

- Представь, что мы с тобой находимся в лесу и спокойно отдыхаем… Но что это?! Хрустнула ветка, еще одна! Кто это?! Нам стало страшно:

- мы сжались в комок и застыли;

- брови подняли вверх, глаза широко раскрыли;

- рот приоткрыли;

- боимся пошевелиться и вздохнуть;

- голову втянули в плечи, глаза закрыли.

- Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу» Один глаз открыли, - а это котенок! Давай возьмем его в руки, погладим. Смотри какой он ласковый, и совсем не страшный!

Страх совсем не страшный (зеркало)

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

Обучающемуся предлагается с помощью мимики и пантомимики показать свой страх. Посмотри в зеркало, какой он твой страх, а теперь давай его напугаем (человек психологом показываю перед зеркалом страшные-страшные рожицы).

Упражнения на релаксацию

Летняя ночь (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Ночная симфония». Обучающиеся ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звезды. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…

Отдых на море (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя». Обучающиеся ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком теплом песке… Вам тепло и приятно…

Теплые легкие лучи солнца нежно гладят вас по лицу, рукам, ногам, по животу… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Нам тепло и приятно…

Лучи теплого солнца скользят по нашей коже, приятно согревая ее. Мы спокойно отдыхаем и засыпаем… Дышим глубоко, ровно, легко…

Хорошо вы отдыхала, отдыхали, отдыхали,

Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать!

Подтянуться, улыбнутся, всем открыть глаза и встать!

Отдых в волшебном лесу (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой траве. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

Водопад (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды». Обучающиеся ложатся на мягкое напольное покрытие.

Сядьте удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте себе, что мы с вами находимся под небольшим водопадом. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Вода стекает и продолжает свой бег дальше.

Давайте немного посидим под водопадом и представим, что вместе с водой от нас уплывают все страхи, грусть и неприятности. А мы остаемся сидеть чистыми, бодрыми, веселыми и полными сил. Мы благодарны воде за то, что она омыла нас. Открывайте глаза и улыбнитесь друг другу.

Радуга (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки». Обучающиеся ложатся на мягкое напольное покрытие.

-Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте, что мы с вами лежим на мягкой зеленой травке. Над нами чистое голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и дарит нам свое настроение. Давайте посмотрим на ее цвета.

Красный и оранжевый дают нам тепло и силу. Мы становимся сильнее, нам тепло и приятно. Желтый цвет дарит нам радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики гладят нас, и мы улыбаемся. Зеленый цвет - это цвет травы и листьев. Нам хорошо и спокойно. Голубой и синий - цвета неба и воды, мягкие и освежающие, как вода в жару.

А теперь открывайте глаза и вставайте. Давайте протянем руки к нашей радуге и запомним все ощущения, которые она нам подарила.

Полет к звездам (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте, что мы с вами летим к звездам… Они становятся все ближе, и мы с вами видим какие они большие и красивые. Звезды приветствуют нас своим сиянием. Почувствуйте, как вам хорошо и тепло. Мы купаемся в лучах звездного света и нам становится очень радостно. Дышим легко и спокойно.

Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.

Сердечки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Стук сердца». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Послушайте ребята, что вы слышите? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются наши сердца. Положите руку на грудь и почувствуйте… Тук-тук, тук-тук…

Наши сердца полны добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Мы слушаем как стучат наши сердца, и нам становится хорошо и спокойно. Радость наполняет наши сердца с каждым ударом. Дышим легко и спокойно.

Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

Рыбки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды», обучающиеся ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте, что мы с вами разноцветные рыбки и плаваем в теплой воде, мягко шевеля плавничками и хвостиками. Мы плаваем над самым дном моря и видим красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других рыбок. Они радуются нам и улыбаются. Нам хорошо и спокойно. А теперь отдохнем и опустимся на мягкий теплый песок на дне моря. Нам хорошо и приятно лежать на морском дне.

Мы отлично отдохнули и поднимаемся на поверхность моря. Улыбнитесь солнцу и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка останется с вами на весь день!

Волшебный сон (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония». Ребята ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Начинается волшебный сон.

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, (2раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!

Крепче кулаки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть газа и встать!

Солнечные зайчики (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши руки и ноги отдыхали и закрывайте глаза. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнцу. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучами. А вместе с лучами к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на нос, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носа зайчик прыгнул на щеку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на живот. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.

Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глаза и улыбнитесь друг другу.


Используемая литература:

- Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. -СПб.: ХОКА, 2007

- Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. -М.: АРКТИ, 2006



© 2010-2022