- Преподавателю
- Другое
- Инклюзивное образование в профессиональном обучении
Инклюзивное образование в профессиональном обучении
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Константинова Л.И. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Россия, Краснодарский край
г. Армавир
ГБПОУ КК «Армавирский индустриально-строительный техникум»
Константинова Людмила Ивановна.
Инклюзивное образование.
Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.
Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров - рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif-включающий в себя, лат.Include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-
Каждый человек способен чувствовать и думать;
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;- Все люди нуждаются друг в друге;
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Амурский медицинский колледж осуществляет интегрированное (инклюзивное) обучение молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) c 2007 года. В настоящее время работа по обучению студентов с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности колледжа.
Важно отметить, что учебное заведение выступает в качестве агента инкюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней - от международного до регионального, и в социальной практике. Так, включению в экономическую подсистему способствует приобретение выпускниками колледжа востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. В социальную подсистему - наращивание социального капитала, формирование у студентов таких качеств, как доверие и толерантность. В культурную подсистему - приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. В АМК студенты с ОВЗ на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют во всех подсистемах общественной жизни.
Формирование социальных сетей в период обучения в АМК имеет несколько стратегий.
Первая стратегия - взаимодействие с семьей. Сотрудничество семьи и педагогического коллектива в вопросах обучения и воспитания личности студента способствует успешной инклюзии.
Во взаимодействии с родителями решается следующее:
-
организация психологического консультирования родителей;
-
разработка рекомендаций для родителей по различным вопросам;
-
помощь родителям в формировании распорядка дня студента, обеспечивающего реализацию индивидуальной программы обучения;
-
разъяснение родителям перспектив обучения и воспитания студента после окончания учебы в АМК
-
формирование библиотечного фонда методической литературы для родителей.
Вторая стратегия связана с ориентацией на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности. Стратегия даст тем более ощутимые результаты, чем активнее АМК будет налаживать контакты в профессиональной среде и вовлекать студентов в различные виды профессиональной активности. В колледже, в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников АМК, проводятся все виды практики с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов.
Третья стратегия направлена на формирование связей в процессе внеучебной деятельности. Инклюзивные возможности стратегии будут определяться содержанием внеучебной деятельности. Чем больше внимания в АМК уделяется организации воспитательной работы со студентами, чем интереснее и насыщеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия. Внеучебная деятельность студентов в АМК направлена на «заполнение» свободного от обучения времени участием в мероприятиях различной направленности. Это участие в общеколледжных конкурсах («День знаний», «День учителя», «День инвалида», « Новый год», «Студент года 2013», «Последний звонок» и т.д.), участие в районных и городских конкурсах и фестивалях. Большое внимание уделяется организации экскурсий, организации походов в музеи, театры, на выставки.
Полученные в колледже знания, умения и навыки обеспечили востребованность выпускников с ограниченными возможностями на предприятиях, в специализированных учреждениях и учебных заведениях. Они работают в частных лабораториях города Благовещенска, Екатеринбурга, Хабаровска, Владивостока, Иркутска. Качество профессиональной подготовки выпускников колледжа даёт возможность успешно продолжать обучение в российских вузах.
Стоит отметить, что в настоящее время в Приамурье более 3 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены образовательным процессом.
Для повышения эффективности обучения студентов с ОВЗ в условиях инклюзии должен быть в полной степени задействован имеющийся потенциал методических служб для разработки учебно-методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Необходимым условием выступает разработка системы методических рекомендаций для различных специалистов служб сопровождения инклюзивного образования и непосредственно инклюзивных образовательных учреждений для различных звеньев инклюзивной образовательной вертикали.
Для студентов с ОВЗ в АМК разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей, консультации педагогов-психологов для родителей, студентов с ОВЗ и преподавателей по вопросам организации учебного процесса.
Организационно-управленческий аспект инклюзивного образования в учреждениях СПО требует разработки и включения в учебный план курсов, разделов, освещающих вопросы интегрированного и инклюзивного образования. В настоящее время Министерство образования и науки РФ ведет работу по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов. Однако при этом принципиально важным является учет особенностей развития обучающихся с ОВЗ. Необходимо выделение целевого финансирования для разработки, издания, перевода и распространения учебных и методических материалов и книг для подготовки педагогических кадров по инклюзивному образованию.
Для того чтобы молодые люди с ограниченными возможностями здоровья стали специалистами, конкурирующими на рынке труда с обычными гражданами, необходимо создание определенных условий: корректировка целей и учебных планов в соответствии со способностями и потребностями инвалидов, создание адекватных условий профессионального обучения с помощью разумного приспособления, психолого-педагогическое и социально-реабилитационное сопровождение.
Сотрудничество колледжа с Омским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» во главе с председателем А. В. Комсюковым дает возможность воплотить на практике мероприятия, направленные на обеспечение социальной интеграции лиц с нарушенным слухом в современном обществе. Подготовка студентов по специальности «Организация сурдокоммуникации» является уникальной в Омском регионе. Выпускник готовится к работе в качестве сурдопереводчика, специалиста по социально-реабилитационной работе, связанной с социальным обслуживанием лиц с нарушением слуха, с использованием сурдокоммуникации в организациях разных организационно-правовых форм.
Литература:
-
Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2009. - 24 с.
-
Гейльман И.Ф., Сычев В.И. «Ваш друг жестика», СПб.-2009г.
-
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. - 2001.
-
Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. - М., 1997.
-
Малофеев Н.Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого - педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в 20 веке), ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. - 97 с. Михальченко К. А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения [Текст] / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 77-79.
-
Назарова Н. М. Конструктивизм как методологическая основа научных исследований и инновационных тенденций в специальном образовании // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. Материалы Третьего международного теоретико-методологического семинара. М., 2011.
-
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. - СПб., - 1997.
-
Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. - 28 с.
-
Рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, неслышащих, слабовидящих), Министерство образования и науки РФ, 2007.
-
Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. М., 2006. - 183 с.