К вопросу об инновационном образовании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ученик не столько воспринимает информацию, сколько воспроизводит в себе учителя. Он, как говорили китайцы, ступает «ему в след», не случайно иероглиф «ту» («ученик») можно перевести как «тот, кто идёт следом». Он заставляет ученика соучаствовать в работе своей мысли, требует от него живого сопереживания, добиваясь передачи знаний «от сердца к сердцу». И тогда в словах уже нет необходимости, нужен лишь просветлённый учитель рядом.

Конфуций.

Учитель высшей категории ГБОУ «Школа №58 Воробьева Елена Валерьяновна.

Педагог - организатор ГБОУ «Школа №58»,

кандидат военных наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Угольков Сергей Федорович


К вопросу об инновационном образовании


В последнее время от педагогов школы требуется воспитание ученика, самостоятельно мыслящего и умеющего учиться. Происходит переход от педагогики, ориентированной на получение результатов обучения, к педагогике, ориентированной на получение эффектов развития. Осознается необходимость смены образовательной парадигмы.

В тоже время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? Что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно это надо определить, а также надо выявить каковы возможности и резервы развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

"Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к само регуляции и самообразованию".

Итак, первое в инновационном обучении - это развитие способностей на основе образования и самообразования.

Фундаментальность, наряду с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности, образует основные черты новой парадигмы образования. Если для 60 - 80 - е гг. была характерна формула образования "Знать все о немногом и немного обо всем", то 90 - е гг. породили новую формулу - "Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность". Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине - вот цель современного учащегося.

Сущностный подход - это системный, синергетический подход ("синергия" от греч. - содружественное совместное действие двух или несколько органов в одном и том же направлении), который означает что все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей учащихся на основе формирования системных знаний с установлением межпредметных связей и целостных представлений.

Учитывая изложенное выше, следует признать, что актуальной становится проблема создания школы развивающего образования. Школа должна быть устроена так, чтобы в ней задавались бы формы инициации мышления и субъективности школьника, т.е. школа, адекватная школьному возрасту. В то же время при практической работе по программам развивающего обучения проблемы организации учебной деятельности учащихся и профессионального развития педагогов является самым главным.

Идея разработки инновационной стратегии воспитания и обучения современных школьников появилась при проектировании стандартов педагогического образования нового поколения, когда возникла проблема выбора базового принципа, с помощью которого можно будет выстроить единую стратегию образования. Это было связано с теми реформами, которые произошли в связи с вступлением России в Болонский процесс. 1

Таким образом, инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологический2 подход, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологий.

Когда начали разрабатывать концепции и модели подготовки педагога, имея в виду и высшее, и среднее общее, и профессиональное образование, то тут и возникла проблема, которая состояла в поиске ответа на вопрос, что взять за базовый принцип. Стало очень сложно говорить об одной программе изменения содержания, ведь сегодня в образовании есть и вариативность, и поликультурность, и многое другое, что не позволяет идти старым путем.

Личность реформатора

Никогда общественное внимание не было так, как теперь, приковано к школе. Всем стала понятной эта нерасторжимая связь. Школа. Реформа. Судьба поколения. Будущее страны.

Спорим об организации трудового воспитания, ищем пути укрепления материальной базы. И все - таки о главном - о личности реформатора, о педагоге - до сих пор говорится мало и, по - моему мнению неконкретно.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

(Конфуций (см. приложение 1)).

Конечно тысячи школьных учителей - это столько же тысяч индивидов. Тем не менее, как представители своей профессии они являются носителями определенных общих характерологических особенностей, одинаковых или очень похожих взглядов, манеры общения, привычек. И начинать наверное, надо с того, чтобы пересмотреть этот профессиональный стандарт. Оценить его с позиции целей и задач реформы. И найти в себе силы выздороветь. Потому что главная болезнь учителя - испытание властью.

В своей статье "Вызываю огонь на себя3" учительница С.Станкина писала, что «Учителя обречены властвовать всю жизнь». День школьного преподавателя от звонка до звонка проходит исключительно в форме императива.

Здравствуйте. Садитесь. Иди к доске. Пишите. Отвечай. Дай дневник. Встань как следует. Одевайтесь быстрее и т.д.

Привычный ничем не примечательный учительский лексикон. Доходит до смешного, читая рассказ "Волшебное слово", педагог почему - то адресует его к детям.

Почему бы нам педагогам не общаться с детьми, не разговаривать с ними так, как мы взрослые, общаемся, разговариваем друг с другом? А еще лучше так, как мы разговариваем с начальством.

Я начал со слов, потому что они слишком много значат в нашей жизни. В детской тем более. Но есть еще интонация. "Сиди спокойно" сыну дома" и "Сиди спокойно" ученику на уроке - между этими фразами подчас пропасть. Иногда мне кажется, что детям в школе трудно дышать. Физически трудно. Все это я думаю не случайно. Есть даже такое выражение: "Ты как с учителем разговариваешь?!" Почему-то нельзя так разговаривать именно с ним. А с остальными можно.

А если ученик с чем-то не согласен? Возражения не допускаются. И это уже очень серьезно. "Не могу слышать" - и точка. И любые возражения бесполезны.

В своей статье учительница С. Станкина пишет, что впервые, я осознала дикость положения, когда один человек с утра до ночи учит, учит, учит других, случайно подсмотрев, как первоклассники играют в школу. "Петрова иди к доске, - голосом робота говорила "главная", - Стой - как следует. Господи на кого ты похожа! Дежурный - почему тряпки грязные? - Голос накаливался до невозможности.

Очень редко приходится слышать, чтобы учителю сделали замечание за то, что он груб, бесцеремонен, бестактен с детьми. Зато горе учителю, если у него в плане воспитательной работы окажется не 18, как принято, а 10 разделов. А нужно то, может быть всего один (или два, или пять).

Фронтальных проверок все мы боимся как огня. Еще бы. Стенды могут оказаться не на уровне. Реечные теперь не модно, надо пробковые. Планы перерабатывают, журналы заполняют, переписывают. Все довольны, проверяющие уходят. Так и не задавшись основным вопросом: кто работает с учениками.

Что за люди? Что они могут? Чего хотят? Что думают о детях, и любят ли детей?

Можно со мной не согласиться, но важна постановка вопроса, критерии, с которыми руководство народного образования, школьная администрация подходит к учителю. Реформа же предполагает блестящего учителя на потоке.

Как сделать, чтобы дети входили в любой класс, расправив плечи? Чтобы расцветали в обстановке доброжелательности и уважения к себе? Эти задачи должны решаться совместными усилиями.

Ученик не столько воспринимает информацию, сколько воспроизводит в себе учителя. Он, как говорили китайцы, ступает «ему в след», не случайно иероглиф «ту» («ученик») можно перевести как «тот, кто идёт следом». Он заставляет ученика соучаствовать в работе своей мысли, требует от него живого сопереживания, добиваясь передачи знаний «от сердца к сердцу». И тогда в словах уже нет необходимости, нужен лишь просветлённый учитель рядом.

В одном из экспресс - справочников для студентов педагогических вузов был задан вопрос. Что важнее: хороший учитель или хорошая балерина?

Вопрос вроде бы поставлен некорректно. Но вот что странно - на него есть ответ. Его дает жизнь. Получается, что хорошая балерина важнее. Потому что балериной можно стать, только тогда когда у тебя есть природные данные. Их выявляют путем строжайшего отбора.

В педагоги берут всех желающих. На основании экзаменационных оценок. Но по своей человеческой сути, к педагогике надо иметь призвание. Навязывать систему одного всем - не благодарное занятие (и очень трудоемкое).

Педагог должен быть сильным благодаря не трубной силе голоса, а своему желанию и умению понять время, по-своему воспитать ученика.

Личность современных детей

Свой выбор остановим на исследованиях современных детей, которые помогли бы создать единую концепцию, единую стратегию, единое направление в образовании.

Как же нынче изменились дети, стали ли они другими, а если да, то какими? Без ответа на этот вопрос, какие бы методы и приемы мы ни разрабатывали, они не будут эффективными, а образование не достигнет того уровня, на который нам бы хотелось ориентироваться. Вот так появилась проблема обучения детей.4

Первая проблема - социальная, наши дети не просто стали другими, они подвержены различным изменениям, и изменения, которые произошли за последние годы и в обществе, и в природе, оказали значительное влияние на молодое поколение. В первую очередь сказалось то, что мы живем в переходный период развития общества. Сейчас начинается информационный век в развитии общества, который пришел на смену постиндустриальному. Мы видим, как наши дети - и малыши, и подростки - испытывают серьезные трудности, ориентируясь в огромном информационном пространстве, и наша цель состоит в том, чтобы научить подрастающее поколение свободно ориентироваться в информационном потоке, не оставаться в его власти, слепо подчиняясь его законам, а достойно управлять им на благо себя и окружающих. Это наша основная цель, а главная проблема состоит в том, чтобы готовить наших детей к жизни в и информационном обществе.

Сегодня очень много говорят о детях-индиго, порой родители приходят в учреждение и говорят: «Посмотрите на моего ребенка, он необычен, к нему нужно найти особый подход». Родители, которые смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты, знакомятся с работами и выступлениями американских психологов, считают, что нынче все дети - сплошь дети-индиго. Но по этому вопросу сложилась своя позиция. Современные дети, не забудем об этом, - дети информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному, и, следовательно, тут наша задача - научить подрастающее поколение жить в информационном обществе. Наши дети всегда были почемучками, но теперь они чаще задают вопрос не «Почему?», а «Зачем?».

Современные дети гиперактивны, настойчивы, требовательны, у них повышенная потребность к восприятию информации и повышенная тревожность. По многим показателям они отличаются от детей прошлого века, но самое главное - наличие у них четкой смысловой сферы личности. Если современные дети не видят смысла в поступках, то отказываются совершать их, выражая протест вплоть до агрессии. С другой стороны, если ребенок видит смысл поступка, понимает, зачем это нужно, его не надо уговаривать делать то или другое. То есть мотивация зарождается сама. Ребенку просто нужно немного помочь и перевести его желание понять и оценить действительность, его поступки в созидательное русло, то есть перейти от отрицательной позиции к созидательной. Если в прошлом веке смысловая сфера приобреталась при определенных условиях, то сейчас мы наблюдаем, что ребенок порой с ней рождается и рано начинает проявлять смысловую направленность сознания.

Мы наблюдаем, что изменилась сама система взаимоотношений. Если раньше педагоги старались дать знания и на их основе выстраивать отношение ребенка к окружающей действительности, то сегодня все наоборот: если не выстроить определенную систему отношений, то ребенок отказывается принимать знания. Выстраивание системы отношений сегодня полностью зависит от нас, взрослых: какой она будет, таков и будет ребенок. Или он будет пассивен, или, наоборот, будет деятелем, создателем. Рискну предположить, что придется написать новую детскую психологию, ориентированную на современных детей, так как очень многое изменилось. Это очень глобальная задача, которая требует больших усилий, но решать ее необходимо. Дети - другие, совсем не такие, как прописано в шикарных классических трудах по психологии.

При обсуждении проблем воспитания сегодня рассматриваются такие вопросы, как особенности и закономерности развития современных детей, гиперактивность - норма или патология, детская агрессия и причины ее возникновения, просвещение родителей, влияние иностранного языка на овладение родным и многие другие, помогающие прояснить многие проблемы в воспитании и обучении школьников.

Ясно, что разработка инновационной стратегии на основе изучения особенностей и закономерностей развития современных детей, обладающих новым типом сознания, позволит повысить качество школьного образования, которое сможет при таком подходе выполнять прогнозирующую функцию образования. При этом необходимо расширить диапазон исследований, определить их ключевые направления, открыть экспериментальные площадки.

Большая проблема в том, чтобы определить структуру личности, это помогло бы создать методический инструмент для педагогических работников с тем, чтобы были составляющие, помогающие отслеживать и закономерности, и особенности развития в процессе воспитания и обучения. Тут нужно подумать о модели персонального развития личности. Дело в том, что у нас очень хорошо разработана проблема функционального развития, но на персональное развитие всегда обращалось меньше внимания. Нам нужно было бы иметь единую методику диагностики, которая дала бы ориентир для практических работников. Только тогда может получиться стратегия как направление, пути, а пути каждый педагог будет выбирать сам в зависимости от типа, вида и профиля образовательного учреждения, от усло­вий, которые там сложились.

Очень важно рассмотреть детскую картину мира, так как образование должно выполнять опережающую функцию, видеть будущее развитие общества, а не наоборот. Если мы сможем это сделать, то получим возможность предвидеть и помогать и нашим детям, и их родителям в их развитии.

Время требует поиска, отбора и разработки методик и методов обследования современных детей, так как многие методики уже устарели и просто не соответствуют требованиям времени. Нам требуются новые диагностические шкалы. Все это очень хорошо развито на Западе. Естественно, если такой диагностический материал будет разработан, это поможет делу.

Очень трудно, когда мы говорим о детях с новым типом сознания, определить норму и патологии. Это самая главная проблема, которая пугает педагогов и в первую очередь родителей. Стоит только приклеить ярлык в детстве, и это очень сильно повлияет на сознание самих родителей, которые могут поверить, что ребенок такой. Но если родители поверят в силы и возможности ребенка вопреки всем диагнозам, могут произойти чудеса. Поэтому очень осторожно нужно подходить к выводам, где норма, а где патология. Ребенок может проявлять уникальные способности, а ему, не разобравшись, могут поставить очень нехороший диагноз и тем самым загубить жизнь. Например, так бывает в случаях билигвизма семье. Ребенок очень долго не говорит ни на одном языке, родители беспокоятся, хотя ребенок очень развитый. Но это не патология, это просто ситуация в условиях билингвизма, и нужно просто провести некоторые профилактические меры, чтобы развитие было нормальным.

Сегодня и педагогов-дошкольников, и учителей начальных классов волнует проблема детской гиперактивности. Нынче очень много гиперактивных детей. Учителя говорят, что в последние годы стало очень трудно, они не понимают современных детей, которые требуют совершенно другого, нежели было раньше. Учителя отмечают очень высокий уровень активности детей и не знают, что делать с их гиперактивностью. Понятно, что тут должны быть другие подходы, другие методики для того, чтобы направить эту активность в нужное русло - познавательное. Естественно, нам нужно рассмотреть причины возникновения детской агрессии, работы тут очень много, и это свидетельствует об актуальности этой проблемы. Если посмотреть на 70-е годы прошлого века, то это были десятки педагогических и психологических работ, на эту тему сегодня таких работ - сотни.

Очень важна профилактическая работа, особенно - для дошкольного образования. Нам нужно не выявлять патологии, а посмотреть, скажем, на имеющиеся речевые отклонения и помочь и родителям, и ребенку определить направления работы по их устранению. Для этого у нас есть логопеды, психологи, по крайней мере, есть тот педагогический арсенал, который можно использовать для совместного решения этой проблемы.

Какие есть нынче педагогические проблемы? Если мы говорим о стратегии как направлении, то необходимо продумать модели как ориентиры, на которые могли бы ссылаться, которые могли бы использовать воспитатели, преподаватели школьного образования. Какими будут эти модели, нужно определять совместно педагогам и ученым педагогических вузов, но уже понятно: они должны быть простыми, доступными, понятными, с помощью этих моделей мы должны посмотреть, как происходит развитие ребенка.

Сегодня много разговоров о значимости семьи в развитии ребенка. Нам, педагогам, необходимо посмотреть, какой тип отношений в семье, как можно обеспечить развитие ребенка и развитие его личности, как можно развивать ребенка. Здесь возникает проблема специфики обучения современных детей. Мы прекрасно понимаем, что процесс обучения дошкольников иной, чем в школе, он резко отличается, он даже имеет другой путь - от частного к общему, когда опыт сначала накапливается, а потом систематизируется в отличие от того, что в школе даются знания на абстрактном уровне, потом отрабатываются, а уж после этого ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками. Современные дети, которые гиперактивны, которые могут проявить агрессию, когда им не хватает информации, если ее недополучили, или когда они недополучили общения. Поэтому, естественно, сама система обучения должна быть иной. Какой она должна быть в рамках инновационной стратегии, нам и предстоит решать вместе с педагогами, находя для этого самые оптимальные пути.

Если мы говорим о новом типе сознания, то тут важная роль принадлежит языку. В научных работах доказано, что раннее изучение иностранных языков для ребенка более благоприятно. При этом наиболее легко усваивается французский язык, он даже способствует устранению некоторых речевых нарушений. Английский приводит к некоторому искажению менталитета, хотя мы не обращаем на это внимания, а ведь это важно учитывать для сохранения нашей русской культуры. Почему так важна сегодня проблема языкового образования? Во-первых, мы прекрасно знаем, что в начальных классах уже введено обучение иностранному языку. Школы вводят различные языки. Тут важно не спешить, пусть ребенок научится хорошо говорить на родном языке, это поможет ему в будущей жизни.

Один французский философ сказал так: воспитанием дошкольников должен заниматься профессор, воспитывать и обучать младших школьников - доцент, а обучением взрослых школьников может заниматься хороший учитель. Это еще раз подчеркивает, как много внимания нужно уделить образованию.

Таким образом, работать профессионально - это значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов. Кроме того, творчество - необходимый компонент профессионализма, а также вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Саморазвитие - путь достижения вершин профессионализма. У всех учащихся необходимо выработать привычку саморазвития и самоконтроля, ибо это основные факторы.


Приложение 1

«Вести сражаться необученных людей - значит их бросить».

Конфуций.

Конфуций (Кун-изы, Кунфо, 551-479 гг. до н.э.). Родился в г. Узоуи в царстве Лу, был потомком аристократического рода.

Ученики Конфуция записали его мысли и поучения; так сложилось главное конфуцианское учение.

ЛК вопросу об инновационном образовании..Н.Толстой сущность китайского (Конфуция) учения понял и изложил следующим образом. «Истинное (великое) учение научает людей высшему добру - обновлению людей и пребыванию в этом состоянии. Чтобы обладать высшим благом нужно:

« чтобы было благоустройство во всём народе»

К вопросу об инновационном образовании.«В ГОСУДАРСТВЕ » (понимание автора)

«К вопросу об инновационном образовании.благоустройство в семье»

«К вопросу об инновационном образовании.благоустройство в самом себе»

«К вопросу об инновационном образовании.чтобы сердце было чисто»

«правдивость , сознательность мысли»

«К вопросу об инновационном образовании.высшая степень знания»

К вопросу об инновационном образовании.

«изучение самого себя»

В процессе описания (формулировании) чужих идей, надеялся что это будет просто, не получилось.

Конфуций (конфуцианство) - философия жизни; невозможно «вырвать клок » из общей стройной системы.

Стремился, пытался, думаю не зря потратил время!!!

Рекомендую ознакомиться с представленными изречениями Учителя, которые могут «пригодиться» (по моему мнению) в повседневной жизни и учебной практике.

1.Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей.

2.Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

3.Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.

Научить ли тебя знанию? Что знаешь, то считай, что знаешь, незнание считай незнанием. Это и есть знание.

4.В молчании помнить, учиться ненасытно и наставлять других без устали. Что есть во мне из этого?

5.Непотрясенных не учу. Не повторяю тем, кто не способен отыскать по одному углу три остальные.

6.У трех прохожих непременно найдется мне наставник, я выбираю то, что есть в них доброго, и следую ему, недоброе же в них я исправляю.

7.Есть, видимо, творящие без знаний.

Я не таков. А слышать многое, выбирать в нем доброе и следовать ему, видеть многое и помнить - это в знании второстепенно.

8.Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.

9.Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить. Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно.

10.Кто знает, тот не сомневается, кто полон милосердия, тот не тревожится. Кто смел, тот не боится.

11.Хуэй не помогает мне, в моих речах он всем доволен.

12.Когда ведешь себя ты правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ты ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.

13.Высший - тот, кто знает от рождения; следующий - тот, кто познает в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся, - люди низшие. Я часто целые дни не ем и целые ночи не сплю, всё думаю, но от этого нет пользы. Лучше уж учиться.

14.Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

15. Ученик не столько воспринимает информацию, сколько воспроизводит в себе учителя. Он, как говорили китайцы, ступает «ему в след», не случайно иероглиф «ту» («ученик») можно перевести как «тот, кто идёт следом». Он заставляет ученика соучаствовать в работе своей мысли, требует от него живого сопереживания, добиваясь передачи знаний «от сердца к сердцу». И тогда в словах уже нет необходимости, нужен лишь просветлённый учитель рядом.

16. Не поговорить с человеком, с которым стоит поговорить, - значит потерять человека. А говорить с человеком, с которым не стоит говорить, - значит терять слова. Мудрец не теряет ни слов, ни людей.

17.Учиться надо лишь одному - древности, точнее тому порядку, который существовал когда-то у предков, чтобы воспроизвести его в сегодняшней жизни. Именно «учиться», а не «изучать».

18. Конфуций подчёркивает необходимость учения. Именно с учением он связывает совершенствование человека, а точнее, «выявление человеческого в человеке». Пустые раздумья без изучения канонов губительны. Конфуций был противником, как чистых спекуляций, так и бездумного зазубривания. «Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно». «Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему; наблюдаю, многое и держу все в памяти - это и есть способ постижения знаний».

15. Выявление культуры в себе - это вечное учение, образование. Более того - нет особой разницы между учителем и учеником, и лучшим наставником оказывается именно тот, кто лучше всех учится сам.

16. Мудрый правитель определяет народу различные занятия, чтобы он непременно имел средства для обеспечения родителей и для содержания жен и детей; чтобы в урожайный год он был постоянно сыт, а в неурожайный мог бы избежать смерти. Если после этого он будет побуждать народ стремиться к добру, то в таком случае народ легко последует за ним.

17. Учитель не передаёт информацию, в нашем понимании он ничему, собственно, и не учит. Он не расскажет, как надо жить. Он существует в этом мире как нравственный ориентир, как указатель Пути. Сам указатель ещё не гарантирует, что человек сумеет дойти до конца Пути, но это уже залог того, что дорога выбрана правильно.

18. Как-то ученик Конфуция Цзы-гун спросил своего Учителя:

- Почему Кун Вэнь-цзу называли «Вэнь» («культурным»)?

Конфуций ответил:

- Он был быстр и способен в учении. Он не стыдился испросить совета у тех, кто стоит ниже по положению. Вот почему его именовали «Вэнь».

19. Если естество в человеке одолеет культуру - получится дикарь. Если культура одолеет естество - получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать благородным мужем.

20. Сам Конфуций отличался немалым терпением и даже снисходительностью к людям, в том числе и к своим ученикам. Он прекрасно знал, с кого можно требовать «великого действия», а кто не способен даже на малое.

21. Трухлявое дерево не годится для поделок. Стена из навоза не годится для побелки. Не всякий человеческий материал годен для изготовления «великого сосуда», и не надо бояться признать это.

22. Прежде я верил людям на слово: если сказали - значит, так и сделают. Теперь же я слушаю их речи, но смотрю, что они сделают.

23. Ученики Конфуция предпочитали не выставлять себя на люди, быть «скромными с достоинством», умели ценить себя и быть гордыми (один из учеников утверждал, «что его можно даже убить, но шапку он не снимет»).

24. В древности люди учились для того, чтобы самосовершенствоваться; сейчас же люди учатся напоказ! Совершенный человек через учебу стремится сделать себя прекрасным, ничтожный человек учится ради бахвальства перед другими.

В заключение хочу отметить, что в течение длительного периода существовала следующая практика подбора управленческого персонала и чиновников: на службу принимали только после сдачи сложного экзамена по конфуцианству. При этом не учитывалось социальное происхождение претендента (по крайней мере, это декларировалось); во внимание принимался лишь уровень его знаний.

1 УГ. Т. Горлова

2 "Акмеология - от греч. "акме" - пик, вершина, высшая ступень чего либо.

3 С. Станкина. Работница №5.

4 УГ. Т.Горлова


© 2010-2022