Система смазки

Система смазки Не секрет, что двигатель внутреннего сгорания работает в жестких условиях: высокая температура, огромная скорость вращения коленчатого вала и движения поршней. Даже далекому от физики и техники человеку понятно, что необходима тщательная смазка всех трущихся элементов механизма. Для решения этой задачи, а также частичного охлаждения элементов мотора и удаления продуктов их износа предназначена система смазки.
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»







Методическая разработка занятия

Система смазки















Салехард, 2014

Система смазки

Не секрет, что двигатель внутреннего сгорания работает в жестких условиях: высокая температура, огромная скорость вращения коленчатого вала и движения поршней. Даже далекому от физики и техники человеку понятно, что необходима тщательная смазка всех трущихся элементов механизма. Для решения этой задачи, а также частичного охлаждения элементов мотора и удаления продуктов их износа предназначена система смазки.

Основными ее элементами являются:

поддон картера;

масляный насос с маслоприемником;

редукционный клапан с пружиной;

маслозаливная горловина;

масляный фильтр;

каналы для доставки масла под давлением в детали двигателя (блок цилиндров, головку блока и др.).

Емкостью для хранения используемого в системе смазки масла выступает поддон картера. При заливке масла в горловину оно проходит через двигатель и опускается в поддон, который расположен сразу под ним.

Объем масла в двигателе не должен выходить за установленные минимальные и максимальные пределы. Недостаточное количество масла приводит к преждевременному износу деталей двигателя, а излишек - к повышенному давлению в системе и иным неприятностям. Если масла недостаточно - эксплуатировать автомобиль категорически запрещается (вначале нужно долить его до положенного уровня и только после этого можно заводить мотор). Когда масла слишком много, его следует слить из сливного отверстия в поддоне картера (через него же масло сливается при замене).

Для контроля уровня масла в каждом автомобиле присутствует специальный металлический щуп. Он вставлен в отверстие картера двигателя и имеет две пометки: min и max, соответствующие минимально и максимально допустимому уровню масла. С помощью щупа можно также контролировать состояние моторного масла: если оно черное и непрозрачное - его пора заменить.

ПРИМЕЧАНИЕ Проверять уровень масла следует не ранее, чем через 7-10 мин после выключения двигателя. В противном случае оно не успеет полностью стечь в поддон, следовательно, на щупе отобразится недостоверная информация. Небольшое количество моторного масла постоянно сгорает в двигателе. Максимальное потребление масла должно составлять не более 2,5 % от объема израсходованного топлива в старых автомобилях и не более 1,25 % - в новых.

Масло в системе смазки автомобиля должно соответствовать климату и температуре окружающего воздуха. Недопустимо в 30-градусный мороз использовать летнее масло. Его вязкости будет недостаточно, что приведет к преждевременному износу двигателя. Вязкость масла на этикетке банки обозначается цифрами после букв SAE. Большая или маленькая буква W ставится в обозначениях зимних марок масла (например, SAE 10 W, SAE 15 w). В наименованиях летних марок дополнительных букв нет (SAE 30). Сегодня существуют всесезонные сорта масла. В их маркировке сначала следует зимний показатель, затем ― летний (например, SAE 10 W-50, SAE 15 W/50).

Чтобы масло поступало к трущимся деталям двигателя (в первую очередь газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов), используется специальный прибор - масляный насос. Он состоит из двух шестерен и имеет привод от коленчатого вала двигателя. Когда шестерни вращаются, своими зубьями они нагнетают масло в главную масляную магистраль.

Задачей редукционного клапана с пружиной является предотвращение возникновения избыточного давления в масляных каналах. Когда давление становится слишком высоким, пружина сжимается, и часть масла вытекает из масляных каналов обратно в поддон картера.

Маслозаливная горловина, расположенная в верхней части двигателя, предназначена для залива масла при замене или долива при его недостатке. Для удобства в горловину вставляется воронка.

Масляный фильтр - несложный прибор, который служит для очистки моторного масла от различного рода примесей (в частности, продуктов работы трущихся деталей - мельчайшей стружки, металлических опилок). Прежде чем масло попадает в систему, оно должно быть очищено, поэтому фильтр устанавливается сразу после масляного насоса. Масляный фильтр не подлежит техническому обслуживанию или ремонту: его необходимо периодически менять во время плановой замены моторного масла.

В современных двигателях внутреннего сгорания часть деталей смазывается под давлением, а часть - с помощью масляных брызг и масляного тумана, которые образуются естественным путем в процессе работы мотора. Такая система смазки называется комбинированной. Сильно трущиеся детали, испытывающие в процессе работы двигателя наибольшую нагрузку (например, подшипники распределительного и коленчатого валов), смазываются маслом под давлением, остальные - путем его разбрызгивания.

При вращении коленчатого вала его кривошипы с размаху «влетают» в масло в поддоне картера, которое при этом сильно разбрызгивается. Брызги, а также масляный туман, появляющийся в результате очень быстрого вращения коленчатого вала, щедро оседают на внутренней поверхности цилиндров, деталях шатунно-поршневой группы и газораспределительного механизма. В результате все детали обильно смазываются маслом, что обеспечивает их продолжительную работу и повышает износоустойчивость.

На панели приборов любого автомобиля имеется красная лампочка давления масла. Она загорается, когда водитель включает зажигание, а после запуска мотора должна погаснуть. Если лампочка горит при работающем двигателе - его необходимо сразу заглушить: вероятно, в системе смазки недостаточно масла. Причинами этого могут быть повреждение прокладки головки блока цилиндров, плохо затянутая сливная пробка в поддоне картера, износ сальников, повреждение наружных маслопроводных шлангов, износ подшипников коленчатого вала, износ масляного насоса и др.

Бывает, что повышенный расход масла вызван износом деталей кривошипно-шатунного механизма. Проверьте состояние выхлопных газов: если из выхлопной трубы идет голубой или синий дым, возможно наличие серьезных неполадок в двигателе. Если выхлопные газы бесцветны либо чуть заметны - скорее всего, все в порядке. Некоторые автолюбители по неопытности принимают за дым обычный пар, выходящий из выхлопной трубы (особенно часто это случается в холодную погоду).

Определить, подтекает ли моторное масло из системы смазки, можно по характерным следам на асфальте в том месте, где стоял автомобиль (под двигателем). Вы легко установите место подтекания, но устранить его причину вряд ли удастся: этот сложный ремонт (кстати, недешевый) придется делать на станции технического обслуживания.

Моторное масло бывает трех видов:

минеральное;

полусинтетическое;

синтетическое.

Минеральное масло производится из нефти, полусинтетическое содержит искусственные добавки, а синтетическое является полностью искусственным. Самое высококачественное (и соответственно дорогое) ― синтетическое масло, за ним идет «полусинтетика», затем - минеральное масло.

Распространенное мнение, что «минералку» заливать не стоит, ошибочно: современные марки минерального моторного масла характеризуются высоким качеством. Однако минеральное масло нужно чаще менять: например, если «полусинтетики» для какой-либо марки автомобиля хватает на 15 000 км пробега, то «минералки» - только на 10 000 км.


© 2010-2022