• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Проектно-исследовательская деятельность как составная часть обучения

Статья на тему Проектно-исследовательская деятельность как составная часть обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность как составная часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов

Развитие системы образования и внедрение ФГОС 3-го поколения требует формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных условиях экономика нашей страны требует не просто образованных работников, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, развитым интеллектом, инновационным типом мышления, способных работать в команде, принимать нестандартные решения и легко адаптироваться в окружающем обществе.

Проектно-исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные задачи, а также творчески реализовывать полученные в процессе обучения практический опыт, умения и знания, помогает обрести исследовательский опыт.

Многие преподаватели в своей работе практикуют применение проектно-исследовательской деятельности в рамках учебных занятий и внеклассных мероприятий, предлагая своим студентам создать личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение, презентация и т.п.), комплексная работа и т.д.

Суть данного метода заключается в стимулировании интереса обучающихся к определённым проблемам, развитии критического мышления.

В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность максимально развивает творческое мышление, индивидуальные способности, исследовательские навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивать научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию знаний и практическое применение их для решения поставленных задач и возникающих проблем.

Основными направлениями работы в рамках организации проектно-исследовательской деятельности студентов является:

1.Развитие у студентов навыков самостоятельной работы и обучение их методологии научных исследований.

2.Развитие умений формировать и защищать свои идеи и предложения.

  1. Развитие коммуникативных, аналитических, рефлексивных умений.

  2. Совместное исследовательское творчество преподавателя и студента - это эффективный, проверенный путь развития, становления характера студента, воспитания у него инициативности, навыков постоянного самообразования.

Проектно-исследовательская деятельность помогает студентам раскрыть и оценить свои возможности при участии в научно-практических конференциях разного уровня.

Основной целью организации и развития исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки будущих специалистов.

При осуществлении проектно-исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы:

  1. Мотивация (усиление роли в собственном образовании; самореализация творческого потенциала обучающихся): формулировка темы проектно-исследовательской работы; постановка цели исследования; выдвижение гипотезы.

  2. Определение круга изучаемых информационных источников: разработка методов исследования; определить круг изучаемых источников литературы.

  3. Сбор материала по теме исследования и его систематизация: научиться правильно искать информацию в различных источниках и работать с ней.

  4. Обобщение результатов поиска теоретического и аналитического характера.

  5. Формирование проектно-исследовательской работы в единое целое.

  6. Формулировка итоговых выводов по проведенным исследованиям.

  7. Оформление исследовательской работы: ознакомление с требованиями оформления научно-исследовательской работы; корректировка написанного материала.

  8. Публичное выступление на научно-практической конференции: написание тезиса; объяснение принципов публичного выступления; собственно само выступление.

  9. Анализ научно-исследовательской деятельности и планирование деятельности на будущее: совместно со студентом проводится анализ выступления и работы на научно-практической конференции; проведение корректировки темы для дальнейшего исследования.

Проектно-исследовательская работа студентов, это плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности, которая является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и направленного на достижение высоких результатов. Современный специалист - это человек, обладающий определенным набором общих и профессиональных компетенций, сформировать которые во многом помогает участие студентов в исследовательской деятельности.


© 2010-2022