Эссе Моя педагогическая философия

Школа - островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний... Школа занимает особое место в обществе, поскольку она учит основам наук и воспитывает в детях определенную систему жизненных ценностей. Ученики и учителя строят свой завтрашний урок на знаниях, вынесенных из урока сегодняшнего.  Считаю, что моё предназначение "сеять разумное, доброе, вечное". Что и как из посеянного прорастет, как взрастить посеянное -  это важно. В и...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

«Моя педагогическая философия»



Мир прекрасен потому,

что он дает возможность помогать другому.

Древние



Школа - островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний... Школа занимает особое место в обществе, поскольку она учит основам наук и воспитывает в детях определенную систему жизненных ценностей.

Ученики и учителя строят свой завтрашний урок на знаниях, вынесенных из урока сегодняшнего.

Считаю, что моё предназначение "сеять разумное, доброе, вечное". Что и как из посеянного прорастет, как взрастить посеянное - это важно.

В институте я получила хорошее, надежное, фундаментальное образование в лучших традициях российской педагогики. Не раз задавая себе вопросы: как учить, как воспитывать, как развивать, каким путём вести учеников, как создать наиболее благоприятные условия для их познавательной деятельности, фактически искала ответ на один-единственный, но важный вопрос - как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными задачами?

За время педагогической деятельности поняла, чтобы добиться результатов своей работы, надо быть успешным учителем. Если мы будем успешны и оптимистичны, то, соответственно, и наши ученики будут успешны в обучении. За 25 лет работы в школе учителем математики сформулировала для себя несколько принципов успешности:

1.Чтобы быть успешным учителем, надо учиться общаться.

Общаясь, мы формируем свои ценности, своё «я», через отношения к себе других осознаём свою индивидуальность и раскрываем её. Любое общение - это процесс. Чтобы быть успешным учителем и видеть успешных учеников, помню правило: в классе произносить детям «посмотрите, послушайте, почувствуйте». Важно не только сообщить информацию устно, но максимально прояснить её с помощью наглядных средств, чтобы у учеников сложились прочные зрительные ассоциации.

Важнейшим критерием общения является умение задавать вопросы. Навыки задавать вопросы могут быть эффективным способом реализации мыслительного процесса. С помощью вопросов мы узнаем новое, получаем знания. Умение задавать вопросы позволяют грамотно оценивать окружающий мир. А сомнение приводит к возможности принимать решения и успешно планировать дальнейшие действия.

Учитель неустанно учит, обучает, направляет ученика, постоянно с ним общается. Общается как с личностью. Теплота взаимоотношений учителя и ученика, глубокое взаимопонимание создают естественные предпосылки для воспитания у учеников доброты, совести, честности, правдивости, достоинства.

Если верить в способности ученика преодолевать трудности, помогать ему в этом, то программируем его на успех. Он будет успешным!

Моментом успешности является и искусство поддержки. Ободрение придает уважение и веру в способности учащегося и является символом признания стараний, подчеркивает личностные достижения, поощряет интерес к собственному развитию и личности, развивает самодостаточность и независимость. В обучении и воспитании делаю акцент на сильных, а не на слабых сторонах учащихся.

2. Чтобы быть успешным, повышаю своё педагогическое мастерство.

Педагогическому мастерству учатся так же, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант.

Для этого надо: знать предмет, владеть приемами преподавания, методами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учащимися.

Успешность обучения зависит от умения учить и воспитывать своих учеников. Развивать сильного, помогать слабому, к каждому найти подход, дать необходимый запас знаний и умений. Сначала надо увидеть человека, а потом ученика, тогда и учеба пойдет.

Правильная, уверенная и интересная речь - качество культурного человека. Где, как не на уроках, ученики приобретут навыки грамотной, логичной речи, научатся преодолевать стеснительность, избавляться от страха перед аудиторией.

Как же помочь ребенку учиться? Что ему сказать, чтобы он начал учиться успешно? Как можно чаще надо говорить об успехах, чтобы он слышал от меня, учителя, что я верю в его возможности. Чтобы ученик понимал из моих слов, что я радуюсь вместе с ним каждому его успеху, даю ему шанс преодолеть самого себя. Всё это трудно, но такова моя профессия, она требует полной самоотдачи. Каждому из нас для того, чтобы хватило сил достичь своей цели, необходимо поддерживающее окружение, а ребенку оно во сто крат необходимее. И таким окружением для него является помимо родителей - учитель. Главная обязанность учителя - внушать веру в себя своему ученику. Для этого создаю максимальные условия для развития и самореализации, подвожу учеников к правильному решению, чтобы они сами предложили то, что я собиралась им сказать. Ученик, который сам принял решение, трудится лучше и продуктивнее.

Один из основных законов, который руководит жизнью людей, - закон свободной воли или свободного выбора. Становление индивидуальности ученика в процессе обучения обуславливается созданием на уроке ситуации выбора. Предлагая ученику совершить осознанный и желанный выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. В ситуации выбора ученик поставлен перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач, способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. При создании ситуации учитываю готовность учащихся к выбору, успешность выполнения поставленной цели. Оговариваю (корректно) причины неудач, так как учащиеся тоже имеют право на ошибку, отмечаю правильно выполненные задания, анализирую совокупность действий ученика.

Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается постепенно. Научить ученика делать обоснованный выбор, принимать самостоятельные и взвешенные решения - означает сформировать личность самостоятельную, жизнеспособную.

В основе эффективного взаимодействия учителя и ученика лежит соответствие и понимание личностных систем ценностей обеих сторон. Например, главная ценность подростка - независимость от взрослых, ощущение собственной автономности. Мне, учителю, важно быть психологически компетентным в вопросах возрастной и индивидуальной психологии. Необходимы наблюдательность и умение слышать своего ученика. Важно проявлять терпимость, веру в ученика и уважение к его еще только формирующемуся «Я». Творческий подход к делу - это основание для того, чтобы мой труд - труд учителя - был успешен.

3. Важнейшее условие обучения - личность учителя, это еще один из принципов успешности.

Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо, высказанная просьба, выполняется охотнее, чем приказание. Умение держать себя в руках, уважительный тон в самых сложных ситуациях - хороший образец для невольного, а нередко и для сознательного подражания. Особого внимания требуют учащиеся с повышенной возбудимостью. Дружеская улыбка, спокойный голос быстро ликвидируют эмоциональное напряжение, предупреждают стрессовую реакцию. Желание понять учащегося, разумная терпимость к нему - мощное средство для установления положительного общения. Помню, что ученика нельзя принудить «стать хорошим». Ребёнок не способен к занятиям, к творческой деятельности под нажимом, давлением. Пробудить у него желание с интересом и любовью относиться к учебе, самовоспитанию - долг учителя. И помочь в этом может общение. Профессиональное развитие учителя в единстве с развитием его индивидуальности характеризуется уровнями: предметник, разумный консерватор, экспериментатор, профессионал. От уровня к уровню качественно меняется характер целей, средств и результатов профессиональной деятельности учителя.

Стремлюсь к дисциплине творческой, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками, другими словами, к сознательной дисциплине.

Залог успешности зависит от эффективности урока.

Перед каждым уроком задаю себе вопрос: чему научить? Каковы цели обучения? Самый простой ответ: учащиеся должны усвоить программный материал. Но что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Но память изменчива. Сегодня запомнил, а завтра забыл. Я учу учащихся применять знания на практике, уметь пользоваться ими, применять знания в оригинальной, нестандартной обстановке.

Главная задача - добиться включения учащихся в работу на всех этапах деятельности, чтобы они трудом добывали знания, а «развитие без накопления знаний - мыльный пузырь».

При подготовке к уроку всегда вспоминаю китайскую мудрость: «Я слушаю, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю и я понимаю».

На уроках применяю интерактивные формы обучения. Ребята работают группами, командами. Предоставлять им возможность активно обсуждать и размышлять, искать ответы и осмысливать. А пищу для размышления должны подбрасывать им мы, учителя. Преподавание будет эффективнее, когда ученик станет активно и творчески участвовать в процессе учения, напряженно мыслить, искать ответ, рассуждать. Ему не будет скучно, и результаты такого учения резко повысятся. А это возможно лишь при работе в группах. При использовании на уроках тех или иных форм взаимообучения уровень достижений учащихся повышается. Чтобы обучение имело желаемый результат, применяю групповое поощрение и стимулирование личной ответственности. Поощрение всей группы способствует тому, что ребята помогают другим членам группы в освоении материала. Индивидуальные проверки помогают каждому учащемуся увидеть, что именно он достиг.

В своей работе руководствуюсь правилами эффективного урока:

Положительные эмоции делают обучение успешнее

В начале урока должна быть задана мотивация на урок.

На уроке загружать и левое и правое полушария.

Использовать ошибку на пользу себе и ученику.

Сравнивать успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами другого.

Употребление частицы «НЕ» приводит к противоположному результату.

Грамотно закончить урок.

Если учитель энергичен и заинтересован в своем деле, то и ученики будут такими же. Поэтому лучше все-таки и для наших учеников, и для нас самих неустанно строить со своими учениками партнерство, сотрудничество, сотворчество.

Ученики - соратники, собеседники, люди, с которыми бесконечно интересно. Общение с ними - личностно значимая ценность.

Помогаю ученикам поменять традиционную установку: не учитель должен учить меня, а я должен учиться у учителя. Я уверена, все дети без исключения талантливы, каждый ребенок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, сферах общения и лидерства. В учебно-воспитательном процессе создаю ситуации и условия, способствующие осознанию каждым учеником своей индивидуальности.

Обучение общению, умению ставить реальные цели; формирование потребности в творческом созидании; развитие познавательного интереса; повышение интеллектуального уровня посредством создания непринужденных ситуаций, непринужденного контроля полученных знаний, умений, навыков; умелое сочетание с другими средствами обучения - всё это помогает развитию у учащихся конструктивного мышления, выражающегося корректным поведением в жизненных нестандартных ситуациях, и выводит их на достаточно активный уровень жизни в современном обществе. Всё это помогает ученику быть успешным. Успешен учитель - успешен ученик!

Радуешься, горюешь, находишь, теряешь, встречаешь и расстаешься - это жизнь. Это моя жизнь, и другой не мыслю.

© 2010-2022