- Преподавателю
- Другое
- Материалы для учителя: Технология обучения ИНЛОККС (текст выступления Панчишко Е. О. на конференции в МГУ + авторская презентация к выступлению на конференции + пример планирования в рамках технологии)
Материалы для учителя: Технология обучения ИНЛОККС (текст выступления Панчишко Е. О. на конференции в МГУ + авторская презентация к выступлению на конференции + пример планирования в рамках технологии)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панчишко Е.О. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Панчишко Елена Олеговна Выступление на конференции в МГУ 15.01.2010 г.
Слайд 1
Добрый вечер!
В настоящее время в образовании провозглашен компетентностный подход в образовании, т.е. предполагается, что для успешной адаптации в современном обществе выпускник должен обладать рядом таких компетенций как:
- социально-политическая;
- социокультурная;
- коммуникативная;
- информационная;
- готовность к образованию в течение жизни.
Исходя из сказанного, совершенно очевидно, как важно для учащегося приобрести умения самостоятельной работы с текстовым материалом в процессе обучения.
К сожалению, по ряду причин сформировать такие умения не так просто.
Пример от вторника 12.01.10. Урок геометрии в 10-м классе:
Разбираем решенную в учебнике (Л.С.Атанасян) задачу. Надо вербальный текст (предложение) перевести на язык математической символики.
«Через какую-нибудь точку В плоскости β проведем прямую b, параллельную прямой a». Факт того, что точка В лежит в плоскости β, установлен быстро. а то, что точка В также лежит на прямой b, уже не прочитывается…
Поэтому если говорить о технологии обучения ИНЛОККС (информационно-логическая, ораторская и коммуникативная культура специалиста), можно утверждать, что ее достоинством является отработка приемов понимания учебного текста, обеспечивающих осознанное применение извлеченной из текста учебной информации.
Слайд 2
Итак, сформулируем два постулата:
-
Работа с текстом - это конкретная система умений, которой может и должен овладеть каждый.
-
Основа работы с текстом - это конкретные действия и операции, доступные каждому.
Что относится к этим действиям и операциям:
- операции смыслового восприятия элементов текста;
- понимание слов, предложений, абзацев;
- понимание того о каких субъектах говорится в тексте (отсюда - умение составить план) и что о них говорится (т.е. формируется умение составлять тезисы);
- понимание того, как логически связаны субъекты в тексте ( на этой основе вырабатывается умение составлять графсхему основного содержания текста);
- понимание того, как содержание данного текста связано с содержанием ранее изученных текстов ( отсюда своя интерпретация учебного материала) и т.д.
Слайд 3
Озвученные операции лежат в основе изучающего чтения, - основным видом чтения в процессе учебной деятельности.
Другой вид чтения, - усваивающее, способствует прочному запоминанию учебной информации, а также умению свободно воспроизводить усвоенные знания.
Слайд 4
Чтобы овладеть изучающим видом чтения, надо освоить следующие приемы понимания учебного текста:
-
Постановка вопросов к тексту. (Не зачитывать)
-
Составление плана.
-
Составление граф-схемы.
-
Тезирование.
-
Составление сводных таблиц.
-
Комментирование.
Слайд 5
В основе усваивающего чтения лежат такие приемы понимания и запоминания учебного текста:
-
Ответы на контрольные вопросы. (Не зачитывать)
-
Реферативный пересказ.
-
Аннотирование.
-
Комментирование учебных текстов.
-
Составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.
Слайд 6
Ну а теперь, каким образом можно начинать работу по технологии ИНЛОККС?
Слайд 7
Пример: изучение темы по геометрии в 9 классе «Окружность, вписанная в правильный многоугольник» по учебнику Л.С.Атанасяна.
Слайд 8
В начале текста вводится новое понятие: вписанная в многоугольник окружность. Учащиеся анализируют определение, используя логическую операцию деления понятия и классификации, т.е. фиксируют родовое понятие (знакомое) - окружность и на основе признака: все стороны многоугольника касаются этой окружности, устанавливают новое видовое понятие - вписанная окружность.
Слайд 9
Далее, прежде чем перейти к теореме о вписанной в правильный многоугольник окружности, осуществляется знакомство со смысловой структурой текста: отталкиваясь от грамматической основы предложения осуществляется переход к смысловой структуре текста: что такое субъект и предикат и на какие вопросы они отвечают.
Слайд 10
Для осмысления этих понятий приводится пример небольшого текста по теме, знакомой учащимся из курса МХК.
(СФЕ - один из уровней понимания текста. Не зачитывать)
Слайд 11
Далее возвращаясь непосредственно к теме урока, достаточно быстро выявляется субъект и два предиката в формулировке теоремы.
Слайд 12, 13
Фото Юлии Фадеевой (работа над формулировкой теоремы).
Слайд 14
А теперь предстоит работа над следующей логической операцией: доказательством. И здесь на помощь приходит графическое средство анализа, где наглядно показано, из чего это доказательство состоит
(тезис, аргументы, вывод). (Не зачитывать)
Слайд 15, 16
Используя схему, учащиеся анализируют текст доказательства и выполняют необходимые записи в тетради, учитель на доске. Затем двое учащихся могут для закрепления устно быстро повторить этапы доказательства теоремы.
Слайд 17
Итогом урока является осмысление учащимися учебного текста посредством перевода вербального текста в запись в виде следующей графсхемы.
Слайд 18
А дома, наряду с задачами им предлагается самостоятельно проанализировать два следствия из теоремы.
Слайд 19
Надо заметить, что готовясь к урокам, учитель также работает с учебным текстом, и различные приемы технологии ИНЛОККС - ему верные помощники. Они дают возможность структурировать урок по методике идеального конспекта, схема которого представлена на текущем слайде.
О других особенностях и приемах технологиии ИНЛОККС рассказали и еще расскажут другие участники конференции.
В заключении хочется повторить, что учащиеся в школе могут и должны овладевать приемами эффективного чтения учебного текста, что позволит им переводить любую интересующую их учебную или научную информацию в прочно усвоенные знания.
Благодарю за внимание!