• Преподавателю
  • Другое
  • Материалы для учителя: Технология обучения ИНЛОККС (текст выступления Панчишко Е. О. на конференции в МГУ + авторская презентация к выступлению на конференции + пример планирования в рамках технологии)

Материалы для учителя: Технология обучения ИНЛОККС (текст выступления Панчишко Е. О. на конференции в МГУ + авторская презентация к выступлению на конференции + пример планирования в рамках технологии)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Панчишко Елена Олеговна Выступление на конференции в МГУ 15.01.2010 г.

Слайд 1

Добрый вечер!

В настоящее время в образовании провозглашен компетентностный подход в образовании, т.е. предполагается, что для успешной адаптации в современном обществе выпускник должен обладать рядом таких компетенций как:

- социально-политическая;

- социокультурная;

- коммуникативная;

- информационная;

- готовность к образованию в течение жизни.

Исходя из сказанного, совершенно очевидно, как важно для учащегося приобрести умения самостоятельной работы с текстовым материалом в процессе обучения.

К сожалению, по ряду причин сформировать такие умения не так просто.

Пример от вторника 12.01.10. Урок геометрии в 10-м классе:

Разбираем решенную в учебнике (Л.С.Атанасян) задачу. Надо вербальный текст (предложение) перевести на язык математической символики.

«Через какую-нибудь точку В плоскости β проведем прямую b, параллельную прямой a». Факт того, что точка В лежит в плоскости β, установлен быстро. а то, что точка В также лежит на прямой b, уже не прочитывается…

Поэтому если говорить о технологии обучения ИНЛОККС (информационно-логическая, ораторская и коммуникативная культура специалиста), можно утверждать, что ее достоинством является отработка приемов понимания учебного текста, обеспечивающих осознанное применение извлеченной из текста учебной информации.

Слайд 2

Итак, сформулируем два постулата:

  • Работа с текстом - это конкретная система умений, которой может и должен овладеть каждый.

  • Основа работы с текстом - это конкретные действия и операции, доступные каждому.

Что относится к этим действиям и операциям:

- операции смыслового восприятия элементов текста;

- понимание слов, предложений, абзацев;

- понимание того о каких субъектах говорится в тексте (отсюда - умение составить план) и что о них говорится (т.е. формируется умение составлять тезисы);

- понимание того, как логически связаны субъекты в тексте ( на этой основе вырабатывается умение составлять графсхему основного содержания текста);

- понимание того, как содержание данного текста связано с содержанием ранее изученных текстов ( отсюда своя интерпретация учебного материала) и т.д.

Слайд 3

Озвученные операции лежат в основе изучающего чтения, - основным видом чтения в процессе учебной деятельности.

Другой вид чтения, - усваивающее, способствует прочному запоминанию учебной информации, а также умению свободно воспроизводить усвоенные знания.

Слайд 4

Чтобы овладеть изучающим видом чтения, надо освоить следующие приемы понимания учебного текста:

  • Постановка вопросов к тексту. (Не зачитывать)

  • Составление плана.

  • Составление граф-схемы.

  • Тезирование.

  • Составление сводных таблиц.

  • Комментирование.

Слайд 5

В основе усваивающего чтения лежат такие приемы понимания и запоминания учебного текста:

  • Ответы на контрольные вопросы. (Не зачитывать)

  • Реферативный пересказ.

  • Аннотирование.

  • Комментирование учебных текстов.

  • Составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.

Слайд 6

Ну а теперь, каким образом можно начинать работу по технологии ИНЛОККС?

Слайд 7

Пример: изучение темы по геометрии в 9 классе «Окружность, вписанная в правильный многоугольник» по учебнику Л.С.Атанасяна.

Слайд 8

В начале текста вводится новое понятие: вписанная в многоугольник окружность. Учащиеся анализируют определение, используя логическую операцию деления понятия и классификации, т.е. фиксируют родовое понятие (знакомое) - окружность и на основе признака: все стороны многоугольника касаются этой окружности, устанавливают новое видовое понятие - вписанная окружность.

Слайд 9

Далее, прежде чем перейти к теореме о вписанной в правильный многоугольник окружности, осуществляется знакомство со смысловой структурой текста: отталкиваясь от грамматической основы предложения осуществляется переход к смысловой структуре текста: что такое субъект и предикат и на какие вопросы они отвечают.

Слайд 10

Для осмысления этих понятий приводится пример небольшого текста по теме, знакомой учащимся из курса МХК.

(СФЕ - один из уровней понимания текста. Не зачитывать)

Слайд 11

Далее возвращаясь непосредственно к теме урока, достаточно быстро выявляется субъект и два предиката в формулировке теоремы.

Слайд 12, 13

Фото Юлии Фадеевой (работа над формулировкой теоремы).

Слайд 14

А теперь предстоит работа над следующей логической операцией: доказательством. И здесь на помощь приходит графическое средство анализа, где наглядно показано, из чего это доказательство состоит

(тезис, аргументы, вывод). (Не зачитывать)

Слайд 15, 16

Используя схему, учащиеся анализируют текст доказательства и выполняют необходимые записи в тетради, учитель на доске. Затем двое учащихся могут для закрепления устно быстро повторить этапы доказательства теоремы.

Слайд 17

Итогом урока является осмысление учащимися учебного текста посредством перевода вербального текста в запись в виде следующей графсхемы.

Слайд 18

А дома, наряду с задачами им предлагается самостоятельно проанализировать два следствия из теоремы.

Слайд 19

Надо заметить, что готовясь к урокам, учитель также работает с учебным текстом, и различные приемы технологии ИНЛОККС - ему верные помощники. Они дают возможность структурировать урок по методике идеального конспекта, схема которого представлена на текущем слайде.

О других особенностях и приемах технологиии ИНЛОККС рассказали и еще расскажут другие участники конференции.

В заключении хочется повторить, что учащиеся в школе могут и должны овладевать приемами эффективного чтения учебного текста, что позволит им переводить любую интересующую их учебную или научную информацию в прочно усвоенные знания.

Благодарю за внимание!


© 2010-2022