• Преподавателю
  • Другое
  • Презентация и конспект итогового урока по кубановедению Уголок России - отчий дом (7 класс)

Презентация и конспект итогового урока по кубановедению Уголок России - отчий дом (7 класс)

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Итоговый урок.

Тема: Уголок России - отчий дом.

Цель: закрепление и обобщение знаний о быте и культуре народов Кубани, развивать логическое мышление, умение работать в группе; воспитание интереса к истории своей малой Родины.

Оборудование: конверты с заданиями каждой команде и для каждого конкурса.

Тип урока: урок-соревнование.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие. Деление на команды.

  2. Сообщение темы урока и знакомство с условиями соревнований.

Правила игры: Каждая команда получает конверт с заданием. На каждое новое задание - новый конверт. Вскрывать конверт можно только по знаку учителя, чтобы все команды были в равных условиях. Ответы и задания выполнять непосредственно на листах с заданиями. На листе написать название (или номер ) команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем и зарабатывает оценки «отлично». Команда, выполнившая задание раньше других получает дополнительный балл. Команда, которая нарушает правила (шум, не все участники работают) оштрафовывается на 1 балл.

  1. Вступительное слово учителя.

Северный Кавказ - регион сложный и в языковом, и в этническом, и в религиозных отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сформировалось в весьма отдаленные времена и сохраняется на протяжении многих веков. Многое народы заимствуют друг у друга, тем самым обогащая свою культуру. Сегодня мы вспомним культуру и быт адыгов и ногайцев, а также выясним, что заимствовали у них казаки.

  1. Выполнение заданий.

  1. Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.

  1. Хан, мурза, бей, сераскир (хан - не обладал полной властью).

  2. Масло, сыр, оружие, шкуры (оружие - покупалось, всё остальное продавалось)

  3. Кавардак, чурек, инкал, бешбармак (чурек - адыгская лепёшка, остальное еда ногайцев).

  4. Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги ( шапсуги - вольные или демократические племена, остальные - аристократические)

  5. Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык ( кафтан - ногайская одежда, остальное - адыгская)

  6. Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга ( щит никогда не был частью обмундирования черкеса)

  7. Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие ( богатство - не являлось главным для черкеса)



  1. Конкурс №2. «Закончи фразу».Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.

  1. Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … ( получения соответствующей доли добычи).

  2. В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … (овца).

  3. Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: … (соколов и беркутов).

  4. Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной … стороне юрты ( северной).

  5. Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления …(Михаила Фёдоровича Романова).

  6. Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным … (оружие).

  7. Черкес никогда не продавал своё оружие, а … (передавал по наследству своему сыну).

  8. Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … ( доме хозяина, или специальном доме для близких родственников, не в кунацкой.)

- Оглашение правильных ответов 1 конкурса.( учащиеся отвечают вслух на вопросы учителя, делают заключение о заимствовании элементов одежды и блюд казачьим населением.Такая же аналогия проводится и по 7 заданию: гостеприимство и храбрость отличительная черта казаков ) и результатов первого конкурса.).

Справка: Внутреннюю обстановку жилищ казаки также переняли у горцев. Казачество переняло у своих соседей все виды холодного оружия; особенно они ценили шашки «терс-маймал» и «калдан», в первую очередь - шашки, изготовленные в ауле Атаги; они воспеты даже в казачьих песнях.

  1. Конкурс №3. «О чём идёт речь?».

  1. Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ. (Рыбий жир).

  2. Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель. ( рабов).

  3. Это служило украшением гостевого дома у черкесов. ( музыкальные инструменты шичепщин и арфа).

  4. Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка. ( обычай избегания).

  5. Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества ( тому, кто держал последнее слово).

  6. Именно в этом возрасте ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями ( 7-8 лет).

  7. Этот обряд у черкесов был священнее кровной мести, поэтому, благодаря ему можно было избежать кровопролития и спасти себе жизнь. ( 1)гостеприимства, в качестве гостя у кровомстителя человек находился в безопасности; 2) аталык не подвергался кровной мести).

  8. Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? (наездничеством)

- Оглашение правильных ответов 2 конкурса.( учащиеся отвечают вслух на вопросы учителя) и результатов второго конкурса.

  1. Конкурс №4. «Соедини половинки слова».

ата

джегу

нар

бур

рези

им

кор

тфо

ам

денция

котли

ты

сет

ако

лык

ка

- Оглашение правильных ответов 3 конкурса.( учащиеся отвечают вслух на вопросы учителя) и результатов третьего конкурса. Справка: Обычай аталычества - обмена детьми между семьями, содействовал взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков, Между казаками и чеченцами было принято отдавать детей на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты (соотв. - русской или арабской), обычаев и т.д.

  1. Конкурс №5. «Найди слова в строчках».

Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч

(Слова: Тамань Темрюк Ачу Агджи Суджук Каплу форт крепость порт янычары)

- Оглашение результатов 4 конкурса. «Конкурс в конкурсе». ( учитель называет слова, которые должны были получиться, а учащиеся дают их определение, зарабатывая за каждое правильное определение 1 балл).

  1. Оглашение итогов всех конкурсов. Поздравление победителей.

  2. Итог урока.

Тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга - один из лучших путей к достижению взаимопонимания. Вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное - общечеловеческое: в русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и темы...







Приложение.



Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.

  1. Хан, мурза, бей, сераскир.

  2. Масло, сыр, оружие, шкуры

  3. Кавардак, чурек, инкал, бешбармак .

  4. Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги.

  5. Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык.

  6. Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга.

  7. Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие.



Конкурс №2. «Закончи фразу».Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.



  1. Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … .

  2. В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … .

  3. Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: … .

  4. Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной …………….. стороне юрты.

  5. Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления ………… .

  6. Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным … .

  7. Черкес никогда не продавал своё оружие, а ………………………………….. .

  8. Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … …………………………… …………………………… .



Конкурс №3. «О чём идёт речь?».



  1. Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ. ______________

  2. Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель. __________________.

  3. Это служило украшением гостевого дома у черкесов. _____________________________________.

  4. Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка. ___________________________________.

  5. Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества ____________________________________________ .

  6. Именно в этом возрасте ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями _______________.

  7. Этот обряд у черкесов был священнее кровной мести, поэтому, благодаря ему можно было избежать кровопролития и спасти себе жизнь. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? ________________________________ .

Приложение.



Конкурс №4. «Соедини половинки слова».

ата

джегу

нар

бур

рези

им

кор

тфо

ам

денция

котли

ты

сет

ако

лык

ка





Конкурс №5. «Найди слова в строчках».

Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч



© 2010-2022