- Преподавателю
- Другое
- Презентация и конспект итогового урока по кубановедению Уголок России - отчий дом (7 класс)
Презентация и конспект итогового урока по кубановедению Уголок России - отчий дом (7 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Манижашвили Н.В. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
7 класс
Итоговый урок.
Тема: Уголок России - отчий дом.
Цель: закрепление и обобщение знаний о быте и культуре народов Кубани, развивать логическое мышление, умение работать в группе; воспитание интереса к истории своей малой Родины.
Оборудование: конверты с заданиями каждой команде и для каждого конкурса.
Тип урока: урок-соревнование.
Ход урока.
-
Орг. момент. Приветствие. Деление на команды.
-
Сообщение темы урока и знакомство с условиями соревнований.
Правила игры: Каждая команда получает конверт с заданием. На каждое новое задание - новый конверт. Вскрывать конверт можно только по знаку учителя, чтобы все команды были в равных условиях. Ответы и задания выполнять непосредственно на листах с заданиями. На листе написать название (или номер ) команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем и зарабатывает оценки «отлично». Команда, выполнившая задание раньше других получает дополнительный балл. Команда, которая нарушает правила (шум, не все участники работают) оштрафовывается на 1 балл.
-
Вступительное слово учителя.
Северный Кавказ - регион сложный и в языковом, и в этническом, и в религиозных отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сформировалось в весьма отдаленные времена и сохраняется на протяжении многих веков. Многое народы заимствуют друг у друга, тем самым обогащая свою культуру. Сегодня мы вспомним культуру и быт адыгов и ногайцев, а также выясним, что заимствовали у них казаки.
-
Выполнение заданий.
-
Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.
-
Хан, мурза, бей, сераскир (хан - не обладал полной властью).
-
Масло, сыр, оружие, шкуры (оружие - покупалось, всё остальное продавалось)
-
Кавардак, чурек, инкал, бешбармак (чурек - адыгская лепёшка, остальное еда ногайцев).
-
Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги ( шапсуги - вольные или демократические племена, остальные - аристократические)
-
Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык ( кафтан - ногайская одежда, остальное - адыгская)
-
Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга ( щит никогда не был частью обмундирования черкеса)
-
Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие ( богатство - не являлось главным для черкеса)
-
Конкурс №2. «Закончи фразу».Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.
-
Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … ( получения соответствующей доли добычи).
-
В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … (овца).
-
Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: … (соколов и беркутов).
-
Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной … стороне юрты ( северной).
-
Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления …(Михаила Фёдоровича Романова).
-
Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным … (оружие).
-
Черкес никогда не продавал своё оружие, а … (передавал по наследству своему сыну).
-
Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … ( доме хозяина, или специальном доме для близких родственников, не в кунацкой.)
- Оглашение правильных ответов 1 конкурса.( учащиеся отвечают вслух на вопросы учителя, делают заключение о заимствовании элементов одежды и блюд казачьим населением.Такая же аналогия проводится и по 7 заданию: гостеприимство и храбрость отличительная черта казаков ) и результатов первого конкурса.).
Справка: Внутреннюю обстановку жилищ казаки также переняли у горцев. Казачество переняло у своих соседей все виды холодного оружия; особенно они ценили шашки «терс-маймал» и «калдан», в первую очередь - шашки, изготовленные в ауле Атаги; они воспеты даже в казачьих песнях.
-
Конкурс №3. «О чём идёт речь?».
-
Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ. (Рыбий жир).
-
Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель. ( рабов).
-
Это служило украшением гостевого дома у черкесов. ( музыкальные инструменты шичепщин и арфа).
-
Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка. ( обычай избегания).
-
Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества ( тому, кто держал последнее слово).
-
Именно в этом возрасте ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями ( 7-8 лет).
-
Этот обряд у черкесов был священнее кровной мести, поэтому, благодаря ему можно было избежать кровопролития и спасти себе жизнь. ( 1)гостеприимства, в качестве гостя у кровомстителя человек находился в безопасности; 2) аталык не подвергался кровной мести).
-
Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? (наездничеством)
- Оглашение правильных ответов 2 конкурса.( учащиеся отвечают вслух на вопросы учителя) и результатов второго конкурса.
-
Конкурс №4. «Соедини половинки слова».
ата
джегу
нар
бур
рези
им
кор
тфо
ам
денция
котли
ты
сет
ако
лык
ка
- Оглашение правильных ответов 3 конкурса.( учащиеся отвечают вслух на вопросы учителя) и результатов третьего конкурса. Справка: Обычай аталычества - обмена детьми между семьями, содействовал взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков, Между казаками и чеченцами было принято отдавать детей на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты (соотв. - русской или арабской), обычаев и т.д.
-
Конкурс №5. «Найди слова в строчках».
Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч
(Слова: Тамань Темрюк Ачу Агджи Суджук Каплу форт крепость порт янычары)
- Оглашение результатов 4 конкурса. «Конкурс в конкурсе». ( учитель называет слова, которые должны были получиться, а учащиеся дают их определение, зарабатывая за каждое правильное определение 1 балл).
-
Оглашение итогов всех конкурсов. Поздравление победителей.
-
Итог урока.
Тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга - один из лучших путей к достижению взаимопонимания. Вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное - общечеловеческое: в русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и темы...
Приложение.
Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.
-
Хан, мурза, бей, сераскир.
-
Масло, сыр, оружие, шкуры
-
Кавардак, чурек, инкал, бешбармак .
-
Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги.
-
Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык.
-
Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга.
-
Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие.
Конкурс №2. «Закончи фразу».Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.
-
Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … .
-
В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … .
-
Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: … .
-
Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной …………….. стороне юрты.
-
Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления ………… .
-
Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным … .
-
Черкес никогда не продавал своё оружие, а ………………………………….. .
-
Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … …………………………… …………………………… .
Конкурс №3. «О чём идёт речь?».
-
Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ. ______________
-
Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель. __________________.
-
Это служило украшением гостевого дома у черкесов. _____________________________________.
-
Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка. ___________________________________.
-
Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества ____________________________________________ .
-
Именно в этом возрасте ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями _______________.
-
Этот обряд у черкесов был священнее кровной мести, поэтому, благодаря ему можно было избежать кровопролития и спасти себе жизнь. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? ________________________________ .
Приложение.
Конкурс №4. «Соедини половинки слова».
ата
джегу
нар
бур
рези
им
кор
тфо
ам
денция
котли
ты
сет
ако
лык
ка
Конкурс №5. «Найди слова в строчках».
Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч