Сценарий экологической конкурсно-игровой программы Загадки Донской природы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска






СЦЕНАРИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНКУРСНО - ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«ЗАГАДКИ ДОНСКОЙ ПРИРОДЫ»


Подготовил: Артюшина Наталья

Николаевна, методист МБУ ДО

ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска








2015 г.

2

Возраст: 13 - 16 лет.

Участники: обучающиеся детских объединений туристско-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ.

Форма проведения: игра - путешествие по станциям.

ЦЕЛЬ - пропаганда экологических знаний; воспитание экологической культуры.

Задачи:

1. Получение новых и систематизация имеющихся знаний и представлений обучающихся о флоре и фауне родного края. 2. Повышение готовности обучающихся к участию в экологически ориентированной деятельности. 3. Развивать понимание необходимости охранять природу, гуманно относиться к живому, рационально использовать природные богатства. 4. Развивать логическое мышление, память, внимание в дидактических играх и заданиях. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе выполнения совместных заданий.

Условия проведения: По сигналу организатора дети переходят на другую станцию, где их ждут разнообразные игровые познавательные задания, ситуации, загадки, новая интересная информация.


ХОД

Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», просмотр слайдового клипа

Ведущий: - Это наша родная природа!

Звучит колокольный набат, на экране демонстрируются слайды экологических катастроф и в контраст к ним - красивые пейзажи нетронутой девственной природы Донского края.

Затем раздаются сигналы SOS!

Ведущий: -SOS - международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей, но все чаще мы слышим от Природы: SOS ! SOS!

Земля: (голос за кулисами): - Остановитесь, люди! Одумайтесь!...

3

Не оголяй меня и не превращайте в пустыню… Прислушайтесь ко мне. Я - Земля! В беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в

силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. ( текст сопровождается слайдами «экологических катастроф») Но у вас всегда есть право выбора. Вы еще можете спасти меня.

Ведущий: - Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн и взрывов - от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.

Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы собирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же - живая!

Демонстрация слайдов «Экологический десант, «Донская природа» ( красота лесостепи)

- Мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке. Сегодня мы с вами будем говорить о донской природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Экологические даты: С 1973 г. по инициативе Генеральной ассамблеи ООН 5 июня отмечается как Всемирный день окружающей среды.
Российский профессиональный День эколога, установленный президентским указом в 2007 г., логично вписался в этот праздник. В общественном сознании сегодня экология больше воспринимается не как биологическая наука, а как комплекс вопросов, связанных прежде всего с охраной и улучшением среды, в которой мы живем. И когда мы говорим, что «плохая экология влияет на наше здоровье», то имеем в виду не науку, а условия, в которых мы существуем, особенно в городах, те самые условия, которые меняются из-за деятельности человека на Земле.

Поскольку меняются они не в лучшую сторону, то в последние десятилетия и экологии как науке, и экологии - как охране условий жизни на планете - уделяется мировым сообществом все больше внимания. Потому что каждому из нас крайне важно, что же мы оставим на нашей планете своим потомкам, ближним и дальним.
Самый важный документ не только эколога, но и любого гражданина страны - Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». Закон был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

4

2013 год был объявлен годом защиты окружающей среды. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Любой из нас может сказать, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц… Однако стоит задуматься, в какой экологии мы будем жить в ближайшие 10-20 лет? Что мы хотим видеть из окна собственного дома, проснувшись утром?

- В гости к живой природе мы отправимся с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой нашей Ростовской области и в частности, Сальского района - это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии.

Сегодня каждой команде предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и серьезных, и я желаю вам удачи.

Вручение маршрутных листов.

Представление ведущих игровых станций:

1._______________________________( станция № 1 «Народные приметы»)

2._______________________________( станция № 2 «Все о насекомых»)

3. _______________________________ ( станция № 3 «Спаси себя сам»)

4._______________________________( станция № 4 «Звонкоголосая семерка»)

5. ________________________________( станция № 5 «Голубое чудо края»)

6.________________________________ ( станция № 6 «Звериная тропа»)

Команды переходят с одной станции на другую, услышав музыкальный сигнал.

СТАНЦИЯ № 1. «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»

ТЕСТ «ОДИН ИЗ ТРЕХ»

5

Условие проведения: - Ребята, вам предлагается прослушать и оценить правильность народных примет. Дается три варианта ответов: 1, 2, 3 ( три карточки). Слушайте внимательно и выбирайте правильный ответ:

1. Воробьи веселы, подвижны, драчливы - к хорошей погоде ( ДА, нет, да пусть веселятся, они же птицы)

  1. Туман утром стелется к воде - будет пасмурная погода ( да, НЕТ - солнечная; это просто испарение)

  2. Июль косит и жнет, долго спать не дает. ( ДА; нет; да спи, сколько хочешь)

  3. Зеленоватая окраска луны - признак наступления сильной засухи. ( Нет, ДА, Это на луне трава проросла)

  4. Вечером сильно стрекочут кузнечики - к плохой погоде. ( Да; НЕТ, к хорошей; у них просто спевка)

  5. В августе до обеда - лето, после обеда - осень. ( ДА, нет, Времена года не встречаются, у каждого своя пора)

  6. Лебедь выводит птенцов в дождь, это правда? ( ДА, нет, Это не зависит от погоды.)

  7. Поздней осенью появились комары. Наверное ожидается холодная зима? ( Да, НЕТ- мягкая, У природы нет плохой погоды)

  8. Муравьи прекращают движение около муравейника к тихой погоде? ( Да, НЕТ - к ненастью, У них «тихий час»)

  9. Ласточки летают над землей низко к дождливой погоде? ( ДА, Нет - к солнечной, Просто внизу корма больше.)

Дополнительное общение: - А какие приметы знаете вы, ребята? О чем они нам говорят? ( ответы команд)

Оценка: за каждый правильный ответ дается один бал.

СТАНЦИЯ № 2. «ВСЕ О НАСЕКОМЫХ»

Кроссворд «ЖУЖЖАЩЕЕ ЛЕТО»

Ведущий: - Ребята, как вы думаете, каких животных на нашей планете в сотни тысяч раз больше, чем всех представителей фауны вместе взятых? ( ответы) Конечно, насекомых. Их миллиарды и особенно ощутимо это в летний сезон. Но в природе нет ничего лишнего, в экосистеме все взаимосвязано и полезно влияет друг на друга. А насколько вы хорошо знаете насекомых Сальских степей, мы проверим, когда вы разгадаете этот кроссворд. Внимание! Все ответы даются в именительном падеже. ( кроссворды прилагаются) По горизонтали:

  1. О ком загадка «На цветок пахучий сел цветок летучий»? ( БАБОЧКА)

6



  1. Сколько черных горошин на крыльях божьей коровки? ( СЕМЬ, жук семиточечник)

  2. Маленький жучок, дающий свет в темноте. ( СВЕТЛЯЧОК)

  3. О ком загадка «Искусный ткач и в охоте ловкач»?( ПАУК)

  4. Домики пчел. (СОТЫ)

  5. О ком загадка «Летит - пищит, сядет - молчит»? ( КОМАР)

  6. Жучок в ярком «мундире». ( КЛОП СОЛДАТИК)

По вертикали:

1 . Что лепят жуки скарабеи? ( ШАРИКИ) 2. Живой «вертолетик». ( СТРЕКОЗА) 3. Он как ловкий конькобежец скользит по глади воды. ( ПАУК ВОДОМЕРКА) Кого «доят» муравьи? ( ТЛЯ) 5. Насекомое - силач, поднимает в 10 раз больше своего веса. ( МУРАВЕЙ) 6. Среда обитания личинки стрекозы? ( ВОДА) 7. Ленивая пчела мужского рода. ( ТРУТЕНЬ)

Оценка: за каждый правильный ответ дается один бал.

СТАНЦИЯ № 3 «СПАСИ СЕБЯ САМ»

Тема «ПРИРОДНАЯ АПТЕКА ЛЕСОСТЕПИ »

СИТУАЦИЯ: - Вы с друзьями отправились в поход ( на прогулку за город, на дачу др.) и друг, выясняется, что появились захворавшие. У кого-то заболело горло, у кого-то голова и т.д. ( команды по очереди берут на листочке «условную болезнь» , обсуждают и дают ответ) Вспомним, что произрастает в лесу ( степи), какие целебные травы. ( на столе лежат карточки- подсказки с изображением трав)

Условие игры: называется выбранная «болезнь», обучающиеся должны назвать лекарственное растение, которое бы помогло «больному», выбрав его из предложенных карточек и коротко рассказать в каком виде это растение используется ( в группе можно выбрать «условного доктора», он одевает при ответе мед. колпак. В этом случае отвечает он) Например:

  • У Светы заболело горло - полоскание горла. ( настой ромашки)

  • У Коли пропал аппетит ( настой одуванчика)

  • Миша сидел близко к костру и обжег немного руку ( накладывается марлевая салфетка, смоченная настоем шалфея)

  • У Вити заболел зуб ( полоскание настоем шалфея)

7

  • Ира натерла ногу (к ране прикладывается промытый лист подорожника)

  • Люда сильно кашляет ( отвар мать-и-мачехи или чабреца)

  • Люба расстроилась, потеряла ключ от дома ( напоить настоем валерианового корня)

  • Саша отравился грибами ( отвар коры дуба)

Оценка: за каждый правильный ответ команда получает от 1 до 3-х баллов. Назвать растение - дается 1 балл; найти его на карточке и показать + 1 балл; рассказать, как растение применяется + 1 балл = 3 балла

СТАНЦИЯ № 4. «ЗВОНКОГОЛОСАЯ ПЯТЕРКА»

Игровое тестовое задание «КАЖДОЙ ПТИЦЕ СВОЕ МЕСТО»

( на знание орнитофауны Ростовской области: степей, лугов и пастбищ, лесов, водоемов степей)

Ведущий: - Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать юными орнитологами Задание: Определить стрелочкой экосистему птиц, проживающих в Ростовской области. Каждая команда получает тестовый лист с названием птиц и экосистем. За 5 мин. Необходимо распределить всех предложенных птиц по экосистемам ( по 5 птиц).

Оценка: количество баллов равно количеству правильно распределенных птиц ( максимум - 28 баллов)

1. ОРНИТОФАУНА СТЕПЕЙ: 2. ОРНИТОФАУНА ЛУГОВ И ПАСТБИЩ:

  • Дрофы ( дудак и красотка) - Трясогузка желтая и белая

  • Степной орел - Полевой воробей

  • Перепел - Травник

  • Жаворонок - Фазан

  • Удод - Чекан луговой

3. ОРНИТОФАУНА РЕЧНЫХ ДОЛИН 4. ОРНИТОФАУНА ЛЕСОВ И ОЗЕР:

  • Нырок красноголовый - иволга обыкновенная

  • Кряква - дятел

  • Чайка серебристая - дрозд певчий

  • Цапля серая - соловей

  • Лебедь-шипун - конек лесной

СТАНЦИЯ № 5: «ГОЛУБОЕ ЧУДО КРАЯ».

Ведущий: «Вода - это жизнь!» Жизнь, подаренная природой всему живому на земле. И даже самая маленькая капля воды является несравненно большим даром, нежели все умы человечества вместе взятые, ведь именно

8

нам людям в XXI веке приходится все чаще задумываться над тем, что в ближайшем столетии нам придется пить и есть, потому, как мы всецело зависим от природы, от ее щедрости и терпения. А они, как известно, не безграничны.

А) Вот вам легкая шарада: К ноте «Н» прибавить надо. Нота больше не поет, А рекой она течет ( ДО + Н + Дон) За правильный ответ - 1 балл

В) Викторина: «ПОХОДНЫЕ СОВЕТЫ»

1) - Как узнать: чистая ли вода в этом водоеме, можно ли ее употреблять для приготовления пищи? ( если водится рак, значит вода сильно не загрязнена) Если команда отвечает самостоятельно - 2 балла Вопрос-подсказка: Какой водный обитатель должен населять водоем? Правильный ответ - 1 балл

2) - Кто-то из участников похода обнаружил заброшенный, заваленный лесным мусором родник. Как оказать «скорую» помощь роднику? Как его возродить? ( очистить от мусора, раскопать и обложить камнями края, чтобы не обсыпались)Полный ответ - 2 балла, не полный - 1 балл.

3) - Как можно очистить грязную воду из реки, чтобы приготовить ужин для туристов? ( пропустить ее через фильтр, сделанный из ваты, золы, бинтов или носовых платков и хорошо прокипятить) Полный ответ - 2 балла, не полный - 1 балл.

4)- Как приготовить в походе рыбу? ( запечь на вертеле; запечь в глине; сварить уху др. способы) За каждый предложенный способ команда получает 1 балл

Б) Практическое задание: РАБОТА с КАРТОЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Найти на карте:

  1. Реку, которая дважды пересекает Ростовскую область.

  2. Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: У лукоморья - дуб зеленый. Златая цепь на дубе том… - А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?

  3. Самая длинная река Ростовской области? (Дон)

  4. Три реки, на которых стоит г. Белая Калитва?

  5. Крупный правый приток реки Дон?

  6. Водохранилище на востоке Ростовской области?

9

СТАНЦИЯ № 6. «ЗВЕРИНАЯ ТРОПА»

Дидактическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Ведущий: - Я приглашаю вас на звериную тропу, которую протоптали животные, проживающие на территории Ростовской области. Правила игры не сложные - исключите из тройки животных одно лишнее, не проживающее на территории Ростовской области постоянно или которое является одомашненным видом (в игре используется слайдовая презентация). Тройки животных: еж - сурок - медведь; верблюд - аист - лиса; кабан - заяц-русак - рысь; ( изредка заходит из лесной зоны, но постоянно не проживает) волк - ящерица (прыткая) - колонок; пума - дикий мустанг - прудовик; гадюка - енот - осел; полевка - дикий (камышовый) кот - благородный олень; ( 1 случай проживания не является показателем к постоянному заселению) сокол - игуана - белка; лягушка - сова - тюлень; нутрия - глухарь - бобер.

Оценка: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Принимается только один ответ.

Внеконкурсное задание: Тема «ДОМАШНИЕ ЛЮБИМЦЫ»

I. «СОБАКИ»

1. Какому знаменитому норвежскому исследователю в начале XX века собаки помогли достигнуть Южного полюса? ( Руалю Амундсену) 2. Собаки какой породы помогают спасателям вытаскивать из воды тонущих людей? (ньюфаундленд) 3.Ученые считают, что собака произошла именно от этого животного. ( от волка) 4. Представители этой породы охотничьих собак при обнаружении дичи застывают в стойке, приподняв лапу (сеттер)

II. «КОШКИ»

  1. Назовите имя знаменитого руководителя Театра кошек, который подметил, что очарование кошек заключается « в гордой независимости и скрытой, но преданной любви» ( Юрий Куклачев)

10


  1. Какая особенность внешности была у статуи богини кошек Баст ( Баста), которой поклонялись древние египтяне? ( у богини кошек была кошачья голова)

  2. Назовите имя известнейшего кардинала Франции XYII века, который имел несколько десятков кошек. ( Арман Решилье)

  3. Как вы думаете, для чего человек заводит в доме кошку? ( ловить мышей, любит животных, эстетическое наслаждение, кошка - доктор лечит от разных болезней)

Команды собираются в зале. Ведущий проводит короткую беседу по содержанию игры ( не формальное общение)

Жюри подводит итоги конкурсов, называет общий счет. Награждение команд.

Ведущий: - Мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой, и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф.



© 2010-2022