- Преподавателю
- Другое
- Сценарий экологической конкурсно-игровой программы Загадки Донской природы
Сценарий экологической конкурсно-игровой программы Загадки Донской природы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артюшина Н.Н. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска
СЦЕНАРИЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНКУРСНО - ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
«ЗАГАДКИ ДОНСКОЙ ПРИРОДЫ»
Подготовил: Артюшина Наталья
Николаевна, методист МБУ ДО
ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска
2015 г.
2
Возраст: 13 - 16 лет.
Участники: обучающиеся детских объединений туристско-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ.
Форма проведения: игра - путешествие по станциям.
ЦЕЛЬ - пропаганда экологических знаний; воспитание экологической культуры.
Задачи:
1. Получение новых и систематизация имеющихся знаний и представлений обучающихся о флоре и фауне родного края. 2. Повышение готовности обучающихся к участию в экологически ориентированной деятельности. 3. Развивать понимание необходимости охранять природу, гуманно относиться к живому, рационально использовать природные богатства. 4. Развивать логическое мышление, память, внимание в дидактических играх и заданиях. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе выполнения совместных заданий.
Условия проведения: По сигналу организатора дети переходят на другую станцию, где их ждут разнообразные игровые познавательные задания, ситуации, загадки, новая интересная информация.
ХОД
Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», просмотр слайдового клипа
Ведущий: - Это наша родная природа!
Звучит колокольный набат, на экране демонстрируются слайды экологических катастроф и в контраст к ним - красивые пейзажи нетронутой девственной природы Донского края.
Затем раздаются сигналы SOS!
Ведущий: -SOS - международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей, но все чаще мы слышим от Природы: SOS ! SOS!
Земля: (голос за кулисами): - Остановитесь, люди! Одумайтесь!...
3
Не оголяй меня и не превращайте в пустыню… Прислушайтесь ко мне. Я - Земля! В беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в
силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. ( текст сопровождается слайдами «экологических катастроф») Но у вас всегда есть право выбора. Вы еще можете спасти меня.
Ведущий: - Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн и взрывов - от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.
Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы собирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же - живая!
Демонстрация слайдов «Экологический десант, «Донская природа» ( красота лесостепи)
- Мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке. Сегодня мы с вами будем говорить о донской природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
Экологические даты: С 1973 г. по инициативе Генеральной ассамблеи ООН 5 июня отмечается как Всемирный день окружающей среды.
Российский профессиональный День эколога, установленный президентским указом в 2007 г., логично вписался в этот праздник. В общественном сознании сегодня экология больше воспринимается не как биологическая наука, а как комплекс вопросов, связанных прежде всего с охраной и улучшением среды, в которой мы живем. И когда мы говорим, что «плохая экология влияет на наше здоровье», то имеем в виду не науку, а условия, в которых мы существуем, особенно в городах, те самые условия, которые меняются из-за деятельности человека на Земле.
Поскольку меняются они не в лучшую сторону, то в последние десятилетия и экологии как науке, и экологии - как охране условий жизни на планете - уделяется мировым сообществом все больше внимания. Потому что каждому из нас крайне важно, что же мы оставим на нашей планете своим потомкам, ближним и дальним.
Самый важный документ не только эколога, но и любого гражданина страны - Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». Закон был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.
4
2013 год был объявлен годом защиты окружающей среды. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Любой из нас может сказать, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц… Однако стоит задуматься, в какой экологии мы будем жить в ближайшие 10-20 лет? Что мы хотим видеть из окна собственного дома, проснувшись утром?
- В гости к живой природе мы отправимся с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой нашей Ростовской области и в частности, Сальского района - это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии.
Сегодня каждой команде предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и серьезных, и я желаю вам удачи.
Вручение маршрутных листов.
Представление ведущих игровых станций:
1._______________________________( станция № 1 «Народные приметы»)
2._______________________________( станция № 2 «Все о насекомых»)
3. _______________________________ ( станция № 3 «Спаси себя сам»)
4._______________________________( станция № 4 «Звонкоголосая семерка»)
5. ________________________________( станция № 5 «Голубое чудо края»)
6.________________________________ ( станция № 6 «Звериная тропа»)
Команды переходят с одной станции на другую, услышав музыкальный сигнал.
СТАНЦИЯ № 1. «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»
ТЕСТ «ОДИН ИЗ ТРЕХ»
5
Условие проведения: - Ребята, вам предлагается прослушать и оценить правильность народных примет. Дается три варианта ответов: 1, 2, 3 ( три карточки). Слушайте внимательно и выбирайте правильный ответ:
1. Воробьи веселы, подвижны, драчливы - к хорошей погоде ( ДА, нет, да пусть веселятся, они же птицы)
-
Туман утром стелется к воде - будет пасмурная погода ( да, НЕТ - солнечная; это просто испарение)
-
Июль косит и жнет, долго спать не дает. ( ДА; нет; да спи, сколько хочешь)
-
Зеленоватая окраска луны - признак наступления сильной засухи. ( Нет, ДА, Это на луне трава проросла)
-
Вечером сильно стрекочут кузнечики - к плохой погоде. ( Да; НЕТ, к хорошей; у них просто спевка)
-
В августе до обеда - лето, после обеда - осень. ( ДА, нет, Времена года не встречаются, у каждого своя пора)
-
Лебедь выводит птенцов в дождь, это правда? ( ДА, нет, Это не зависит от погоды.)
-
Поздней осенью появились комары. Наверное ожидается холодная зима? ( Да, НЕТ- мягкая, У природы нет плохой погоды)
-
Муравьи прекращают движение около муравейника к тихой погоде? ( Да, НЕТ - к ненастью, У них «тихий час»)
-
Ласточки летают над землей низко к дождливой погоде? ( ДА, Нет - к солнечной, Просто внизу корма больше.)
Дополнительное общение: - А какие приметы знаете вы, ребята? О чем они нам говорят? ( ответы команд)
Оценка: за каждый правильный ответ дается один бал.
СТАНЦИЯ № 2. «ВСЕ О НАСЕКОМЫХ»
Кроссворд «ЖУЖЖАЩЕЕ ЛЕТО»
Ведущий: - Ребята, как вы думаете, каких животных на нашей планете в сотни тысяч раз больше, чем всех представителей фауны вместе взятых? ( ответы) Конечно, насекомых. Их миллиарды и особенно ощутимо это в летний сезон. Но в природе нет ничего лишнего, в экосистеме все взаимосвязано и полезно влияет друг на друга. А насколько вы хорошо знаете насекомых Сальских степей, мы проверим, когда вы разгадаете этот кроссворд. Внимание! Все ответы даются в именительном падеже. ( кроссворды прилагаются) По горизонтали:
-
О ком загадка «На цветок пахучий сел цветок летучий»? ( БАБОЧКА)
6
-
Сколько черных горошин на крыльях божьей коровки? ( СЕМЬ, жук семиточечник)
-
Маленький жучок, дающий свет в темноте. ( СВЕТЛЯЧОК)
-
О ком загадка «Искусный ткач и в охоте ловкач»?( ПАУК)
-
Домики пчел. (СОТЫ)
-
О ком загадка «Летит - пищит, сядет - молчит»? ( КОМАР)
-
Жучок в ярком «мундире». ( КЛОП СОЛДАТИК)
По вертикали:
1 . Что лепят жуки скарабеи? ( ШАРИКИ) 2. Живой «вертолетик». ( СТРЕКОЗА) 3. Он как ловкий конькобежец скользит по глади воды. ( ПАУК ВОДОМЕРКА) Кого «доят» муравьи? ( ТЛЯ) 5. Насекомое - силач, поднимает в 10 раз больше своего веса. ( МУРАВЕЙ) 6. Среда обитания личинки стрекозы? ( ВОДА) 7. Ленивая пчела мужского рода. ( ТРУТЕНЬ)
Оценка: за каждый правильный ответ дается один бал.
СТАНЦИЯ № 3 «СПАСИ СЕБЯ САМ»
Тема «ПРИРОДНАЯ АПТЕКА ЛЕСОСТЕПИ »
СИТУАЦИЯ: - Вы с друзьями отправились в поход ( на прогулку за город, на дачу др.) и друг, выясняется, что появились захворавшие. У кого-то заболело горло, у кого-то голова и т.д. ( команды по очереди берут на листочке «условную болезнь» , обсуждают и дают ответ) Вспомним, что произрастает в лесу ( степи), какие целебные травы. ( на столе лежат карточки- подсказки с изображением трав)
Условие игры: называется выбранная «болезнь», обучающиеся должны назвать лекарственное растение, которое бы помогло «больному», выбрав его из предложенных карточек и коротко рассказать в каком виде это растение используется ( в группе можно выбрать «условного доктора», он одевает при ответе мед. колпак. В этом случае отвечает он) Например:
-
У Светы заболело горло - полоскание горла. ( настой ромашки)
-
У Коли пропал аппетит ( настой одуванчика)
-
Миша сидел близко к костру и обжег немного руку ( накладывается марлевая салфетка, смоченная настоем шалфея)
-
У Вити заболел зуб ( полоскание настоем шалфея)
7
-
Ира натерла ногу (к ране прикладывается промытый лист подорожника)
-
Люда сильно кашляет ( отвар мать-и-мачехи или чабреца)
-
Люба расстроилась, потеряла ключ от дома ( напоить настоем валерианового корня)
-
Саша отравился грибами ( отвар коры дуба)
Оценка: за каждый правильный ответ команда получает от 1 до 3-х баллов. Назвать растение - дается 1 балл; найти его на карточке и показать + 1 балл; рассказать, как растение применяется + 1 балл = 3 балла
СТАНЦИЯ № 4. «ЗВОНКОГОЛОСАЯ ПЯТЕРКА»
Игровое тестовое задание «КАЖДОЙ ПТИЦЕ СВОЕ МЕСТО»
( на знание орнитофауны Ростовской области: степей, лугов и пастбищ, лесов, водоемов степей)
Ведущий: - Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать юными орнитологами Задание: Определить стрелочкой экосистему птиц, проживающих в Ростовской области. Каждая команда получает тестовый лист с названием птиц и экосистем. За 5 мин. Необходимо распределить всех предложенных птиц по экосистемам ( по 5 птиц).
Оценка: количество баллов равно количеству правильно распределенных птиц ( максимум - 28 баллов)
1. ОРНИТОФАУНА СТЕПЕЙ: 2. ОРНИТОФАУНА ЛУГОВ И ПАСТБИЩ:
-
Дрофы ( дудак и красотка) - Трясогузка желтая и белая
-
Степной орел - Полевой воробей
-
Перепел - Травник
-
Жаворонок - Фазан
-
Удод - Чекан луговой
3. ОРНИТОФАУНА РЕЧНЫХ ДОЛИН 4. ОРНИТОФАУНА ЛЕСОВ И ОЗЕР:
-
Нырок красноголовый - иволга обыкновенная
-
Кряква - дятел
-
Чайка серебристая - дрозд певчий
-
Цапля серая - соловей
-
Лебедь-шипун - конек лесной
СТАНЦИЯ № 5: «ГОЛУБОЕ ЧУДО КРАЯ».
Ведущий: «Вода - это жизнь!» Жизнь, подаренная природой всему живому на земле. И даже самая маленькая капля воды является несравненно большим даром, нежели все умы человечества вместе взятые, ведь именно
8
нам людям в XXI веке приходится все чаще задумываться над тем, что в ближайшем столетии нам придется пить и есть, потому, как мы всецело зависим от природы, от ее щедрости и терпения. А они, как известно, не безграничны.
А) Вот вам легкая шарада: К ноте «Н» прибавить надо. Нота больше не поет, А рекой она течет ( ДО + Н + Дон) За правильный ответ - 1 балл
В) Викторина: «ПОХОДНЫЕ СОВЕТЫ»
1) - Как узнать: чистая ли вода в этом водоеме, можно ли ее употреблять для приготовления пищи? ( если водится рак, значит вода сильно не загрязнена) Если команда отвечает самостоятельно - 2 балла Вопрос-подсказка: Какой водный обитатель должен населять водоем? Правильный ответ - 1 балл
2) - Кто-то из участников похода обнаружил заброшенный, заваленный лесным мусором родник. Как оказать «скорую» помощь роднику? Как его возродить? ( очистить от мусора, раскопать и обложить камнями края, чтобы не обсыпались)Полный ответ - 2 балла, не полный - 1 балл.
3) - Как можно очистить грязную воду из реки, чтобы приготовить ужин для туристов? ( пропустить ее через фильтр, сделанный из ваты, золы, бинтов или носовых платков и хорошо прокипятить) Полный ответ - 2 балла, не полный - 1 балл.
4)- Как приготовить в походе рыбу? ( запечь на вертеле; запечь в глине; сварить уху др. способы) За каждый предложенный способ команда получает 1 балл
Б) Практическое задание: РАБОТА с КАРТОЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Найти на карте:
-
Реку, которая дважды пересекает Ростовскую область.
-
Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: У лукоморья - дуб зеленый. Златая цепь на дубе том… - А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?
-
Самая длинная река Ростовской области? (Дон)
-
Три реки, на которых стоит г. Белая Калитва?
-
Крупный правый приток реки Дон?
-
Водохранилище на востоке Ростовской области?
9
СТАНЦИЯ № 6. «ЗВЕРИНАЯ ТРОПА»
Дидактическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Ведущий: - Я приглашаю вас на звериную тропу, которую протоптали животные, проживающие на территории Ростовской области. Правила игры не сложные - исключите из тройки животных одно лишнее, не проживающее на территории Ростовской области постоянно или которое является одомашненным видом (в игре используется слайдовая презентация). Тройки животных: еж - сурок - медведь; верблюд - аист - лиса; кабан - заяц-русак - рысь; ( изредка заходит из лесной зоны, но постоянно не проживает) волк - ящерица (прыткая) - колонок; пума - дикий мустанг - прудовик; гадюка - енот - осел; полевка - дикий (камышовый) кот - благородный олень; ( 1 случай проживания не является показателем к постоянному заселению) сокол - игуана - белка; лягушка - сова - тюлень; нутрия - глухарь - бобер.
Оценка: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Принимается только один ответ.
Внеконкурсное задание: Тема «ДОМАШНИЕ ЛЮБИМЦЫ»
I. «СОБАКИ»
1. Какому знаменитому норвежскому исследователю в начале XX века собаки помогли достигнуть Южного полюса? ( Руалю Амундсену) 2. Собаки какой породы помогают спасателям вытаскивать из воды тонущих людей? (ньюфаундленд) 3.Ученые считают, что собака произошла именно от этого животного. ( от волка) 4. Представители этой породы охотничьих собак при обнаружении дичи застывают в стойке, приподняв лапу (сеттер)
II. «КОШКИ»
-
Назовите имя знаменитого руководителя Театра кошек, который подметил, что очарование кошек заключается « в гордой независимости и скрытой, но преданной любви» ( Юрий Куклачев)
10
-
Какая особенность внешности была у статуи богини кошек Баст ( Баста), которой поклонялись древние египтяне? ( у богини кошек была кошачья голова)
-
Назовите имя известнейшего кардинала Франции XYII века, который имел несколько десятков кошек. ( Арман Решилье)
-
Как вы думаете, для чего человек заводит в доме кошку? ( ловить мышей, любит животных, эстетическое наслаждение, кошка - доктор лечит от разных болезней)
Команды собираются в зале. Ведущий проводит короткую беседу по содержанию игры ( не формальное общение)
Жюри подводит итоги конкурсов, называет общий счет. Награждение команд.
Ведущий: - Мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой, и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф.