• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа дополнительного образования детей художественного направления «Шелковая фантазия»

Рабочая программа дополнительного образования детей художественного направления «Шелковая фантазия»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Агрыз РТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» Агрызского муниципального района Республики Татарстан


«Согласовано»:

Директор МБОУ гимназия №1

__________ /Азиятуллина Р.Н./

«Утверждаю»:

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы

__________ /Блюхерова А.З../

Приказ №________от_________

Рабочая программа дополнительного образования детей

художественного направления

«Шелковая фантазия»

педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории

Гиззатуллиной Эльвиры Минрахмановны


Возраст обучающихся - 7 - 10 лет

Срок реализации -3 года







г. Агрыз

2014 год

Пояснительная записка


Актуальность программы

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка шелковыми лентами занимает важное место.

Направленность программы

Программа художественно-эстетической направленности способствует развитию личности ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия вышивки лентами. Творческая работа является частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, уважения к людям труда, поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.

Новизна программы

Новизна программы состоит во взаимосвязи с цветоводством, изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности.

Идея дополнительной образовательной программы «Шелковая фантазия» - это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является расширение разнообразия видов вышивки шелковыми лентами, начиная с простых и заканчивая сложными композициями цветов, декорируя изделия домашнего обихода.

Педагогическая целесообразность

Программа «Шелковая фантазия», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные способы вышивки шелковыми лентами, но и побудить творческую деятельность.

Принципы реализации программы

Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний;

принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;

принцип систематичности;

принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;

принцип доступности;

принцип триединства цели обучения;

принцип наглядности: объяснение всех приемов на крупном демонстрационном материале, использование пособий со схемами, технологических карт для выполнения вышивки.

принцип межпредметности:

история - сведения из истории декоративно-прикладного творчества;

окружающий мир, природоведение - связь с цветоводством;

литература - знания стихов о цветах;

изо: знания колорита, композиционных средств выражения и др.

Организация образовательного процесса

Программа «Шелковая фантазия» рассчитана на 3 года обучения и предназначена для девочек от 7 до 10 лет. В объединение дети принимаются по желанию. Программа построена в соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям детей .

Возрастные и психофизиологические особенности детей

Младший школьный возраст (дети 7-10 лет) совпадает с периодом обучения в начальных классах, когда организм ребенка интенсивно растет и развивается. В силу особенностей развития нервной системы и значительной роли первой сигнальной системы в общении ребенка с окружающей средой, воспитанники этого возраста легче охватывают и быстрее усваивают учебный материал. Чем больше дети узнают фактов, чем шире круг их представлений и наблюдений, чем богаче запас слов, тем успешнее развивается их мышление. Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Дети все более овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по сенсорике. Занятия по вышивке способствуют развитию мелкой моторике рук (движению руки, кисти, пальцев), формируют усидчивость, развивают творческие способности детей, воспитывают трудолюбие. Выполнение коллективной творческой работы развивают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.

Формы организации деятельности воспитанников

При организации деятельности воспитанников на занятиях предусмотрены следующие формы занятий: коллективная, групповая, работа в парах.

Режим занятий:

Программа «Шелковая фантазия» реализуется в объёме 144 часов в год:

1 год обучения - 144ч; 2 раза в неделю по 2ч

2 год обучения - 144ч; 2 раза по 2ч

3 год обучения - 144ч; 2 раза в неделю по 2ч

Цель данной программы - развитие творческих способностей воспитанниц на основе формирования художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии средствами вышивки шелковыми лентами.

Цель 1 года обучения - ознакомление с видами шелковых лент, с видами швов, изготовление изделий с применением вышивки.

Задачи 1 года обучения:

Образовательные:

Познакомить с основными видами швов, материалом, инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами

Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.

Развивающие:

Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых композиций.

Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.

Воспитательные:

Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, на­стойчивость.

К концу первого обучения, воспитанники должны знать:

правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;

технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

правила составления букета;

основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;

требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

должны уметь:

вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;

изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами.

Цель 2 года обучения - ознакомление воспитанников со сложными способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов, изготовлении изделий с применением вышивки.

Задачи 2 года обучения:

Образовательные:

Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.

Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.

Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.

Развивающие:

Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.

Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.

Развивать художественный кругозор учащихся.

Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.

Воспитательные:

Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.

Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

К концу второго года обучения воспитанники должны знать:

правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;

технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

правила составления букета;

основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;

требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

должны уметь:

вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;

придумать изображение и перенести его на декоративное панно;

изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;

помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

Цель 3 года обучения - углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с лентами; расширение и углубление знаний и представлений учащихся о вышивке шелковыми лентами.

Задачи 3 года обучения:

Образовательные:

Расширять и углублять знания учащихся о различных народных промыслах;

Научить создавать работы в технике плетения лентами;

Дать представление о технике выполнения сувениров, включающая в себя пошив изделия;

Дать представление о технологии изготовления изделий с вышивкой ленточками;

Развивающие:

Развивать умение творчески интерпретировать цветы из окружающего мира, создавая собственные изделия;

Развивать композиционные умения по созданию рисунков, схем будущих работ;

Развивать художественный кругозор учащихся, наблюдательность;

Совершенствовать умение творчески организовывать проведение досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения;

Воспитательные:

Продолжать формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.

Продолжать формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

К концу 3 года обучения воспитанники должны знать:

историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;

ТБ и правильные приемы работы;

строение цветов, их разновидности и использование в букетах;

должны уметь:

самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;

создавать сложные композиции с натуры и по представлению;

создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся

создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;

создавать панно, картины, сувениры;

организовывать и проводить совместно с руководителем объединения досуговые мероприятия.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и восхищаться изделиями декоративно-прикладного искуства;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению схем, разнообразию видов изделия;

интерес к вышивке лентами, к созданию собственных изделий;

интерес к общению с друзьями;

осознание ответственности за произнесённое слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться журналами, энциклопедиями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Учебно-тематический план 1 года обучения.


Наименование

блока

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

4

2

2

2

Материаловедение.

4

2

2

3

Выполнение основных стежков. Диагностика усвоенных знаний.

34

16

18

4

Вышивка с помощью присборенной ленты. Диагностика усвоенных знаний.

10

4

6

5

Вышивка лентами на основе изученных приемов. Диагностика усвоенных знаний.

28

10

18

6

Вышивка цветочных композиций. Диагностика усвоенных знаний.

46

18

28

7

Оформление выставок. Посещение выставок.

8

2

6

8

Экскурсии

8


8


Итоговое занятие

2


2


Итого:

144

54

90



Содержание программы 1 года обучения.

1.Введение.

Цели: Знакомство с видом рукоделия - вышивка шелковыми лентами. История возникновения вышивки. Инструктаж по технике безопасности

Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.

Правила безопасной работы

Знакомство с видом рукоделия - вышивка шелковыми лентами. История возникновения вышивки. Инструктаж по технике безопасности.

2.Материаловедение.

2.1. Материалы, необходимые для вышивки ленточками

Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость.

Оборудование: Ткани: канва, вафельное полотенце; нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.

Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.

Лекция и беседа по вопросам

Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.

2.2 Подготовка ткани

Цели: Научить готовить ткань в вышивке; формировать правильные приемы работы с тканью; воспитывать аккуратность

Оборудование: Ткани, копировка, карандаш, рисунки, утюг, бумага в клетку.

Увеличение и уменьшение рисунка; копировка рисунка, перевод с помощью скола, при помощи переводного карандаша.

Лекция и беседа по вопросам

Практическая работа: Уменьшение и увеличение рисунков, перевод рисунков на ткань несколькими способами.

3. Выполнение основных стежков. Основные швы.

Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: выполнение основных видов швов, необходимых при вышивки лентами.

4.Вышивка с помощью присборенной ленты

4.1. Панно « Маргаритки»

Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность выполнения швов с помощью присборенной ленты с учетом строения цветка; формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: выполнение элементов цветов с помощью присборенной ленты.

4.2. Объемная картина "Дерево с цветами "

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно. Технология выполнения цветов из присборенной ленты. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: Выполнение панно "Дерево с цветами "

5. Вышивка лентами на основе изученных приемов.

5.1. Панно «Букет с тюльпанами».

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно. Применение изученных швов при вышивке цветов. Технология выполнения цветов. Развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: Выполнение панно «Букет с тюльпанами».

5.2. Панно «Нарциссы»

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно. Применение изученных швов при вышивке цветов. Технология выполнения цветов. Развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Практическая работа: Выполнение панно «Нарциссы».

5.3. Панно «Маки»

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно. Применение изученных швов при вышивке цветов. Технология выполнения цветов. Развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Практическая работа: Выполнение панно «Маки».

5.4. Панно «Чайные розы»

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно. Применение изученных швов при вышивке цветов. Технология выполнения цветов. Развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: Выполнение панно «Чайные розы».

6.Вышивка цветочных композиций .

6.1.Панно «Луговые цветы»

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно цветочных композиций , развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Практическая работа: Выполнение панно «Луговые цветы»

6.2.Панно «Садовые цветы»

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно цветочных композиций , развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Практическая работа: Выполнение панно «Садовые цветы»

6.3.Панно «Лесные цветы»

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно цветочных композиций , развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: Выполнение панно «Лесные цветы»

7.Оформление выставок. Посещение выставок.

Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.

Оборудование: работы учащихся, стенды

Беседа, показ приемов выполнения.

8.Экскурсии

Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.

9.Итоговое занятие.

Цели: проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.

Выставка изделий.


Учебно-тематический план 2 года обучения

Наименование

блока

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета.

6

4

2

2

Материаловедение.

4


4

3

Стежки и техника вышивки.

12

4

8

4

Основные элементы вышивки. Диагностика усвоенных знаний.

18

6

12

5

Панно. Диагностика усвоенных знаний.

28

8

20

6

Сувениры. Диагностика усвоенных знаний.

66

20

46

7

Оформление и посещение выставок работ учащихся

4

1

3

8

Экскурсии

4


4

9

Итоговое занятие

2

2



Итого:

144

45

99















Содержание программы 2 года обучения

1. Введение

1.1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы в т/о.

Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся в этом году. Познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.

Оборудование: поделки, настенные панно, картины, сувениры.

Правила безопасной работы

1.2. Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами.

Цели: расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус.

Оборудование: образцы (иллюстрации) различных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси и наиболее известных видов вышивки; изделия современных направлений в рукоделии.

1. 3. Гармония цвета.

Цели: ознакомить учащихся со спектральными цветами, цветом в культуре разных народов; формировать эстетический вкус в подборе цвета ленточек при выполнении работы; воспитывать чувство меры, проверить полученные знания.

Оборудование: Цветовой спектр, краски, рисунки и фото различных цветов и букетов, бумага, ленточки.

Гармония цвета и где искать вдохновение для своих проектов, цвета в культуре разных народов, цветовая радуга, цветовые сочетания.

Лекция и беседа по вопросам

Практическая работа: выполнение рисунков с сочетанием цветов: монохромных, нейтральных, смежных.

2.Материаловедение.

2.1 Материалы, необходимые для вышивки ленточками

Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость.

Оборудование: Ткани: канва, вафельное полотенце; нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.

Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.

Лекция и беседа по вопросам

Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.

2.2 Подготовка ткани

Цели: Научить готовить ткань в вышивке; формировать правильные приемы работы с тканью; воспитывать аккуратность

Оборудование: Ткани, копировка, карандаш, рисунки, утюг, бумага в клетку.

Увеличение и уменьшение рисунка; копировка рисунка, перевод с помощью скола, при помощи переводного карандаша.

Лекция и беседа по вопросам

Практическая работа: Уменьшение и увеличение рисунков, перевод рисунков на ткань несколькими способами.

3. Стежки и техника вышивки

3.1 -3.6 Стежки и техника вышивки

Цели: Научить выполнять сложные виды швов и стежков. Формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: выполнение элементов вышивки, используя основные швы.

4.Основные элементы вышивки

4.1 - 4.9 Основные элементы вышивки

Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов. Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, анютиных глазок, ириса, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: выполнение элементов вышивки любимых цветов.

5.Панно

5.1.Панно «Лилии».

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно, используя изученные швы, развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Практическая работа: Выполнение панно «Лилии».

5.2. Панно «Подсолнухи».

Цели: Ознакомить учащихся с новыми элементами вышивки и процессом выполнения панно «Подсолнухи», развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: Выполнение панно «Подсолнухи»

5.3. Панно «Весенний букет».

Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно , используя изученные швы, развивать творческое воображение, художественный вкус,

формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, умение организовывать досуг. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: Выполнение панно «Весенний букет».

6.Сувениры .

6.1 Эксклюзивная сумочка.

Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения сумочки и нанесения на нее цветочной композиции с розами, развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Практическая работа: Выполнение сумочки.

6.2 Букет из роз на проволочной основе.

Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения объемной композиции из лент используя проволочную основу , развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Практическая работа: Выполнение сувенира.

6.3. «Подушечка декорированная розами»

Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения подушечки декорированной розами, развивать творческое воображение, художественный вкус, умение организовывать игры для сверстников; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: Выполнение подушечки декорированной розами.

7.Оформление выставок. Посещение выставок.

Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.

Оборудование: работы учащихся, стенды

8.Экскурсии

Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.

9.Итоговое занятие.

Цели: проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.


Учебно-тематический план 3 года обучения


Наименование

блока

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Правила безопасной работы.

2


2

2

Материаловедение

2

1

1

3

Основные элементы вышивки. Диагностика усвоенных знаний.

12

4

8

4

Картины. Диагностика усвоенных знаний.

42

12

30

5

Сувениры. Диагностика усвоенных знаний.

70

23

47

6

Оформление и посещение выставок ребят

8

3

5

7

Экскурсии

6


6

8

Итоговое занятие

2

2



Итого:

144

45

99


Содержание программы 3 года обучения

1. Введение

1.1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы. Полезные советы.

Цели: Ознакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы третьего года обучения; повторить правила поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами, развивать устойчивый интерес к работе с ленточками.

Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.

Правила безопасной работы.

2.Материаловедение.

2.1 Материалы, необходимые для вышивки ленточками

Цели: Ознакомить учащихся с уходом за вышитыми изделиями; напомнить ребятам о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость.

Оборудование: Ткани: канва, вафельное полотенце; нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.

Материалы, необходимые для вышивки ленточками; уход за изделиями с вышивкой шелковыми лентами: стирка, сушка, глажение, реставрация дефектов. Беседа по вопросам.

Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.

3. Основные элементы вышивки

3.1 -3.6 Основные элементы вышивки

Цели: Продолжить ознакомление с различными способами вышивки лентами, научить выполнять сложные и простые виды швов, цветы из узелков, плоские и объемные цветы, розы, листья, насекомых, формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: выполнение швов, объемных цветов, роз, вышивка насекомых.

4. Картины.

4.1 Картины с цветами «В саду».

Цели: Ознакомить учащихся с различными способами вышивки лентами, научить выполнять картины, используя технику батик. Развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.

Практическая работа: выполнение картины с цветами.

4.2 Картины у водоема «Лебеди»

Цели: Ознакомить учащихся с различными способами вышивки лентами, научить выполнять картины, используя технику батик. Развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.

Практическая работа: выполнение картины у водоема.

4.2 Картины с силуэтом человека.

Цели: Ознакомить учащихся с различными способами вышивки лентами, научить выполнять картины, используя технику батик. Развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: выполнение картины с силуэтом человека.

5. Сувениры.

5..1 . Цветы из атласных лент.

Цели: Ознакомить учащихся с техникой канзаши, выполнением техники канзаши. Создание объемного букета на проволоке из лент; научить оформлять композицию; развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; проверить умения и навыки, воспитывать аккуратность и усидчивость.

Практическая работа: выполнение объемного букет на проволоке для заколки, броши, ободка, фото рамки.

5.2. Игольница.

Цели: Ознакомить учащихся выполнением игольницы в техники канзаши. Создание объемного букета из лент; научить оформлять композицию; развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; проверить умения и навыки, воспитывать аккуратность и усидчивость.

Практическая работа: выполнение игольницы, объемного букета для игольницы

5.3. Шкатулочка.

Цели: Ознакомить учащихся с выполнением шкатулки, объемного букета в техники канзаши; научить оформлять сувенир; развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; проверить умения и навыки, воспитывать аккуратность и усидчивость. Диагностика усвоенных знаний.

Практическая работа: выполнение декорированной шкатулки.

6.Оформление выставок. Посещение выставок.

Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.

Оборудование: работы учащихся, стенды

Беседа, показ приемов выполнения.

7.Экскурсии

Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.

8.Итоговое занятие.

Цели: проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке, развивать умение организовывать досуг



Методическое обеспечение программы

Целевая установка данной программы - личностно ориентированность, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся, деятельностный подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы - уровень углубления, или специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области прикладного творчества.

Уровень усвоения содержания образования - творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала - вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий.

Основной способ подачи содержания - комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.

В зависимости от уровня подготовки, способностей учащихся, от продолжительности обучения по определенному разделу на занятиях используются следующие уровни действий: на начальном этапе - репродуктивный, по мере усвоения программы - самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах - продуктивно-творческий.

По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа - репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.

Форма реализации программы - очная.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

Беседа; Практическое занятие; Объяснение; Демонстрация.

Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью по одному часу один раз в неделю. Учебно-практические занятия в группах ( количество 15 человек в группе) позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.

Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, викторины, конкурсы, экскурсии, праздники.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в выставках творчества при наличии успешных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

В процессе обучения предусмотрен ряд диагностических мероприятий:

наблюдения во время работы;

различные тесты; контрольные вопросы и задания; викторины; выставки поделок внутри творческого объединения; участие в городских, областных, региональных выставках прикладного творчества.

Успехи учащихся отмечаются грамотами, памятными подарками.

Создание условий для творческой деятельности, учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение таких дидактических принципов обучения как систематичность. А так же развитие и углубление знаний, умений, навыков и представлений, единство теории и практики, последовательность, контакт с учителями и родителями - все в комплексе способствует раскрытию и дальнейшему развитию творческих возможностей воспитанников при работе с шелковыми лентами и другими материалами. Развитие художественного вкуса, воспитанию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, умение трудиться в коллективе - в целом формируется на занятиях объединения «Изюминка».

Формы подведения итогов по основным разделам

программы «Шелковая фантазия»

С целью выявления степени освоения программы воспитанником, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин, праздников-сюрпризов, совместных занятий-мероприятий с родителями. Систематически организуются выставки работ детей, награждение лучших воспитанников творческого объединения по различным номинациям.

Предусмотрено программой подведение итогов учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений воспитанников по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.

Диагностика

Первый год обучения

Входной контроль. Определение имеющихся знаний, умений учащихся по вышивке посредством наблюдений на занятиях.

Текущий контроль. В течение учебного года теоретические знания, практические умения и приобретенные навыки отслеживаются посредством бесед по вопросам, наблюдений во время занятий, тестирования, проведения анализа работ учащихся, выставок произведений участников творческого объединения. Участие в районных выставках прикладного творчества.

Итоговый контроль. Создание учащимися творческих работ. Участие воспитанников творческого объединения в ежегодной выставке - конкурсе, организован ном МБОУ ДОД «ЦВР». Отбор лучших работ на экспозицию на республиканские выставки детского прикладного творчества. Вручение грамот самым активным, творческим кружковцам. Контрольные вопросы и задания учащимся по итогам первого года обучения по дополнительной образовательной программе.

Второй год обучения

Входной контроль. Тестирование, беседы по вопросам перед практической работой. Наблюдения во время занятий. Проведение викторины. Анализ поделок учащихся.

Текущий контроль. В течение учебного года теоретические знания, практические умения и приобретенные навыки отслеживаются посредством бесед по вопросам, наблюдений во время занятий, тестирования, проведения анализа работ учащихся, выставок произведений участников творческого объединения. Коллективный отбор работ для выставок внутри творческого объединения, в МБОУ ДОД «ЦВР».

Итоговый контроль. Создание творческих работ. Лучшие произведения участников творческого объединения экспонируются на городских, районных, республиканских выставках детского творчества, на празднике, посвященном Дню города. Вручение грамот, памятных подарков самым умелым, творческим воспитанникам.

Третий год обучения

Входной контроль. Тестирование, беседы по вопросам перед практической работой. Наблюдения во время занятий. Анализ работ воспитанников.

Текущий контроль. В течение учебного года теоретические знания, практические умения и приобретенные навыки отслеживаются посредством бесед по вопросам, наблюдений во время занятий, тестирования, проведения анализа работ учащихся, выставок произведений участников творческого объединения. Коллективный отбор работ для выставок внутри творческого объединения, в МБОУ ДОД «ЦВР».

Итоговый контроль. Создание самостоятельных творческих работ. Лучшие произведения участников творческого объединения экспонируются на городских, районных, республиканских выставках детского творчества, на празднике, посвященном Дню города. Вручение грамот, памятных подарков самым умелым, творческим воспитанникам. Контрольные вопросы и задания учащимся по итогам прохождения всего курса обучения по данной образовательной программе.

Условия реализации дополнительной образовательной программы

Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «Шелковая фантазия» необходимо наличие следующих факторов:

Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.

Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.

Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага.

Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.

Методический материал: таблицы, схемы, иллюстрации, образцы изделий народных промыслов, инструкционные карты.


Работа с родителями.

Основные направления сотрудничества семьи

1. Единство требований к воспитаннику.
2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
6. Повышение педагогической культуры родителей.
7. Различные формы сотрудничества с родителями.

Функции и задачи взаимодействия семьи и образовательного учреждения
Функции:
1. Информационная.
2. Воспитательно - развивающая.
3. Формирующая.
4. Охранно - оздоровительная.
5. Контролирующая.
6. Бытовая.
Задачи:
1. Воспитание гармонически развитой творческой личности ребенка.
2. Формирование активной жизненной позиции родителей и ребенка.
3. Привитие навыков здорового образа жизни.
4. Развитие интересов, склонностей, способностей ребенка.
5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

Формы и методы работы по взаимодействию семьи
и образовательного учреждения в современных условиях.


- гуманистический стиль общения и взаимодействия;
- уважительное отношение семьи и объединения к ребенку и друг другу;
-систематическое повышение психолого-педагогического уровня педагога и родителей;
- умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Методы изучения семей
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, педагога, социального педагога и т.д.)
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
6. Диагностика.
7. Деловые игры.
8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
Формы работы с родителями

1. Встречи за «круглым столом».
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4. Встречи с администрацией
5. День открытых дверей.
7. Письменный телефон доверия.
8. Совместные праздники.
9. Семейные конкурсы.
При работе с родителями мы используем дифференцированный подход. Это позволяет составить конкретный план работы с семьей.


Литература

1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2010.

2. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. - М.: Эксмо, 2007.

3. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

4. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

5. Вышивка лентами/ Пер. с анг. - М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

6. Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.

7. «Девчонки- мальчишки» Школо ремесел, журнал для подростков 2008, 2009, 2010 г.

8. «Рукоделие» журнал 2009, 2010 г.

9. Н.Ф Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях. С.-Петербург. 1994 год

10. Дженни Рэворт и Сьюзен Бери. Аранжировка цветов. Внешсигма. АСТ - Москва 2000 год

11.Джина Кристини Ди Фидио «Шелковые ленточки».-«Контент»,2009.

12.Донателла Гиотти «Вышивка шелковыми лентами» -«АСТ-ПРЕС»,2001








© 2010-2022