Физиологичен ли ритм учебного года?

Усложнение всех сторон жизни человека, лавинообразное нарастание информации требуют постоянного увеличения объема и качества знаний и навыков, которыми должен владеть выпускник школы. Перед нынешней общеобразовательной школой теперь стоит задача не втиснуть в мозг ученика как можно больше фактического материала, а научить его «не утонуть» в информационном потоке. Школа обязана научить своего выпускника овладеть способами поиска, обработки и анализа информации, чего она зачастую не делает сейчас,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗМЕНЕНИЕ РИТМА УЧЕБНОГО ГОДА.

Усложнение всех сторон жизни человека, лавинообразное нарастание инфор-мации требуют постоянного увеличения объема и качества знаний и навыков, которыми должен владеть выпускник школы. Перед нынешней общеобразовательной школой теперь стоит задача не втиснуть в мозг ученика как можно больше фактического материала, а научить его «не утонуть» в информационном потоке. Школа обязана научить своего выпускника овладеть способами поиска, обработки и анализа информации, чего она зачастую не делает сейчас, потому что не готова к этому и сама не знает, как это делать.

Простое увеличение объема информации учебных дисциплин эффекта уже не дает. Информационная перегруженность школьных учебных предметов достигла предела, и в школьной практике повсеместно наблюдается естествен-ный процесс психологической зашиты организма ребенка через отторжение избыточной информации. Секретом полишинеля является тот факт, что большинство учащихся учебный материал глубоко не проучивают. Ведь школа довольно часто даёт своему ученику установку не на осмысление учебного материала, а только на его механическое заучивание, запоминание. А потому знания имеют отрывочный и поверхностный характер. И чем старше класс, тем отчетливее это проявляется. К сожалению, нынешний среднестатистический старшеклассник интеллектуально менее развит, нежели его родители в таком же возрасте. Мышление современных подростков становится все более стереотипным и механизированным. Они все более и более отклоняются от гуманитаризма в сторону технократизма. А это, извините, путь к дальнейшей дебилизации и дегуманизации подрастающего поколения и общества в целом.

Одной из причин определённой блокировки психикой ученика проникно-вения в его сознание учебной информации является сама организация учебно-воспитательного процесса во времени. Структура учебного года складывалась в течение нескольких столетий и вполне отвечала прошлым условиям жизни. Нынешняя жизнь коренным образом изменилась, но структура, ритм учебного года остался примерно таким же, как и века назад.

Подавляющее большинство населения любой европейской страны в прошлые века составляли крестьяне. Значит, и большинство учеников были крестьянскими детьми. Годовой школьный календарь вынужденно, конечно же, был ориентирован, на их нужды. Учебный год начинался поздней осенью, когда заканчивались основные работы в поле, и крайняя необходимость использования детского труда в сельском хозяйстве отпадала. Занятия продолжались вплоть до начала весенних полевых работ, когда крестьянские дети фактически массово покидали школы и начинались бесконечно-длительные летние каникулы, а на самом деле тяжелый труд крестьянских детей.

Необходимо помнить, что годовой ритм жизнедеятельности жителей сельской местности тесно связан с временами года, в то время как жизнедеятельность городского жителя, тесно связанного с современным крупным промышленным производством, требует ритмичной, достаточно стабильной работы в течение всего годового цикла. Однако по традиции годовой ритм школьных занятий, просуществовав несколько веков, благополучно перекочевал в XXI век, где основную часть национального ВВП составляет продукция различных отраслей промышленности, а само сельское хозяйство приобрело черты машинного производства. Косность мышления и глубоко укоренившаяся традиция не позволяет в школьном деле изменить психологию организации учебного процесса во времени.

В то же время сезонный ритм занятий и каникул не соответствует валеологии, биологическим и психофизическим циклам человеческого организма, что, вне всякого сомнения, снижает успешность процесса воспитания и образования. «Что это за длинный промежуток времени? - недоумевает Ш.А. Амонашвили. - Школа приостанавливает свою воспитательную работу. Значит, образуется вакуум в воспитании? Нет, скажет иной педагог, дети уходят с наставлениями, как вести себя, с заданиями наверстать упущенное и закрепить приобретённое - упражняться в каллиграфии, орфографии, в решении задач и примеров, списывать, заучивать…» Святая наивность… Блажен, кто верует. Много ли вы видели в своей жизни учеников, занимающихся подобными делами во время летних каникул по своей доброй воле? Да и редкий, чрезвычайно редкий родитель рискнёт принуждать своё чадо к подобным занятиям в летний период: скорее происходит обратное.

Школьные каникулы есть время отдыха - этим латинским словом и определяется для подавляющего большинства учеников содержание лета, как наиболее «жарких» дней в году. Дни действительно жаркие и не столько в прямом смысле, сколько в переносном. За летние каникулы список жертв чрезвычайных ситуаций с участием детей резко возрастает. Это одно из последствий безнадзорности детей.

В летнее время у детей, впрочем, как и у взрослых, появляется так много неотложных дел и забот, что они совершенно забывают о том, что необходимо каждый день (О, ужас!) по 2-3 часа заниматься учебными делами. Но чтобы этим действительно с пользой для дела заняться, во-первых, дети должны уметь и иметь желание заниматься самостоятельно. Для этого необходима достаточно хорошо развитая воля, которая у большей части детей, будем откровенны, недостаточно развита. К тому же самостоятельно воля к умственному труду практически не возникает - её надо воспитывать. Во-вторых, в то время, когда сельское хозяйство было основной отраслью материального производства общества, в жаркую летнюю пору домашние хозяйства нуждались в каждой лишней паре рабочих рук, даже детских. Поэтому об учебных занятиях не могло в принципе идти даже разговоров. Нынешние учащиеся фактически не востребованы обществом как трудовые ресурсы, хотя и, к сожалению, напрасно. Поэтому у подавляющего числа учащихся, особенно урбанизированных районов, летние каникулы прочно ассоциируются с понятием ничегонеделания.

Продолжая размышлять о летних каникулах, Ш.А. Амонашвили сокрушался: «Три месяца каникулярного вакуума взросления ребёнка, подумать только! Ему же никогда, никогда не наверстать упущенного! Этот вакуум отнял у ребёнка много радостей, отнял, может быть, невосполнимую возможность полноценно проявлять свои способности!» Но уже на следующей странице тот же автор несколько изменяет своё отношение к каникулам и пишет: «Каникулы, таким образом, - это не вакуум в воспитании детей, а сама жизнь - богатая, полная похождений, порою опасных, порою смешных, удивительных, привлекательных, но познавательных». Отчасти так и было, когда дети в связи с суровой необходимостью были прочно привязаны к общественному производству. Нынешние дети «заботливо» исключены из общественного производства и потому, по большей мере, ввиду крайней занятости родителей всё в том же общественном производстве предоставлены сами себе. Сколько детей гибнет, получает увечья и травмы в этот период? Сколько родителей со страхом ждут начала этих «жарких» месяцев?

Посмотрим, что собою представляет структура нынешнего учебного года? Учебный год поделен на четыре четверти. Первая четверть продолжается 42 дня, вторая - 35, третья - 49 и четвертая - 44. Между учебными четвертями различные по длительности каникулы: осенние - 7 дней, зимние - 14, весенние - 7 и летние - 93 дня. Глядя на эти цифры, даже неискушенный в математике читатель скажет, что никакого ритма здесь нет. Хотя доподлинно известно, что все системы организма человека эффективнее работают в более или менее ритмичных режимах. А учебный год - это асимметричный режим.

Асимметрия учебного года очень сильно влияет на эффективность, качество и рациональность учебно-воспитательного процесса. Любой, проработавший в школе более одного года, сталкивался с проблемой забывания учащимися большей части учебного материала только что прошедшего учебного года, после утомительно-долгих летних каникул. По крайней мере, целый месяц учителя вынуждены посвящать «освежению» в памяти учащихся прошлогоднего учебного материала, достижению уровня знаний прошедшего учебного года, и… никогда, этого не добиваются полностью. Успешное продвижение вперед в учебе возможно только лишь на прочном фундаменте приобретенных знаний, а за долгое лето они, чаще всего, девальвируются. Таким образом, из года в год одни слабо усвоенные знания накладываются на другие непрочные знания.

Чрезмерно продолжительные летние каникулы - это не только педагогическая проблема, но и социально-экономическая. То, что это именно так могут подтвердить работники полиции, спасательных служб, пожарные и медицинские работники. Именно летом наблюдается стремительный всплеск детских правонарушений и преступности, пожаров от детской шалости, травматизма и гибели детей из-за безнадзорности. В летний период также резко возрастает нагрузка на транспортные системы страны из-за массового перемещения родителей с детьми к местам отдыха. По этой же причине не могут ритмично работать весь год лечебно-оздоровительные учреждения, индустрия развлечения и отдыха. Так что жизнь общества очень сильно «привязана» к ритму учебного года. А ведь зимний отдых или отдых в иное время года не менее эффективен и полезен, чем летний. Таким образом, нынешняя структура учебного года неэффективна, неэкономична и просто нефизиологична по многим основаниям.

Действительно ритмичным и физиологичным мог бы стать учебный год, разделенный на шесть (шестинедельных) секстетов с трехнедельными каникулами между ними. Тогда многие педагогические и экономические проблемы находят свое естественное, рациональное и логическое разрешение.


© 2010-2022