- Преподавателю
- Другое
- Одаренные дети. Формы и методы работы с одаренными детьми
Одаренные дети. Формы и методы работы с одаренными детьми
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крикунова И.П. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Одаренные дети
Формы и методы работы
с одаренными детьми.
Докладчик: учитель математики Крикунова Ирина Петровна
Программа «Одаренные дети»
I. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость добывания знаний, умственного труда.
Выделяют три категории одаренных детей:
-
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
-
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки.
-
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
III. Цели и задачи работы с одаренными детьми
-
Выявление одаренных детей:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
-обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
-
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественНый скачок в развитии их способности.
- отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.
IV. Стратегия работы с одаренными детьми
I этап - аналитический - выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап -диагноггический (5-9 классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
III этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащиеся - старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающими определенными качествами:
- увлеченность свои делом;
- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотные;
- интеллектуальность, нравственность и эрудированность; - проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
-
Ожидаемые результаты
-
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
-
Издание исследовательских работ учащихся
-
Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети» .
-
Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
-
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны
методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
З. проблемный;
4. проективный;
Формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах).
разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. факультативные кружки, общества
4. дискуссия;
6. игры.
Очень важны:
-
предметные олимпиады;
-
интеллектуальные марафоны;
З. различные конкурсы и викторины:
4. словесные игры и забавы:
5. проекты по различной тематике:
6. игра «Научно - исследовательская лаборатория» ;
7. ролевые игры;
8. индивидуальны е творческие задания:
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать
подходящие им формы и виды творческой деятельности.