- Преподавателю
- Другое
- Клуб родительских встреч по теме: «Играют дети – играем вместе»
Клуб родительских встреч по теме: «Играют дети – играем вместе»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестерова Л.Н. |
Дата | 21.12.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №51»
КЛУБ РОДИТЕЛСКИХ ВСТРЕЧ ПО ТЕМЕ
«Играют дети - играем вместе»
Составила: воспитатель
Орлова Татьяна Степановна
Братск, 2013 г
КЛУБ РОДИТЕЛСКИХ ВСТРЕЧ ПО ТЕМЕ:
«Играют дети - играем вместе»
Участники: воспитатель, родители, дети. Ведущий: воспитатель.
Цель: показать значение игры в дошкольном возрасте, повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью; вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности; обучить способам игровой деятельности.
Задача: помочь родителям овладеть методами руководства детой игрой; научить создавать такую обстановку, в которой ребенок мог бы спокойно жить, нормально развиваться физически, умственно и морально, в которой он чувствовал бы себя свободно, легко и радостно и находил бы отклик всем своим запросам и интересам, соответствующим его возрасту.
План.
I часть. Знакомство (совместно с детьми).
1. «Веселое приветствие»
2. Игры с детьми «Поиграй со мной!»
II часть. Презентация «Играют дети - играем вместе»
Значение и виды игр.
-
Упр. «Волшебная палочка»
-
Диагностическое упр. «Социограмма»
III часть. Практическая.
-
Проблемные ситуации в малых группах. «Правила и ошибки руководства детской игрой»
-
Решение пед.задачи «Выбор игрушки» в 3-х
-
Игровое задание родителям «Определи возраст по набору игрушек»
-
Правила выбора игрушек
-
Памятки, рекомендации.
IV часть. Прощание. Рефлексия, вопросы.
Ход встречи.
I часть Знакомство. (совместно с детьми)
-
Приветствие.
Дети и родители стоят по кругу в парах. Под веселую музыку по сигналу ведущего, здороваются: ладошками, пяточками, носочками…
2. Игры с детьми «Поиграй со мной!»
- «Мышка, кошка, собака» Три мяча разного размера, один за другим быстро передают по кругу.
- «Броуновское движение» Сидя в кругу, участники должны быстро перекатывать максимально возможное количество мячей
- «Да и нет не говорите»
Ведущий: Как вы думаете? Что развивают эти игры?
II часть. Значение игры. Презентация «Играют дети - играем вместе»
- Уважаемые родители, подумайте, что для ребенка - игра: интересное занятие, полезное дело, пустое времяпровождение, что-то другое? Аргументируйте свое мнение.
1. Упр. «Волшебная палочка»
Участники по кругу передают «Волшебную палочку», рассказывая о значении игры. Ведущий выслушивает мнение и рассказы родителей, касающиеся организации игр в каждой семье. При необходимости дополняет. (Выступление психолога. Значение и роль игры в дошкольном возрасте. Приложение 1.)
-
Диагностическое упр. «Социограмма»
-
Встаньте по залу на таком расстоянии от игрушек, как Вам захочется, что бы было комфортно.
-
Прислушайтесь к себе, свои ощущениям.
Подумайте почему вы встали именно так близко или далеко?
III часть. Практическая.
Для выполнения задания нужно объединиться в 2 гр. по разрезным картинкам, найти удобное место работы за столами.
-
Проблемные ситуации в малых группах. «Правила и ошибки руководства детской игрой»
Задание: прочитайте ситуации, назовите положительные (1группа) и отрицательные (2 группа) стороны позиции взрослых.
- Сформулируйте правила (1группа)
и найдите ошибки в руководстве взрослых детской игрой (2 группа).
2. Работа со слайдом «Ошибки родителей при руководстве детской игрой»
-
Навязывание сюжета, помощи, игрушек.
-
Отрицательные высказывания в адрес ребенка, чтение морали.
-
Создание ореола победителя (поддавки)
-
Безразличное отношение к игре, интересам, потребностям.
-
Резкое прерывание занятий,
-
Требование немедленной уборки всех игрушек.
(при необходимости дополнение психолога)
Правила игры с ребенком.
-
Взрослый не должен жестко вмешиваться, управлять игрой, «читать мораль»
-
Его задача создавать условия для ее возникновения (обогащение знаний, о мире, профессиях, труде взрослых)обеспечить местом и материалами для игры.
-
Оказывать помощь при обращениях детей в затруднениях в развитии сюжета подсказать наводящим вопросом, починить или изготовить игрушку, дать совет, разрешить конфликт,
-
Если Вы хотите, чтобы ребенок начал во что-нибудь играть, чему-нибудь научился - начните делать это сами.
3.Решение педагогических задач в малых группах «Выбор игрушки»
- Возьмите по одной картинке с изображением игрушек, рассмотрите и догадайтесь с какими родителями вы должны объединиться.
(Родители объединяются в 3 группы)
- Каждая группа обсуждает, что правильно и неправильно сделали родители в этих ситуациях? Приложение 2
4. Игровое задание родителям «Определи возраст по набору игрушек»
В зале на столах разложены наборы игрушек для разного возраста.
Задание:
- Делимся на з группы по геометрическим фигурам.
- Каждой группе по составу игрушек, определить для какого они возраста и объяснить свое мнение.
Правила выбора игрушек (памятка)
Однозначных советов не бывает, нужно ориентироваться по ребенку и ситуации.
-
Игрушки нужно выбирать, а не собирать.
-
По возможности исходите из интересов и потребностей ребенка.
-
Некоторые игрушки старайтесь сделать вместе с ребенком.
-
Чтобы ребенок играл с игрушкой сначала надо его научить этому
IV часть.
Прощание. «Огонек»
Рефлексия с помощью картинок «Гномы» с различными эмоциональными состояниями, заполнение родителями оценочных листов.
Вопросы.
Приложение 1.
Значение и роль игры в дошкольном возрасте
Ведущий. Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. Игра - это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такая ведущая деятельность - игра.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Игра незаменима в период дошкольного детства. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, экспериментирует, проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются активность и самостоятельность. Именно в игре складываются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. В игре ребенок имеет возможность реализовывать и углублять свои знания. Через игру он входит в мир взрослых. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо разных предметов их заместителей. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Взрослый не должен вмешиваться в игру, управлять ею, руководить играми детей. Его задача - создавать условия для того, чтобы игра началась и развернулась. Вступая в игровое общение, взрослый получает возможность экономно, без лишнего нажима, морализирования руководить деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книгу, нарисовать ему что-то, помочь исправить сломанную игрушку
-
Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий.
-
Другое условие - правильное включение взрослого в игру.
Сначала взрослому необходимо быть ведущим в игре, тогда ребенок-зритель начнет присоединяться к игре. Затем взрослый должен помочь ребенку выбрать игрушки и научить действовать вместе. После этого ребенок начнет играть. Взрослому необходимо поощрять успехи ребенка, и тогда совместная игра станет желанной. На следующем этапе взрослый должен снизить свою активность, после чего у ребенка увеличится свобода действий, возрастет активность, и он научится играть самостоятельно.
А самое главное, у малыша возникнет желание иметь партнера по общению. Во время игры взрослый формирует поведение ребенка: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Совместные игры открывают большие возможности для формирования личности ребенка, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования: собрать игрушки и положить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. При этом дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».
Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности. Поэтому взрослому необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка, поддерживать его любознательность.
Отношение родителей к успеху и неуспеху ребенка в различных творческих или в других областях способствует формированию у ребенка самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности.
Отчужденное отношение взрослого к его игре значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу или начать фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников.
Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступить в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
А конфликты между родителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника.
Литература. Проект И. Р. Кочубей «Дружная семейка» (Севостьянова)
. Приложение 2.
Педагогические ситуации
1.
Сын: Папа, купи мне пистолет, мне так хочется!
Отец: Ладно, пойдем и купим, только в следующий раз не приставай ко мне со своими капризами.
Мама: Ой, нет, ни за что. Пистолет - это плохая игрушка. Он тебе не нужен. Я бы их все выбросила из дома. Лучше мы тебе интересную развивающую игру купим.
Сын (ворчит ). Какие вы недобрые родители, вот уеду от вас к бабушке жить, она мне все, что попрошу, сразу купит.
Ошибки. Переубедить ребенка в ненужности этой игрушки родители не стараются.(возраст р-ка) Мама очень категорична, что провоцирует упрямство сына.
Мнения родителей разные, противоречивые, ответ мамы перечеркивает решение отца; т. е. они сами провоцируют такие отношения, которые нарушают целостность семейных взаимоотношений. Бабушка по всей видимости вообще позволяет внуку все(воспитание по типу «кумир семьи»)
В результате в семье довольно часто возникает нарушение социально-психологических взаимоотношений.
Можно было договориться, на выбор другой игрушки самим ребенком или договориться, что этот пистолет последний.
Выяснить почему у ребенка такая потребность в разрушительных игрушках (накопившаяся агрессия, просмотр телевизора, копирование других детей, поднять авторитет в группе новой игрушкой)
Перевести интересы на другие игры, через совместные занятия, дать выход агрессивности другим способом: выколотить вместе с папой ковер, или договориться что с пистолетом он будет играть в определенное время.
2.
Мама: Доченька, пойдем домой, скоро логопед придет, будем заниматься.
Я тебе купила новые математические тетради. Будешь в них задания выполнять вместе с сестрой.
Дочка: Ну, нет, я не хочу, Я с Катей в «семью» не доиграла.
Мама. Пойдем, Диночка! Знаешь, как важно научиться грамотно говорить и писать! Потом, завтра доиграешь!
Дочка. Нет, я не хочу! Я лучше буду весь вечер в куклы играть, буду их лечить. А в тетрадях пусть лучше Оля (сестра) пишет, а я поиграю. В детском саду занятия, дома занятия.
Мама. Я вижу, что тебе в последнее время играть больше нравится, чем заниматься. Мы с папой столько сил и времени на ваше обучение тратим. Весь дом в книгах, обучающих плакатах и календарях. Вот пожалуюсь отцу на твое поведение, он тебя не похвалит. Завтра в детском саду поиграешь. Я тебе даже твою любимую куклу разрешу в детский сад взять. Сейчас пойдем, пожалуйста, домой.
Положительные моменты: вежливость, объяснение важности занятий с логопедом, в конце разрешает взять куклу
Отрицательные: мать замечает изменения, происходящие с дочерью, - они ее не устраивают, поэтому женщина не спешит создавать условия для развития других интересов девочки. Интерес дочери к играм они считают не существенным, хотя игра это ведущая деятельность.
Упрекает дочь, что тратят на нее много сил, жалуется отцу
Литература. Педагогические ситуации Микляева «Взаимодействие ДОУ и семьи»