Методическая разработка Методическая рекомендация

Данная методическая разработка " Методическая рекомендация " была разработана и защищена методистом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования " Центр детско-юношеского творчества " на методическом совете учреждения. Разработка утверждена методическим советом Центра. В данной методической разработке
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детско-юношеского творчества»








Методическая разработка

«Методические рекомендации по

написанию методической продукции (методическая рекомендация)»






Составитель:

методист

Эльвира Загитовна Мингалеева






















Республика Татарстан, г. Альметьевск

2015г.

Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку) образовательного учреждения.

Классификация методической продукции:

• Информационно-пропагандистская - методическое описание, аннотация, газета, справочник, реферат, комментарий, листовки.

• Организационно-методическая - программа, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка.

• Прикладная - сценарии, картотека, каталог, плакат, график, тематическая подборка, наглядное пособие, задачник, сборник упражнений. В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи: -излагает сведения, подлежащие распространению; -разъясняет приемы и методы; -обобщает ценный педагогический опыт; -объясняет цели и порядок действий, методику организаций различных мероприятий; - показывает возможные формы проведения дел и т.д.

Рассмотрим такой вид методической продукции как методические рекомендации.

Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

  • титульный лист;

  • аннотацию;

  • сведения об авторе, составителе;

  • пояснительную записку;

  • содержание;

  • список рекомендуемой литературы;

  • приложения (при необходимости).


1. На титульном листе должны быть обозначены:

  • название учреждения;

  • фамилия, имя, отчество автора, составителя;

  • название (с пометкой о виде методической продукции - методические рекомендации);

  • название города;

  • год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов;

  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - например, педагогам дополнительного образования, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе);

  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод рекомендации);

  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

  • Внизу второго листа помещаются сведения о составителе, авторе: Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

  • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

  • указывается возраст обучающихся;

  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам образовательного цикла; может способствовать повышению мотивации обучающихся и т.п.);

  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. В ходе которого необходимо описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);

  • дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);

  • выделить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

  • предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

  • тестовые задания;

  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов.


© 2010-2022