- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Методическая рекомендация
Методическая разработка Методическая рекомендация
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мингалеева Э.З. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
Методическая разработка
«Методические рекомендации по
написанию методической продукции (методическая рекомендация)»
Составитель:
методист
Эльвира Загитовна Мингалеева
Республика Татарстан, г. Альметьевск
2015г.
Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку) образовательного учреждения.
Классификация методической продукции:
• Информационно-пропагандистская - методическое описание, аннотация, газета, справочник, реферат, комментарий, листовки.
• Организационно-методическая - программа, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка.
• Прикладная - сценарии, картотека, каталог, плакат, график, тематическая подборка, наглядное пособие, задачник, сборник упражнений. В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи: -излагает сведения, подлежащие распространению; -разъясняет приемы и методы; -обобщает ценный педагогический опыт; -объясняет цели и порядок действий, методику организаций различных мероприятий; - показывает возможные формы проведения дел и т.д.
Рассмотрим такой вид методической продукции как методические рекомендации.
Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
-
титульный лист;
-
аннотацию;
-
сведения об авторе, составителе;
-
пояснительную записку;
-
содержание;
-
список рекомендуемой литературы;
-
приложения (при необходимости).
1. На титульном листе должны быть обозначены:
-
название учреждения;
-
фамилия, имя, отчество автора, составителя;
-
название (с пометкой о виде методической продукции - методические рекомендации);
-
название города;
-
год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
-
сути рассматриваемых вопросов;
-
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - например, педагогам дополнительного образования, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе);
-
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод рекомендации);
-
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
-
Внизу второго листа помещаются сведения о составителе, авторе: Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
-
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
-
определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
-
указывается возраст обучающихся;
-
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам образовательного цикла; может способствовать повышению мотивации обучающихся и т.п.);
-
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. В ходе которого необходимо описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
-
дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
-
выделить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
-
предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
-
тестовые задания;
-
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
-
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
-
схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов.