• Преподавателю
  • Другое
  • Занятие элективного курса по истории «Разработка научного аппарата исследования»

Занятие элективного курса по истории «Разработка научного аппарата исследования»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие элективного курса по истории «Разработка научного аппарата исследования».

Учебное занятие элективного курса по истории «Научное общество «Гранит».

Тема: «Разработка научного аппарата исследования»

Учитель: Сысоева Ирина Тимофеевна, учитель истории и обществознания.

Цель занятия: сформировать представления о составе научного аппарата исследования и его значения для работы.

План:

1. Актуальность темы.

2. Цель исследования.

3. Задачи.

4. Объект.

5. Предмет.

6. Гипотеза исследования.

7. Методы исследования.

Оборудование:

1. Презентация.

2. Раздаточный материал с примерами по конкретным темам.

Ход занятия:

I. На предыдущих занятиях мы с вами научились определять актуальность темы, ставить цель исследования. Эти исследовательские операции входят в состав научного аппарата исследования.

Сегодня мы с вами рассмотрим, что собой представляет «Научный аппарат», рассмотрим полный состав.

II. Итак, целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью средств достижения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы.

Поясним это сложное для понимания определение на примерах конкретных целей нескольких научно-исследовательских работ учащихся.

Например. Тема: «Жанр «Драмы на охоте» Л. П. Чехова».

Гипотеза может выглядеть следующим образом: Это произведение либо роман, либо повесть. Тогда, если предположить, что «Драма на охоте» это роман, то наряду с другими признаками романного жанра в Исследуемом произведении должен быть описан выбор 1«роя, который влияет на судьбу мира.

Если же это повесть, то выбор героя должен влиять только на его судьбу. Кроме того, если это повесть, то должна быть циклическая сюжетная схема и определенная авторская позиция, более отдаленная, чем романе, от описываемых событий.

Цель: выявить с помощью анализа произведения «Драма на охоте» его основные жанровые признаки. В этом примере предметом исследования являются жанровые признаки, объектом - произведение А. П. Чехова «Драма на охоте», а средством достижения цели - жанровый анализ произведения.

Аналогичный пример из работ естественно-научного характера. Тема: «Изучение взаимосвязи строения и основных свойств поверхностно-активных веществ». Гипотеза: основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением. Цепь: изучить взаимосвязь строения и основных свойств серии поверхностно-активных веществ. В данной формулировке цели предметом исследования является строение, а объектом - свойства поверхностно-активных веществ. Средство достижения цели в се формулировке не указано, так как это не является обязательным. Скорее всего, такими средствами будут аналитические и спектроскопические методы исследования строения химических соединений, экспериментальные методы, связанные с определением основных свойств поверхностно-активных веществ, корреляционный анализ, позволяющий установить взаимосвязь строения и свойств химических соединений.

Задачами любой научно-исследовательской работы обычно являются:

  • проблемно-ориентированный анализ информации (литературных данных) по избранной актуальной научной проблеме;

  • разработка гипотезы исследования - научного предположения, связанного с объяснением выявленных противоречий и выбором возможных путей решения актуальных проблем в данной работе;

  • теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;

  • обобщение полученных результатов и оценка их научного и практического значения.


© 2010-2022