- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гришина С.А. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский политехнический колледж»
(ГБПОУ СО «ТПК»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
___________ С.А.Гришина
___ ____________ 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Специальность 15.02.08 «Технология машиностроения»
Тольятти, 2015
ОДОБРЕНА
Протокол УПО № 2
от ___ _____20__ № ____
Методист УПО № 2
________ М.П.Степанова
___ ______ 20__
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
15.02.08 «Технология машиностроения»
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Тольяттинский политехнический колледж»
Разработчики:
____Гришина Светлана Анатольевна, зам.директора по УР преподаватель ________
Ф.И.О., учебная степень, звание, должность
____Кучеров Андрей Олегович, преподаватель ______________________________
Ф.И.О., учебная степень, звание, должность
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
-
Введена впервые
-
Редакция №1 ____ ______________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………….....
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …..
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины ……….
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины ……………………………………………………………………....
13
-
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………….………………………...
17
1 ПАСПОРТ ПОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технология машиностроения
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технологии машиностроения при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины принадлежит к профессиональному циклу
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
применять методику обработки деталей на технологичность;
-
применять методику проектирования операций;
-
проектировать участки механических цехов;
-
использовать методику нормирования трудовых процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
способы обеспечения заданной точности изготовления деталей;
-
технологические процессы производства типовых деталей и узлов машин.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 261 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 174 часа;
самостоятельной работы обучающегося 87 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
261
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
174
в том числе:
лабораторные занятия
0
практические занятия
70
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
87
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
0
-Систематическая проработка конспектов занятий
-Самостоятельная работа с учебником
- Оформление и подготовка к защите практических работ
14
13
8
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология машиностроения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Количество
часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.Методы обработки основных поверхностей.
152
Тема 1.1. Обработка наружных поверхностей тел вращения.
Содержание учебного материала
6
1-2
1
Выбор метода обработки.
Токарная обработка. Обработка шлифованием.
Отделочные виды обработки.
2
Приспособления для токарных и шлифовальных работ.
Практическая работа. Расчет режимов резания для токарной и шлифовальной операции.
4
Практическая работа. Выполнение технологической наладки на токарную операцию.
4
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
6
Тема 1.2.
Обработка внутренних поверхностей тел вращения.
Содержание учебного материала
14
1-2
1
Виды отверстий и способы их обработки.
Обработка на сверлильных станках. Обработка на расточных станках. Обработка на шлифовальных станках. Обработка на протяжных станках.
2
Приспособления для сверлильных и расточных работ. Приспособления для протяжных работ.
3
Отделочные виды обработки.
Практическая работа. Расчет режимов резания для сверлильной и расточной операции.
4
Практическая работа. Выполнение технологической наладки на сверлильную операцию.
2
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
12
Тема 1.3.
Обработка на револьверных и карусельных станках
Содержание учебного материала
4
1-2
1
Обработка на револьверных станках. Обработка на токарно-карусельных и токарно-лобовых станках.
Практическая работа. Расчет режимов резания для револьверной операции.
4
Практическая работа. Выполнение технологической наладки на токарно-револьверную и токарно-карусельную операцию
4
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
6
Тема 1.4 Образование резьбовых поверхностей.
Содержание учебного материала
6
1-3
1
Виды резьб, их назначение и классификация. Нарезание наружной резьбы. Нарезание внутренней резьбы. Фрезерование наружной и внутренней резьбы. Накатывание резьбы
Практическая работа. Расчет режимов резания для резьбонарезной операции.
4
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
6
Тема 1.5 Обработка плоских поверхностей.
Содержание учебного материала
6
1-2
1
Выбор метода обработки плоских поверхностей. Обработка на строгальных и долбежных станках. Обработка на фрезерных станках. Приспособления для фрезерных работ. Обработка на шлифовальных станках. Обработка на протяжных станках.
Практическая работа. Расчет режимов резания для фрезерной операции, плоскошлифовальной операции. Нормирование операций.
4
Практическая работа. Выполнение технологической наладки для фрезерной операции.
2
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
6
Тема 1.6
Обработка сложных поверхностей.
Содержание учебного материала
2
1-3
1
Виды сложных поверхностей и их классификация. Методы обработки сложных поверхностей
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
1
Тема 1.7 Обработка зубчатых поверхностей.
Содержание учебного материала
8
1-3
1
Виды зубчатых колес, их назначение и характеристика. Основные методы обработки зубьев цилиндрических и конических колес. Основные методы обработки зубьев червячных пар. Отделочные виды обработки зубчатых колес.
Практическая работа. Расчет режимов резания для зубофрезерной операции.
4
Практическая работа. Выполнение технологической операции для зубофрезерной операции.
4
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
8
Тема 1.8
Обработка шлицевых поверхностей.
Содержание учебного материала
4
1-3
1
Виды и назначение шлицевых соединений. Методы обработки элементов шлицевых валов и втулок
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
2
Тема 1.9
Особые методы обработки.
Содержание учебного материала
10
1-3
1
Обработка металлов давлением в холодном состоянии. Электрические методы обработки. Балансировка и подгонка деталей машин. Методы обработки деталей из жаропрочных материалов и пластмасс.
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
5
Раздел 2. Методы изготовления типовых деталей.
94
Тема 2.1 Методы изготовления типовых деталей.
Содержание учебного материала
40
1-2
1
Обработка корпусных деталей, общие сведения. Механическая обработка корпусных деталей. Обработка корпуса редуктора. Обработка валов, общие сведения. Механическая обработка шпинделей. Обработка втулок и рычагов.
2
Обработка зубчатых колес, общие сведения. Обработка цилиндрических зубчатых колес. Обработка конических зубчатых колес. Обработка червячных пар.
3
Особенности проектирования технологических процессов с применением станков с ЧПУ. Область применения станков, технологические возможности.
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления корпуса редуктора.
8
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления цилиндрического зубчатого колеса.
2
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления конического зубчатого колеса.
4
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления червячного колеса
2
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления вала червяка
8
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
30
Раздел 3. Проектирование участка механического цеха
15
Тема 3.1.
Проектирование участка механического цеха.
Содержание учебного материала
4
1
Проектирование участка механического цеха. Виды участков. Исходные данные для проектирования. Расположение оборудования в пролётах механических цехов. Нормы расстояний между станками. Выбор транспортных средств. Определение площади участка. Удаление отходов. Последовательность проектирования плана участка цехов.
Практическая работа. Проектирование участка механического цеха
6
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
5
Максимальная учебная нагрузка обучающегося
261
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
174
Самостоятельная работа обучающегося
87
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технологии машиностроения и лаборатории технологии машиностроения.
Оборудование учебной аудитории:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
-
рабочая программа, календарный тематический план;
-
библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
-
компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;
-
мультимедиа проектор;
-
экран проекционный;
-
модем;
-
принтер;
-
интерактивная доска;
-
выход в сеть Интернет;
-
видеофильмы и презентации по темам профессионального модуля;
Оборудование лаборатории:
-
компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплекты учебно-наглядных материал по разделам дисциплины;
-
модем, принтер;
-
вертикально-фрезерный станок, ;
-
зубофрезерный станок 5Д 32;
-
макет маятникового копра для испытаний на ударную вязкость.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.Якушевич Г.Б. Технология машиностроения.- Гродно.: ГрГУ им. Я.Купалы, 2010.
Дополнительная литература.
1. Данилевский В.В. Технология машиностроения.- Высшая школа, 1984.
2. Егоров М.Е. и др. Технология машиностроения.- М.: Высшая школа,1976.
3. Ковшов А.Н. Технология машиностроения.- М.: Машиностроения, 1987.
4. Справочник технолога-машиностроителя, т.т.1,2/ Под ред. Косиловой А.Г. и Мещерякова Р.Н.- М.: Машиностроение, 1985.
5. Мельников Г.Н. Проектирование машиностроительных цехов.- М.: Машиностроение, 1990.
6. Силантьева И.А., Малиновский В.Р. Техническое нормирование труда в машиностроении.- М.: Машиностроение, 1990.
7. Гельфгот Ю.Н. Сборник задач и упражнений по технологии машиностроения.- М.: Высшая школа, 1986.
9. Данилевский В.В., Гельфгот Ю.Н. Лабораторные работы и практические задания по технологии машиностроения.- М.: Высшая школа, 1988.
10. Добрыднев И.С. Курсовое проектирование по предмету «Технология машиностроения».-М.: Машиностроение,1985.
11. Горбацевич А.Г. Курсовое проектирование в машиностроительных техникумах.-М.:Высшая школа, 1984.
12. Серебреницкий П.П. Общетехнический справочник.- Спб.: Политехника, 2004.
Интернет ресурсы:
-
lib-bkm.ru/ - техническая литература, ГОСТы, учебники справочники
-
kafedratm.ru/literatura-po-distsipline-technologiya-mashinostroeniya/blog.html - техническая литература.
-
vsegost.com - ГОСТы
-
gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts - каталог ГОСТов
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися практических работ.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
4.1 Формы и методы контроля результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
-
применять методику обработки деталей на технологичность;
-
применять методику проектирования операций;
-
проектировать участки механических цехов;
-
использовать методику нормирования трудовых процессов.
Текущий контроль
Знать:
-
способы обеспечения заданной точности изготовления деталей;
-
технологические процессы производства типовых деталей и узлов машин.
Тестовые задания, защита отчетных работ
4.2 Контрольные вопросы по дисциплине «Технология машиностроения»
-
Дать понятие терминам «технология», «технология машиностроения», «производственный процесс».
-
Понятие о производственном и технологическом процессах.
-
Токарная обработка наружных поверхностей.
-
Обработка ступенчатых валов.
-
Токарная многорезцовая обработка наружных цилиндрических поверхностей.
-
Обработка ступенчатых валов на гидрокопировальных полуавтоматах..
-
Факторы, определяющие точность обработки.
-
Отделочная обработка деталей притиркой.
-
Сущность суперфиниширования.
-
Сущность полирования.
-
Центровое шлифование наружных поверхностей.
-
Качество поверхности. Определение и понятие.
-
Наружное бесцентровое шлифование.
-
Обработка плоских поверхностей на строгальных станках и долбежных станках.
-
Обработка плоских поверхностей на фрезерных станках.
-
Обработка плоских поверхностей на протяжных станках.
-
Основные правила базирования для черновых поверхностей.
-
Обработка плоских поверхностей на шлифовальных станках.
-
Основные правила базирования для чистовых поверхностей.
-
Классификация и методы обработки резьбовых поверхностей.
-
Нарезание резьб резцами.
-
Нарезание внутренних резьб метчиками.
-
Понятие о технологичности. Основные термины и определения.
-
Нарезание наружной резьбы плашкой.
-
Нарезание наружной резьбы резьбонарезными головками.
-
Примеры некоторых конструктивных решений, обеспечивающих технологичность типовых деталей.
-
Схема обработки резьбовых поверхностей дисковой фрезой.
-
Количественный метод оценки технологичности конструкций машин.
-
Схема обработки резьбовых поверхностей гребенчатой фрезой.
-
Метод скоростного фрезерования резьбы или вихревой метод.
-
Накатывание резьбы.
-
Обработка фасонных поверхностей.
-
Сверление и растачивание отверстий.
-
Зенкерование отверстий.
-
Развертывание отверстий.
-
Процесс протягивания.
-
Схемы протягивания.
-
Способы шлифования отверстий.
-
Бесцентровое внутреннее шлифование.
-
Виды зубчатых колес. Их назначение.
-
Обработка зубчатых цилиндрических колес методом копирования.
-
Обработка зубчатых цилиндрических колес методом обкатки.
-
Типы шлицевых соединений.
-
Методы нарезания шлицев на наружных цилиндрических поверхностях.
-
Способы шлифования шлицевых валов.
-
Обработка шлицевых отверстий.
-
Технологический процесс обработки шлицевого отверстия.
-
Технологический процесс обработки шлицевого вала.
-
Виды участков.
-
Состав механических цехов.
-
Расположение оборудования в пролетах механических цехов.
-
Обозначение станков на плане участка
-
Обозначение места рабочего на плане участка.
-
Исходные данные для проектирования участка механического цеха.
-
Определение площадки участка механического цеха.
-
Цеховой склад.
-
Цеховой транспорт.
-
Удаление отходов на участке механического цеха.
-
Противопожарные мероприятия на участке механического цеха.
4.3 Оценка индивидуальных образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Токарная обработка заготовок на станках с ЧПУ
-
Обработка на вертикальных многошпиндельных полуавтоматах
-
Обработка глубоких отверстий
-
Шевингование зубъев колес
-
Обкатывание зубчатых колес
-
Зубошлифование
-
Зубошлифование
-
Притирка зубчатых колес
-
Зубозакругление
-
Виды червячных передач и их назначение
-
Образование профиля витков червяка
-
Термическая обработка червяков
-
Отделка профиля червяка
-
Обработка червячных колес методом радиальной подачи
-
Обработка червячных колес методом тангенциальной (осевой) подачи
-
Отелочная обработка червяных колес червячным шевером
-
Отделочная обработка червячных колес летучей фрезой