• Преподавателю
  • Другое
  • Аналитический обзор учебно-методической работы по созданию методических материалов согласно требованиям ФГОС СПО П (Ц) К общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»

Аналитический обзор учебно-методической работы по созданию методических материалов согласно требованиям ФГОС СПО П (Ц) К общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитический обзор учебно-методической работы по созданию методических материалов согласно требованиям ФГОС СПО

П(Ц)К общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»


Е.И. Комнатная

ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»


В 2013-2014 учебном году организация учебно-методической работы П(Ц)К общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин была направлена на решение методической проблемы по педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОC.

Реализация задачи по созданию учебно-методического обеспечения образовательного процесса и контрольно-оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС направлена на решение единой методической проблемы по педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Особенностями нового поколения образовательных стандартов для среднего профессионального образования являются наличие требований к результатам освоения программы специальности через набор компетенций и усвоение программы посредством объединения общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в профессиональные модули. С учетом этого, при разработке рабочей программы дисциплины выбор форм и методов обучения должен проводиться с ориентацией на компетентностный подход. Результаты освоения ОПОП специальности определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции выпускника по направлению подготовки непосредственно связаны с областью, объектами, видами и задачами профессиональной деятельности. Большая часть преподавателей П(Ц)К общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин преподает базовые дисциплины, содержание которых должно соответствовать еще и государственному образовательному стандарту среднего полного (общего) образования. В связи с этим у педагогов возникли некоторые сложности с разработкой рабочих программ, комплектов контрольно-оценочных средств и заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Данное затруднение удалось решить через профилизацию при изучении базовых дисциплин.

В соответствии с данными требованиями рабочая программа учебной дисциплины включает в себя:

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.

2. Структура и содержание учебной дисциплины.

3. Условия реализации учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины разрабатывается с учетом требования к результатам освоения ОПОП СПО по конкретной специальности или профессии и практического опыта, основных умений, которыми должен овладеть обучающийся и знаний, которые он должен усвоить при изучении дисциплины. В 2013-2014 учебном году преподавателями П(Ц)К общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин были разработаны рабочие программы базовых дисциплин:русский язык, литература, иностранный язык, история. Обществознание (включая экономику и право), физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла: основы философии, история, иностранный язык, физическая культура, русский язык и культура речи, психология общения.

В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО. Оценка качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП преподавателями П(Ц)К создаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу учебной дисциплины. Данный вид контроля стимулирует у студента стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения отдельных учебных дисциплин или модулей. В техникуме уже разработаны: Положение о фонде оценочных средств ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум», Положение о предметной (цикловой) комиссии, Положение о научно-методической работе преподавателей ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум», Положение по разработке рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (модуля) ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум» в соответствии с требованиями ФГОС СПО, Положение о календарно-тематическом плане, которые содержат обязательные требования к оформлению этих документов и призваны помочь преподавателям в этом нелегком деле.

Преподаватели П(Ц)К в 2013-2014 учебном году начали работу по разработке и наполнению фондов оценочных средств по реализуемым специальностям, а также разработку методических рекомендаций по методическому обеспечению внеаудиторной работы обучающихся, выполнению практических, лабораторных и самостоятельных работ в соответствии с ОПОП. Была проведена внутренняя экспертиза оценочных средств и представлены в информационно-методический центр техникума электронные и печатные версии контрольно-оценочных средств по дисциплинам всех специальностей. Разработанные контрольно-оценочные средства подлежат дальнейшей корректировке с учетом опыта реализации ОПОП по специальностям.

Анализ предлагаемых вариантов КОС показал, что одним из самых применяемых видов оценочных средств является тестирование. Оно часто используется преподавателями общеобразовательных дисциплин при проведении входного контроля знаний, промежуточной аттестации и т.д. Этот метод прост и не требует больших временных затрат при проведении контроля. В качестве других методов и оценочных средств контроля преподаватели П(Ц)К использовали:устные формы контроля, письменные формы контроля, технические формы контроля (компьютерное тестирование), зачет, экзамен по дисциплине, эссе, рефераты, анализ результатов работы, отчеты, учебные задачи, комплексные ситуационные задачи, метод проектов, экспертная оценка (результатов наблюдения, анализа продуктов деятельности, интервью, беседы, решения конкретных ситуаций ит.д.), дидактические (деловые и имитационные) игры.

Задача по обеспечению эффективной самостоятельной работы обучающихся через отработку механизмов управления внеаудиторной работой была направлена на реализацию требований ФГОС, связанных с организацией самостоятельной работы студентов. Доля самостоятельной подготовки студента резко возросла. Только через включение студента в постоянную практическую деятельность и приобретение первоначального практического опыта можно сформировать профессиональные компетенции. Преподаватель в этом процессе должен выступать как модератор, консультант и оценщик сформированных компетенций.

На заседаниях П(Ц)К обсуждались вопросы эффективности форм и методов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Планируемая к разработке учебно-методическая документация включена в годовые индивидуальные планы научно-методической работы преподавателей.

Практическая реализация задачи по обеспечению эффективной самостоятельной работы обучающихся через отработку механизмов управления внеаудиторной работой требует научно-методического обоснования спланированного времени на ее выполнение, так как в подавляющем большинстве объем времени на выполнение заданий определяется преподавателями эмпирически.

Основными формами внеаудиторной самостоятельной работу обучающихся стали: выполнение заданий в Рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине и Методические рекомендации по методическому обеспечению внеаудиторной работы обучающихся. В качестве методов организации внеаудиторной работы студентов преподаватели П(Ц)К применяют: выполнение задания по работе с источниками, составление презентации,заполнение таблиц, выполнение заданий на соответствие, формулирование определений терминов, письменные ответы на вопросы, решение ситуационных и учебных задач, выполнение индивидуальных творческих работ, участие в проектной деятельности и т.д.

Очень важно учесть накопленный в техникуме положительный опыт разработки содержания реализуемых образовательных программ, проанализировать потенциал и в 2014-2015 учебном году продолжить работу по разработке рабочих программ учебных дисциплин, корректировке разработанных контрольно-оценочных средств, информационно-методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплинам, реализуемых профессиональных образовательных программ.

Об авторе:

Комнатная Елена Ивановна - председатель предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Воронежской области «Павловский сельскохозяйственный техникум».

© 2010-2022